Рабочая программа по географии для 5 класса.
рабочая программа по географии (5 класс)

Хабиров Ильшат Насыхович

Рабочая программа по географии для 5 класса. Основное содержание, тематическое и КТ плпнирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5_kl.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии  для 5  класса.

Планируемые результаты изучения на уровне основного общего образования.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

•        ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•        гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

•        образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.:

-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.        

Метапредметными результатами изучения курса «География» на ступени основного общего образования являются следующие универсальные учебные умения (УУД):

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.        

-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.:

Предметные результаты изучения географии в 5 классе:

1. осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

-объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3. использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

4. использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

-наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

5. понимание смысла собственной деятельности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Основное содержание программы по географии в 5 классе.

Тема. Введение. Что изучает география.

Мир, в котором мы живем. Науки о природе. География — наука о Земле. Методы географических исследований. Обобщение по разделу «Что изучает география»

Тема. Как люди открывали Землю.

Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытия русских путешественников. Открытия русских путешественников. Урок-практикум работа с контурной картой «Имена на карте».                                

Тема. Земля во Вселенной.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса. Соседи Солнца.  Планеты-гиганты и маленький Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.  Мир звёзд        . Уникальная планета — Земля.  Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.        

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли.

Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование. План местности. Условные знаки. Горизонтали. Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте. Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географической карте.                                Тема 5. Природа Земли.

Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам. Рельеф Земли. Горы и равнины. Обобщение по теме «Строение Земли». Вода на Земле. Воды суши. Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Ветер (бризы, муссоны). Облака. Явления в атмосфере. Беспокойная атмосфера. Погода. Климат. Живая оболочка Земли. Почва - особое природное тело.

Практические работы по геграфии в 5 классе.

  1. Описание объектов, явлений природы.
  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
  3. Работа с картой «Имена на карте».
  4. Ориентирование на местности. Определение азимута.
  5. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
  6. Строение вулканов
  7. Описание особенностей материков.
  8. Стихийные явления природы

Тематическое планирование по географии для 5 класса.

Название раздела

Кол-во час

Практ. раб

проекты

1

Раздел 1. Что изучает география

5

1

2

Раздел 2. как люди открывали Землю

5

1

3

Раздел 3. Земля во Вселенной

9

4

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

4

3

5

Раздел 5. Природа Земли

11

Человек и природа

Календарно-тематическое планирование по географии  для 5 класса

Тема

Кол-во часов

примечание

Дата проведения

план

факт

Тема. Введение. Что изучает география.

Мир, в котором мы живем.

1

Науки о природе. География — наука о Земле.

1

Методы географических исследований

1

Обобщение по разделу «Что изучает география»

1

Тема. Как люди открывали Землю.

Географические открытия древности и Средневековья

1

Важнейшие географические открытия

1

Открытия русских путешественников

1

Открытия русских путешественников

1

Урок-практикум работа с контурной картой «Имена на карте».

1

Тема. Земля во Вселенной.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Современные исследования космоса.

1

Соседи Солнца.  Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

Мир звёзд

1

Уникальная планета — Земля.  Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.

1

Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной»

1

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли.

Стороны горизонта. Азимут.

1

Ориентирование.

1

План местности. Условные знаки. Горизонтали.

1

Географическая карта. Легенда карта. Изображение неровностей земной поверхности на карте.

1

Градусная сеть. Определение сторон горизонта на географической карте.

1

Тема. Природа Земли.

Как возникла Земля.

1

Внутреннее строение Земли

1

Землетрясения и вулканы.

1

Путешествие по материкам.Рельеф Земли. Горы и равнины.

1

Обобщение по теме «Строение Земли»

1

Вода на Земле

1

Воды суши

1

Обобщение знаний по теме

1

Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы.

1

Движение воздуха.Ветер (бризы, муссоны)

1

Облака. Явления в атмосфере.Беспокойная атмосфера.

1

Погода. Климат

1

Живая оболочка Земли. Почва-особое природное тело.

1

Обобщение знаний по курсу «География. Начальный курс» 5 класс

1

Проектная работа «Человек и природа»

1

Критерии и нормы оценивания учебной деятельности обучающихся по географии.

Формы контроля: устный ответ, практическая работа, тест, выполнение практических работ на карте, презентации, проект, диагностическая тестовая работа, контрольная работа

Критерии оценки устного ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений приведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения

последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей; Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;   Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии оценки практических работ

 Отметка "5" Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Ученик работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учеником в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.  Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учеником с помощью учителя. Ученик показал знания теоретического материала, но испытал затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда ученик оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Работа с картой, в том числе контурной картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов или полное неумение использовать карту и источники знаний.

Самостоятельные, проверочные и контрольные работы

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;      2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;      2.или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может  быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.  3. не приступал к выполнению работы;

Нормы оценивания диагностической тестовой работы:

Высокий уровень, оценка «5»: число верных ответов -от 90 до 100%. Повышенный уровень (оценка «4»): число верных ответов -от 70 до 89%. Базовый уровень (оценка «3»): число верных ответов -от 50до 69%.

УМК: 

  1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
  2. Электронное приложение к учебнику на сайте издательства «Дрофа»
  3. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
  4. Т.П. Герасимова,   Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.6 класс – М.: Дроф.
  5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
  6. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. География России. Хозяйство и географические районы. М. Дрофа.
  7. И.И. Баринов. География России. Природа. 8 класс.  М.:Дрофа,.
  8. Алесеев. Низовцев. Хозяйство России.  9 класс. М.Дрофа
  9. Комплект интерактивных карт по курсу география. 
  10. Интернет-ресурсы  www.zavuch.infowww.1september.ruhttp://school-collection.edu.ru, http://onlinetestpad.com/ruhttps://easyen.ru/load/geografija/9_klass/rabochaja_programma_i_ktp_po_geografii_9_klass/99-1-0-66864

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...