рабочая программа по географии для обучающихся 6-9 коррекционного класса
рабочая программа по географии (7, 8, 9 класс)

Полещук Елена Борисовна

Прогамма разработанна для обучающихся с легкой умственной отсталостью на основе примерной программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya.docx110.53 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа п. Восточный имени И. Ф. Панченко»

(МОУ СОШ п. Восточный)

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой теоретической и практической педагогики

 (протокол № 1 от 28.08.2019 г.)

Руководитель  

______Е. В. Рослевич

СОГЛАСОВАНА

зам.директора по УВР _________

Е. В. Рослевич

__________2019 г.

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

(протокол педсовета №7 от 29.08.2019 г.)

УТВЕРЖДЕНА

        Директор

МОУ СОШ п. Восточный

____________

Е.Н.Чучуй

Приказ от 30.08.19 № 72

Рабочая программа

учебного предмета

география

для обучающихся 6 – 9 класса

 с легкой умственной отсталостью

Учитель: Е. Б. Полещук

Высшая категория

2019 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от  09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации   от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189 с изменениями.

4. Программа по географии разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., Автор программы: Т.М.Лифанова, рекомендованной Министерством образования РФ.

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

6.Устав МОУ СОШ п. Восточный.

7. Примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

8.Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов МОУ СОШ п. Восточный.

9.Учебный план МОУ СОШ п. Восточный на 2019 – 2020 учебный год

    Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии являются:

  • формирование представлений о географии, и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
  • формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
  • формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
  • овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
  • формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

Место географии в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, (2 часа в неделю) в 6 – 9 классах.

Данную рабочую программу реализует УМК:

- учебник: «География»  для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2006г

- учебник: «География»  для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2007г.

- учебник: для 8 класса. «География материков и океанов» Авторы Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н., Москва издательство «Просвещение», 2009 год.

- учебник: «География»  для 9 класса. Авторы Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н., Москва издательство «Просвещение» 2009 год.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

6 класс

Учащиеся должны знать:

что изучает география;

горизонт, линию и стороны горизонта;

основные формы земной поверхности;

виды водоемов, их различия;

меры по охране воды от загрязнений;

правила поведения в природе;

отличие плана от рисунка и географической карты;

масштаб, его обозначение;

основные направления на плане, географической карте;

условные цвета и знаки географической карты;

распределение суши и воды на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце, как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Географическое положение нашей страны на физической карте и карте полушарий;

Учащиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

читать географическую карту;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

выполнять задания, предложенные учителем;                     

7 класс

Учащиеся должны знать:

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне, экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон "России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

  8 класс

Учащиеся должны знать:

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение,  моря, относящиеся к тому или иному  океану и их хозяйственное значение;

Материки: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия;

особенности географического положения, очертания берегов и природные условия, типичных представителей  растительного и животного мира каждого материка, их государства и  население .

Учащиеся должны уметь:

      показывать на  карте полушарий океаны, материки, их географическое положение и очертания        берегов и давать элементарное описание их природных условий, называть особенности того или иного океана и материка.

  9 класс

Учащиеся должны знать:

Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых

 государств Евразии;

Границы, государственный строй и символику России;

Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Учащиеся должны уметь:

называть изучаемые государства и их столицы;

по иллюстрациям, перечисленным характерным достопримечательностям узнавать государства Евразии или их столицы, города;

показывать Россию на политической карте мира;

показывать свою местность на карте Новосибирской области и рассказать о ее географическом положении;

давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

называть или показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  1. Содержание учебного предмета

6 класс

Введение - 4 часа

 География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Ориентирование на местности - 6 часов

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практическая работа №1. «Зарисовка схем сторон горизонта»

План и карта - 10 часов

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практическая работа №2. «Зарисовка условных знаков и чтение планов»

Формы поверхности Земли - 5 часов

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле - 11 часов

Вода на Земле. Родник, его образование.  Колодец. Водопровод.  Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практическая работа №3. «Составление плана изучения водоема своей местности»

Земной шар -  15 часов

 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практическая работа №4. «Зарисовка схемы Солнечной системы»

Карта России - 17 часов

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.  Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии. Контрольная работа.

Практическая работа №5. «Зарисовка схемы «От чего зависит климат»

7 класс

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) - 10 часов

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

Европейская и Азиатская части России.

Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли,

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Амурской области. Пути рационального использования.

Природные зоны России - 46 часов

Введение  

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь - 4 часа    

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

 Зона тундры - 7 часов

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия.  Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
          Лесная зона - 15 часов

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Обобщающий урок по лесной зоне.
          Степи - 7 часов

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.  Охрана природы зоны степей.

 Полупустыни и пустыни - 5 часов

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.

Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики - 2 часа

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах - 5 часов

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.

Региональный компонент - 8 час.

 Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы. Растительный мир. Животные. Хозяйство. Население и его основные занятия.

Город Благовещенск. Экологические проблемы. Охрана природы.

Практическая  часть - 7 часов 

№ 1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

№2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и подписывание их названий.

№3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой

     природной зоны растений и животных.

    №4.  Зарисовка условных знаков полезных ископаемых (природных зон России).

8 класс.

Введение.

Что изучает география материков и океанов.

Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

 Океаны  - 6 часов

           Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.Современное изучение Мирового океана.

Практические  работы

№1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Африка - 10часов.

         Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн.

Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов.

Государства, их столицы .Египет. Эфиопия, Танзания. Конго. Нигерия. ЮАР.

Практические  работы

№2. Обозначение на кальке контура материка Африка,острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир и др.), гор (Атласские, Драконовы), Суэцкого канала, озер, заливов и проливов, нагорья и плоскогорья, полезных ископаемых.        

  Австралия - 8 часов

Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Растительный мир.          Животный мир. Охрана природы.  Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра,  Сидней   и Мельбурн. Океания. Остров Новая Гвинея.

Практические работы

№3. Обозначение на кальке контура материка Австралии, островов Новая Гвинея и Тасмания,рек, озеро, пустынь, полуостровов, риф, хребет, заливы, моря, полезные ископаемые.    

        Антарктида. - 7 часов  

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы , ее поверхность и климат.

Растительный и животный мир. Охрана природы.  Современные  исследования Антарктиды.

Практические работы

№4. Обозначение на кальке контура  изучаемого материка, морей, полуострова, земель, научных станций.

        Америка.- 10 часов

Открытие Америки.
Северная Америка.

Географическое положение, очертания берегов. Острова и  полуострова.

Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера.

Растительный и животный мир.        Население и государства. США.  Канада. Мексика , Куба.

Практические работы

№5. Обозначение на кальке контурна материка Северная Америка, морей, заливов и Берингова пролива, Панамского канала, островов, полуостровов, гор Кордильеры, рек,  Великих озер, равнин, низменностей, полезных ископаемых.

      Южная Америка 10 ч.

     Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.

Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир Население (коренное и пришлое). Бразилия.  Аргентина.

 Перу.

Практические работы

№6. Обозначение на кальке контура материка, островов, Панамского канала, низменностей, Бразильского и Гвианского плоскогорей, горы Анды, рек, озер, проливов, Панамского канала и полезных ископаемых.

 Евразия - 16 часов

            Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение.

Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.   Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.

Практические  работы

№7. Запись в тетради морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, пустынь Европы и Азии.

№8. Обозначение условной границы между Европой и Азией на карте и запись в тетради ориентировочных объектов.

Запись  названий и зарисовка в тетради типичных представителей растительного и животного мира материка Евразии.

9 класс.

Страны Европы – 25 часов

             Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор).
Западная Европа

 Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа        

Испания. Португалия (Португальская Республика).

Италия (ИтальянскаяРеспублика)Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
   

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция).Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа'

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика).  Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика).

Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория..

Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Украина.

Молдавия (Республика Молдова).
Страны Азии - 22 часа

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан) Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика).

Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак).

Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

 Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика).

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).  Япония.

Юго-Восточная Азия

Таиланд. Вьетнам. Индонезия.

Россия - 5 часов

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.

Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России.

Практические  работы

Нанесение границы Европы и Азии.

Свой край  - 16 часов

История возникновения. Положение на карте области,  Границы. Поверхность. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Реки, пруды, озера, нашей местности.

Водоснабжение  нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы,  грибы, орехи, ягоды,

лекарственные растения). Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные  животные, птицы, рыбы,  насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами.   Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

 Население нашей области. Национальные обычаи, традиции, костюмы,

 национальная кухня.

 Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие,

где могут работать выпускники школы Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство).        

Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной, подземный).

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

Практические работы

№1. На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из бумаги,

месторождения полезных ископаемых.

К карте своей области прикрепить рисунки наиболее распространенных растений и животных.

Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.

 №2. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм  земной поверхности,

 отрасли  промышленности и сельского хозяйства.

  1. Тематическое планирование

6 класс

Название темы,  разделов

Количество

В том числе контроль и оценка

Контрольные работы

Практические работы

Тесты, проверочные работы

Внутришкольный мониторинг качества( стартовый, рубежный, итоговый), промежуточная аттестация

1

Введение

4

2

Ориентирование на местности

6

№1. Зарисовка схем сторон горизонта

3

План и карта

10

№2. Зарисовка условных знаков и чтение планов

4

Формы поверхности Земли

5

5

Вода на Земле

11

№3. Составление плана изучения водоема своей местности

6

Земной шар

15

№4. Зарисовка схемы Солнечной системы

7

Карта России

17

№5. Зарисовка схемы «От чего зависит климат»

Итого

68

7 класс

Название темы,  разделов

Количество

В том числе контроль и оценка

Контрольные работы

Практические работы

Тесты, проверочные работы

Внутришкольный мониторинг качества( стартовый, рубежный, итоговый), промежуточная аттестация

1

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

10

2

Природные зоны России

58

№ 1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

3

Зона арктических пустынь

4

4

Зона тундры

7

5

Лесная зона

15

№2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и подписывание их названий.

6

Степи

7

7

Полупустыни и пустыни  

7

№3. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой

     природной зоны растений и животных.

8

Субтропики

2

9

Высотная поясность в горах

5

10

Региональный компонент

9

  №4.  Зарисовка условных знаков полезных ископаемых

Итого

68

4

8 класс

Название темы,  разделов

Количество

В том числе контроль и оценка

Контрольные работы

Практические работы

Тесты, проверочные работы

Внутришкольный мониторинг качества( стартовый, рубежный, итоговый), промежуточная аттестация

1

Введение

1

2

Мировой океан

6

№1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

3

Африка

10

№2. Обозначение на кальке контура материка Африка,острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир и др.), гор (Атласские, Драконовы), Суэцкого канала, озер, заливов и проливов, нагорья и плоскогорья, полезных ископаемых.        

4

Австралия

8

№3. Обозначение на кальке контура материка Австралии, островов Новая Гвинея и Тасмания,рек, озеро, пустынь, полуостровов, риф, хребет, заливы, моря, полезные ископаемые.    

5

Антарктида.

7

6

Северная Америка

10

№5. Обозначение на кальке контурна материка Северная Америка, морей, заливов и Берингова пролива, Панамского канала, островов, полуостровов, гор Кордильеры, рек,  Великих озер, равнин, низменностей, полезных ископаемых.

7

Южная Америка

10

№6. Обозначение на кальке контура материка, островов, Панамского канала, низменностей, Бразильского и Гвианского плоскогорей, горы Анды, рек, озер, проливов, Панамского канала и полезных ископаемых.

8

Евразия

16

№7. Запись в тетради морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, пустынь Европы и Азии.

№8. Обозначение условной границы между Европой и Азией на карте и запись в тетради ориентировочных объектов.

Итого

68

8

9 класс

Название темы,  разделов

Количество

В том числе контроль и оценка

Контрольные работы

Практические работы

Тесты, проверочные работы

Внутришкольный мониторинг качества( стартовый, рубежный, итоговый), промежуточная аттестация

1

Страны Европы

25

2

Страны Азии

22

3

Россия

5

4

Свой край

16

№1. На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из бумаги,

месторождения полезных ископаемых.

К карте своей области прикрепить рисунки наиболее распространенных растений и животных.

№2. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм  земной поверхности,

 отрасли  промышленности и сельского хозяйства.

Итого

68

Приложение к рабочей программе по биологии для обучающихся

6 – 9 класса с легкой умственной отсталостью

Утверждено на заседании кафедры теоретической и практической педагогики

(протокол №1 от28.08.2019 г)

Руководитель: ______ Е. В. Рослевич

        Календарно - тематическое планирование по биологии для обучающихся

6 – 9 класса с легкой умственной отсталостью

Учебники:

  • «География»  для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2006г.
  • «География»  для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2007г.
  • «География материков и океанов» 8 класс. Авторы Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н., Москва издательство «Просвещение», 2009 год.
  • «География»  для 9 класса. Авторы Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н., Москва издательство «Просвещение» 2009 год.

         Программа по географии разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г., Автор программы: Т.М.Лифанова, рекомендованной Министерством образования РФ.

6 класс

Дата проведения урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

I триместр

Введение (4 ч)

1

2.09

География – наука о природе Земли, населения и его хозяйственной деятельности

2

6.09

Наблюдения за изменениями высоты Солнца. Признаки времени года

3

9.09

Явления природы

4

13.09

Географические сведения о своей местности.

Ориентирование на местности (6 ч)

5

16.09

Горизонт. Линия горизонта

6

20.09

Стороны горизонта. Пр. р. №1. Зарисовка схем сторон горизонта

7

23.09

Компас, правила пользования

8

27.09

Ориентирование по местным признакам

9

30.09

Обобщающий урок

10

4.10

Ориентирование на местности - экскурсия

План и карта (10 ч)

11

7.10

Рисунок и план предмета

12

14.10

Масштаб. Измерение расстояний по масштабу

13

18.10

План класса

14

21.10

План школьного участка

15

25.10

Условные знаки плана местности

16

28.10

План и географическая карта

17

1.11

Условные цвета физической карты

18

4.11

Условные знаки физической карты

19

8.11

Физическая карта России

20

11.11

План и карта. Пр. р.  №2. Зарисовка условных знаков и чтение планов

Форма поверхности Земли (5 ч)        

21

15.11

Знакомство с формами рельефа своей местности

II триместр

22

25.11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины. Холмы

23

29.11

Овраги, их образования

24

2.12

Горы. Понятия о землетрясении, извержении вулкана

25

6.12

 Формы поверхности Земли.

Вода на Земле (11 ч)

26

9.12

Вода в природе

27

13.12

Родник, его образование

28

16.12

Колодец. Водопровод

29

20.12

Река, её части. Горные и равнинные реки

30

23.12

Как люди используют реки

31

27.12

Озёра, водохранилища, пруды

32

10.01

Болота, их осушение

33

13.01

Океаны и моря. Явления природы

34

17.01

Острова и полуострова

35

20.01

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения

36

24.01

Вода на Земле. Пр. р. №3. Составление плана изучения водоема своей местности

Земной шар (15 ч)

37

27.01

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

38

31.01

Планеты

39

3.02

Земля – Планета. Доказательства шарообразности Земли

40

7.02

Глобус – модель Земного шара

41

10.02

Физическая карта полушарий

42

14.02

Распределение воды и суши на Земле

III триместр

43

24.02

Океаны на глобусе и карте полушарий

44

28.02

Материки на глобусе и карте полушарий

45

2.03

Первые кругосветные путешествия

46

6.03

Значение Солнца для жизни на Земле

47

9.03

Понятия о климате, его отличия от погоды

48

13.03

Пояса освещенности

49

16.03

Природа тропического пояса

50

20.03

Природа умеренных и полярных поясов

51

23.03

Земной шар. Пр. р. №4. Зарисовка схемы Солнечной системы

Карта России (17 ч)        

52

27.03

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте

53

30.03

Границы России

54

3.04

Морские границы. Океаны и моря, омывающие границы России

55

6.04

Моря Тихого и Атлантического океанов

56

13.04

Острова и полуострова России

57

17.04

Работа с контурными картами

58

20.04

Поверхность нашей страны

59

24.04

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

60

27.04

Крупнейшие месторождения П.И.

61

4.05

Работа с контурными картами

62

8.05

Реки: Волга с Окой и Камой

63

11.05

Реки: Дон, Днепр, Урал

64

15.05

Реки Сибири: Обь, Иртыш

65

18.05

Реки: Лена, Амур

66

22.05

Озёра: Ладожское, Онежское

67

25.05

Пр. р. №5. Зарисовка схемы «От чего зависит климат»

68

29.05

Наш край на карте России

7 класс

Дата проведения урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

I триместр

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)  (10 ч)

1

2.09

Введение. Географическое положение России на карте мира.

2

6.09

Европейская и Азиатская часть России. Административное деление России

3

9.09

Разнообразие рельефа

4

13.09

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

5

16.09

Климат России

6

20.09

Водные ресурсы России, их использование.

7

23.09

Население России. Народы России.

8

27.09

 Промышленность — основа хозяйства России, ее отрасли.

9

30.09

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта.

10

4.10

Обобщение по теме: «Особенности природы и хозяйства России»

Природные зоны России  (58 ч)

11

7.10

Размещение природных зон на территории России

12

14.10

Карта природных зон России. Пр. р. № 1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

Зона арктических пустынь  (4 ч)

13

18.10

Обобщение по теме. Положение на карте

14

21.10

Климат. Растительный и животный мир.

15

25.10

Население и его основные занятия. Северный морской путь

16

28.10

Обобщение по теме: «Зона арктических пустынь»

Зона тундры  (7 ч)

17

1.11

Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

18

4.11

Климат. Водоемы тундры.

19

8.11

 Растительный мир.

20

11.11

 Животные тундры.

21

15.11

Хозяйство. Население и его основные занятия.

II триместр

22

25.11

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

23

29.11

 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (15 ч)

24

2.12

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

25

6.12

Климат.

26

9.12

Реки, озера, каналы.

27

13.12

Растительный мир. Хвойные леса.

28

16.12

 Смешанные и лиственные леса.

29

20.12

Животный мир лесной зоны.

30

23.12

Пушные звери.

31

27.12

Значение леса. Пр. р. №2. Нанесение на контурные карты изученных объектов.

32

10.01

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

33

13.01

Города Центральной России.

34

17.01

Особенности развития хозяйства и города Северо-Западной России.

35

20.01

Западная Сибирь.

36

24.01

Восточная Сибирь.

37

27.01

Дальний Восток.

38

31.01

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

Степи (7 ч)

39

3.02

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые, реки.

40

7.02

Растения зоны степей.

41

10.02

 Животный мир степей.  

42

14.02

Хозяйство.  Население и его основные занятия.

III триместр

43

24.02

Города степной зоны.

44

28.02

Охрана природы зоны степей.

45

2.03

Обобщение по теме: «Степи»

Полупустыни и пустыни (7ч)

46

6.03

Полупустыни и пустыни. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

47

9.03

Климат. Реки

48

13.03

Растительный мир

49

16.03

Животный мир. Пр. р  №3. Зарисовки типичных  растений и животных.

50

20.03

Хозяйство, население и его основные занятия

51

23.03

Города зоны полупустынь и пустынь

52

27.03

Города зоны полупустынь и пустынь

Субтропики    (2 ч)

53

30.03

Субтропики. Положение на карте.

54

3.04

Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты.

Высотная поясность в горах( 5 ч)

55

6.04

Положение на карте Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

56

13.04

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный.

57

17.04

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала.

58

20.04

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Города.

59

24.04

Горы Восточной Сибири, Хозяйство. Население. Города.

Региональный компонент  (9 ч)

60

27.04

Амурская область. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Пр. р. №4.  Зарисовка условных знаков полезных ископаемых

61

4.05

Климат Особенности природы.

62

8.05

Растительный мир.

63

11.05

Животные.

64

15.05

Хозяйство.

65

18.05

Население.

66

22.05

Город Благовещенск.

67

25.05

Охрана природы

68

29.05

Обобщение по теме «Амурская область»

8 класс

Дата проведения урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

I триместр

1

2.09

Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий

Мировой океан (6 ч)

2

6.09

Мировой океан. Пр. р №1. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

3

9.09

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

4

13.09

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

5

16.09

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

6

20.09

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

7

23.09

Современное изучение Мирового океана.

Африка (10ч)

8

27.09

Африка. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова.

9

30.09

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

10

4.10

Растения тропических лесов.

11

7.10

Животные тропических лесов.

12

14.10

Растительный мир саванн.

13

18.10

Животный мир саванн.

14

21.10

Растительный и животный мир пустынь.

15

25.10

Население. Жизнь и быт народов.

16

28.10

Государства, их столицы

17

1.11

Урок- повторение по теме: «Африка». Пр. р. №2. Обозначение объектов Африки.

Австралия (8ч)

18

4.11

 Географическое положение, очертания берегов, острова.

19

8.11

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.

20

11.11

Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

21

15.11

Растительный мир.

II триместр

22

25.11

Животный мир. Охрана природы.

23

29.11

Население (коренное и пришлое).

24

2.12

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

25

6.12

Материк Австралия. Пр. р. №3. Обозначение объектов Австралии.

Антарктида (7ч)

26

9.12

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

27

13.12

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

28

16.12

Особенности природы, ее поверхность и климат Антарктиды

29

20.12

Растительный и животный мир. Охрана природы Антарктиды .

30

23.12

Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

31

27.12

Антарктида и Австралия.

32

10.01

Материки: Австралия и Антарктида.

Открытие Америки  (10 ч)

33

13.01

Северная Америка. Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова.

34

17.01

Природные условия, рельеф, климат Северной Америки.

35

20.01

Реки и озера Северной Америки.

36

24.01

Растительный и животный мир Северной Америки.

37

27.01

Населения и государства Северной Америки.

38

31.01

Государство США.

39

3.02

Государство Канада.

40

7.02

Государства Мексика, Куба.

41

10.02

Урок-повторение по теме: «Северная Америка». Пр. р. №5. Обозначение объектов Северной Америки.

Южная Америка (10ч)

42

14.02

Географическое положение, очертания берегов.

III триместр

43

24.02

Природные условия, рельеф, климат Южной Америки.

44

28.02

Реки и озера Южной Америки.

45

2.03

Растительный мир тропических лесов Южной Америки.

46

6.03

Животный мир тропических лесов Южной Америки.

47

9.03

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов Южной Америки.

48

13.03

Животный мир саванн, гор Южной Америки.

49

16.03

Население (коренное и пришлое) Южной Америки.Крупные государства , их столицы.

50

20.03

Материк-Америка. Пр. р. №6. Обозначение объектов Южной Америки.

51

23.03

Часть света — Америка.

Евразия (16 ч)

52

27.03

Величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия.

53

30.03

Очертания берегов Европы. Крупнейшие острова и полуострова.

54

3.04

Очертания берегов Азии. Крупнейшие острова и полуострова. Пр. р. №7. Запись в тетради объектов гидросферы.

55

6.04

Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

56

13.04

Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. Пр. р. №8. Обозначение условной границы между Европой и Азией.

57

17.04

Типы климата Евразии.

58

20.04

Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы.

59

24.04

Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы.

60

27.04

Растительный и животный мир Европы. Международное сотрудничество в охране природы.

61

4.05

Растительный и животный мир Азии. Международное сотрудничество в охране природы.

62

8.05

Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии.

63

11.05

Культура и быт народов Европы и Азии.

64

15.05

Острова, полуострова, разные формы рельефа Евразии

65

18.05

Части света: Европа и Азия.

66

22.05

Евразия - величайший материк земного шара.

67

25.05

Евразия - материк на котором мы живем.

68

29.05

Евразия-материк на котором мы живем.

9 класс

Дата проведения урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

I триместр

Европа (25ч)

1

2.09

Политическая карта Евразии. Государства Евразии

2

6.09

Великобритания.

3

9.09

Франция.

4

13.09

Германия.

5

16.09

Австрия.

6

20.09

Швейцария.

7

23.09

Повторение « Западная Европа».

8

27.09

Государства Западной Европы.

9

30.09

Южная Европа. Испания.

10

4.10

Португалия.

11

7.10

Греция

12

14.10

Северная Европа. Норвегия.

13

18.10

Швеция.

14

21.10

Финляндия.

15

25.10

Урок-повторение: Южная и Северная Европа.

16

28.10

Восточная Европа. Польша.

17

1.11

Венгрия.

18

4.11

Румыния. Болгария.

19

8.11

Сербия. Черногория.

20

11.11

Эстония. Латвия.

21

15.11

Литва. Белорусия

II триместр

22

25.11

Украина.

23

29.11

Молдавия.

24

2.12

Восточная Европа.

25

6.12

Восточная Европа.

Азия (22ч)

26

9.12

Центральная Азия Казахстан.

27

13.12

Узбекистан.

28

16.12

Туркмения.

29

20.12

Киргизия.

30

23.12

Таджикистан.

31

27.12

Центральная Азия.

32

10.01

Государства Центральной Азии.

33

13.01

Юго-Западная и Южная Азия

Грузия, Азербайджан.

34

17.01

Армения.

35

20.01

Турция.

36

24.01

Ирак. Иран

37

27.01

Афганистан.

38

31.01

Индия. Население, культура, обычаи, традиции Индии.

39

3.02

Юго-Западная и Южная Азия.

40

7.02

Восточная Азия. Китай.

41

10.02

Монголия.

42

14.02

Корея. Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

III триместр

43

24.02

Япония.

44

28.02

Население, культура, обычаи, традиции Японии.

45

2.03

Юго-Восточная Азия. Вьетнам

46

6.03

Таиланд. Индонезия.

47

9.03

Восточная и Юго-Восточная Азия.

Россия (5ч)

48

13.03

Российская Федерация — крупнейшее государство Евразии.

49

16.03

Сухопутные и морские границы России.

50

20.03

Административное деление России .

51

23.03

Столица, крупные города России.

52

27.03

Российская Федерация.

Амурская область (16ч)

53

30.03

История возникновения нашего края.

54

3.04

Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.

55

6.04

Климат.

56

13.04

Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Пр. р. №1.Обозначить

месторождения полезных ископаемых.

57

17.04

Внутренние воды. Охрана водоемов. Пр. р. №2. Записать в тетрадь названия местных водоемов.

58

20.04

Растительный мир нашего края Красная книга. Охрана растительного мира.

59

24.04

Животный мир нашей местности. Красная книга. Охрана животных.

60

27.04

Население нашей области.

61

4.05

Промышленность нашей местности.

62

8.05

Специализация сельского хозяйства нашей местности.

63

11.05

Транспорт нашего края.

64

15.05

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

65

18.05

Наш поселок.

66

22.05

Моя малая Родина.

67

25.05

Евразия - материк на котором мы живем.

68

29.05

География-наука о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии (для обучающихся 10 класса) (70часов в год, 2 часа в неделю) 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений.География. 10-11 класс. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.Издательство – М.: «Просвещени...

Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ (для обучающихся 5 класса) (35 часов в год, 1 час в неделю) 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы.Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013 Рабочая программа полно...

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

Рабочая программа по географии для обучающихся 5 в класса

рабочая программа по географии в соответствии ФГОС...

Рабочая программа по географии для обучающихся 5г класса

Рабочая программа  для обучающихся 5 "г" класса в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по "Географии" для обучающихся на дому. 8 класс

Данная рабочая программа предназначена для детей обучающихся на дому....