Главные вкладки

    Природные комплексы Русской равнины
    план-конспект урока по географии (8 класс)

    Иванов Сергей Анатольевич

    Природные комплексы Русской равнины

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prirodnye_kompleksy_russkoy_ravniny.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природные комплексы Русской равнины

    Цель: познакомить с разнообразием природных комплексов Восточно-Европейской равнины.

    Оборудование: фотографии, фильмы, картины, презентации, гербарий, книги.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    1. Фронтальный опрос

    — В каких климатических поясах находится Русская равнина?

    — Расскажите о влиянии четвертичного оледенения на рельеф Русской равнины.

    — Какие природные зоны находятся на равнине?

    — Какими полезными ископаемыми богата равнина?

    — Как изменяется климат с запада на восток и с севера на юг в разные сезоны года?

    — Почти вся Калмыкия охвачена процессами опустынивания. Объясните, что вызывает превращение зоны сухих степей в зону пустынь.

    — Каких животных можно акклиматизировать в природных зонах равнины?

    2. Работа с картой

    Учащиеся находят на карте объекты. После подготовки по одному ученику от варианта выходят к доске и показывают объекты на настенной карте.

    Вариант 1: острова (Соловецкие, Валаам), возвышенности (Валдайская, Смоленско-Московская, Северные Увалы, Среднерусская), Прикаспийская низменность, Окско-Донская равнина, реки (Онега, Вычегда, Волхов, Волга, Ока, Ветлуга, Днепр), озера (Онежская губа, Ильмень, Онежское, Белое, Чудское).

    Вариант 2: Кандалакшский залив, острова (Кижи, Колгуев), возвышенности (Приволжская, Тиманский кряж), горы Хибины, низменности (Печорская, Мещерская), реки (Печора, Северная Двина, Свирь, Нева, Кама, Москва, Ахтуба, Дон), озера (Ладожское, Имандра, Псковское, Селигер).

    3. Географический диктант

    — Русская равнина расположена на... (древней платформе).

    — На Кольском полуострове и в Карелии на поверхности фундамента находится... (Балтийский щит).

    — К поднятиям фундамента приурочены... (Среднерусская возвышенность и Тиманский кряж).

    — На рельеф северной части Русской равнины большое влияние оказало... (древнее оледенение).

    — Отполированные ледником скалы образуют рельеф... (бараньи лбы).

    — Холмы, образованные из принесенного ледником материала. (Моренные гряды.)

    — Климат Русской равнины. (Умеренно континентальный.)

    — Большое влияние на климат равнины оказывает... (Атлантический океан), т. к. в умеренных широтах преобладает... (западный перенос воздушных масс).

    — Реки Русской равнины имеют... (смешанное) питание и половодье... (весной).

    — Река, которая берет начало на Валдае и впадает в Каспийское море. (Волга.)

    III. Изучение нового материала

    1. Вступительное слово учителя

    Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности и еловые леса.

    Здесь расположены самые крупные природные комплексы природной зоны.

    Наиболее характерная особенность природы Русской равнины — хорошо выраженная широтная зональность ландшафтов.

    2. Самостоятельная работа в группах

    Класс делится на шесть групп. Каждой группе выдается лист с вопросами и заданиями. Работа проводится в течение 10—15 мин с использованием карт, учебника, гербариев, картин и таблиц. Далее — отчеты групп по 2 мин.

    Вопросы и задания для группы 1. Тундра

    1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения в тундре.

    2. Почему полоса тундры на Русской равнине узкая?

    3. Пользуясь гербарием, назовите растения тундры.

    4. Из каких деревьев состоит лесотундра?

    5. Почему в тундре не растут деревья?

    6. Почему растения тундры многолетние?

    7. Как называется климат тундры?

    Вопросы и задания для группы 2. Тайга

    1. Какие породы деревьев распространены в тайге Русской равнины?

    2. В каких таежных районах равнины преобладают сосны, а в каких ели? Объясните именно такое распространение данных пород деревьев. Растут ли на равнине кедры, лиственницы? Почему?

    3. На каких поверхностных отложениях распространены сосновые леса? Почему?

    4. Какие леса распространены в тайге на моренных равнинах?

    5. Определите показатели коэффициента увлажнения средних температур января и июля, годовое количество осадков в тайге.

    Вопросы и задания для группы 3. Смешанные и широколиственные леса

    1. Почему эта природная зона сужается к востоку?

    2. Что такое полесье?

    3. Чем заняты полесья?

    4. Почему на песчаных почвах не растут широколиственные леса?

    5. Как изменяется породный состав деревьев в зоне смешанных и широколиственных лесов при движении с севера на юг и с запада на восток?

    Вопросы и задания для группы 4. Лесостепи

    1. Какое влияние на природу лесостепей оказало вмешательство человека?

    2. Что такое западины?

    3. Определите, как изменяется коэффициент увлажнения в зоне лесостепей.

    4. Почему усилилась эрозия в зоне лесостепей?

    Вопросы и задания для группы 5. Степи

    1. Какие ландшафты сейчас преобладают в степи? Почему?

    2. Чему равен коэффициент увлажнения в степях?

    3. Какие почвы преобладают в степи?

    4. Почему животные степей живут стадами, а не в одиночку, как животные лесов?

    5. По каким причинам деревья степей и тундр растут в понижениях рельефа?

    Вопросы и задания для группы 6. Полупустыни и пустыни

    1. Определите, чему равен коэффициент увлажнения в полупустыни и пустыне.

    2. Могут ли в полупустыне расти деревья?

    3. Чем объяснить быстрое разрушение горных пород в пустыне?

    4. Почему на саксауле (дерево пустыни) образуется за год насколько годовых колец?

    5. Как растения и животные приспособились к засушливому климату пустыни?

    3. Сообщения учащихся о Карелии, Мещере

    Домашнее задание

    1. По Р.: § 33, вопросы к параграфу.

    По Б.: § 28, вопросы к параграфу.

    2. Подготовить сообщения об А. Е. Ферсмане, о рекреационных ресурсах Русской равнины (Золотое кольцо России).

    3. Выделить семь чудес Русской равнины, подготовить доклады о них.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины 8 класс

    Данная тема изучается в 8 классе. Учебник И.И.Бариновой "География. Природа России" Самостоятельная работа....

    Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"

    Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...

    Урок географии по теме: «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины» 8 класс

    ·       Формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины...

    Конспект урока географии на тему: "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы".

    Конспект урока по географии, 8 класс, по учебнику И.И.Баринова. Цели урока: углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей приро...