Технологическая карта урока географии в 11 классе в рамках ФГОС
план-конспект урока по географии (11 класс)

Заика Елена Владимировна

Тема: Япония. Общая характеристика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по географии.

Учитель географии Заика Е.В.

МБОУ СОШ №4

Предмет

география

Класс

11

Тип урока

урок открытия новых знаний

Технология построения урока

Развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, групповая

Тема

 Япония. Общая характеристика.

Цель

 Формирование представления об особенностях ЭГП природы, населения, культуры, традиций Японии

Основные термины, понятия

«Ниппон», сегун, сегунат, революция Мэйдзи, сакура, сумо, карате, кимоно, бонсай, икебана, оригами, синтоизм, айкидо, самурай, татами, гайдзины.

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление об особенностях ЭГП Японии;

- уметь анализировать карты;

- сравнивать и делать выводы,

- находить и объяснять причинно- следственные связи,

- отвечать на проблемные вопросы,

- использовать различные источники информации.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, атласе, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Мультимедийный комплекс, презентация «Япония», карты стенные, атласы, учебники, тетради, письменные принадлежности.


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Учитель организует класс на восприятие урока. На фоне японской музыки и картин природы Японии учитель начинает урок.

Слушают, запоминают.

аааактуали

Предметные:

- правильно определить название страны;

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- выполнять анализ;

регулятивные:

- осуществлять  самоконтроль;

-  овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен одной из самых загадочных стран мира. О ней европейцы узнали из рассказов Марко Поло. А в России имели представление об этой стране из отчетов русского посла.

Эту страну называют «страной наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране:

- пальто подает женщина,

- руль в машине с правой стороны,

-спят на полу, а не в кровати,

- траурным является белый цвет, а не черный.

Какими только эпитетами не награждали страну:

- Страна Восходящего Солнца,

- Страна вечной молодости,

- Страна цветущей сакуры,

- Страна самураев, якудзы и харакири,

- Страна икебаны и бонсаи,
- Страна чайной церемонии,

- Страна каллиграфии и живописи.

Определите тему урока.

Обучающиеся предлагают о какой стране идет речь

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

-определять признаки, характеризующие страну.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

- парная мозговая атака, составление «двойного списка».

- Почему Японию называют страной веры в гармонию?

Учащиеся высказывают свои предположения.

 Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

-

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, почему Японию называют страной гармонии и веры?

- Для чего все это вам нужно знать?

-По какому плану даем характеристику страны?

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Учащиеся называют план характеристики.

Открытие нового знания

Предметные:

- объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов. оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.

-     составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации.

 - объяснять причины и следствия «японского парадокса».

Работа в группах

Метод «Зигзаг»

Класс делится на четыре группы по 4 человека.

Другие учащиеся создают экспертную группу.

В «родной» группе. Рассчитайтесь на 1,2,3,4.

Переходим в «кооперативные группы».

Каждая группа получает задание.

I группа:  познакомится с визитной карточкой Японии;

Определить по плану ЭГП Японии;

II группа: Природные условия и ресурсы  Японии.

  • Площадь страны 377688 км2
  • Столица Японии — Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
  • Численность населения составляет 127,3 млн. человек.
  • Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито (у власти с 7 января 1989 г.). Глава правительства – премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми.
  • Денежная единица – иена.
  • Крупные города: Йокохама (3500 тыс. чел.), Осака (3000 тыс. чел.), Нагоя (2800 тыс. чел.), Саппоро (2000 тыс. чел.), Кобе (1600 тыс. чел.), Киото (1500 тыс. чел.), Фукуока (1350 тыс. чел.), Кавасаки (1230 тыс. чел.).
  • Политические партии: Либерально-демократическая партия, Демократическая партия Японии, Партия «Сакигакэ» (Предвестник), Коммунистическая партия Японии.

Рельеф. Свыше 3/4 территории занимают возвышенности и горы (главным образом низкие и средневысотные); низменности (крупнейшая — Канто, или Токийская) расположены отдельными участками вдоль побережий. На о. Хоккайдо основные хребты являются продолжением цепей Сахалина и Курильских островов, протягиваясь с севере на юг и с северо-востока на юго-запад; наиболее высокие вершины, расположенные в районе их пересечения, превышают 2000 м {г. Асахи, 2290 м). Равнины занимают не более 15% территории Японии и их окаймляют горы. На Японских островах около 188 вулканов, из них более 40 — действующие. Имеются горячие источники.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III группа: Население Японии.

IV группа: Обычаи, традиции японского народа

Учащиеся через 10 мин. Работы в «кооперативных» группах возвращаются в свои «родные» группы. Каждый доносит свою информацию.

Климат Японии влажный, морской. Вследствие значительной протяженности Японии с севера на юг существуют большие климатические различия. На о. Хоккайдо, в Саппоро, средняя температура января —5°С, июля +22°С, на южных японских островах, в Кагосиме, — соответственно +6°С и +27°С, на Окинаве (о-ва Рюкю) — +16°С и +28"С. Общее годовое количество осадков колеблется от немногим менее 1000 мм на востоке Хоккайдо до 3800 мм на некоторых хребтах центрального Хонсю.

Недра страны содержат запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд.

Флора

      Примерно 60% площади Японии покрыто лесами. Произрастают 2750 видов растений, в том числе 168 древесных пород. На Японских островах встречаются растения, характерные для тропической, субтропической и умеренной зон.  

Фауна

      Водятся японская макака, красномордая обезьяна, медведи, норка, выдра, куница, заяц, белка, японский пятнистый олень, летучие мыши. Много птиц, рептилий, амфибий.

Япония- однонациональная страна. Познакомимся с населением Японии:

Численность населения 127 100 тыс. чел. (2001 г). Средняя плотность — 319 чел. на 1 км2.

Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы 0,5%, и китайцы, особенно в больших городах. По населению Япония занимает 9-е место в мире.

Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. Язык японский (государственный), другой язык — айну, многие японцы немного говорят по-английски.

Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, — буддизм. Японская система верования — синтоизм

Японцы свято почитают старинные обряды и традиции.

Самураи и самурайские мечи есть только в Японии

Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие.

Национальная одежда Японцев- Кимоно: В японском языке слово «кимоно» означает «одежда», точнее, национальная одежда, в отличие от европейской, которая называется «ёфуку». «Кимоно» — понятие собирательное, существует несколько их разновидностей: мужские и женские, верхние (фурисодэ - c длинными рукавами и косодэ - с короткими) и нижние, а также домашние и спальные — юката. Икебана и бонсаи издавна украшали японское жилье:

Бансай ( в переводе с японского — дерево в горшке; растущий на подносе) — искусство посредством одного или нескольких миниатюрных деревьев показать красоту природы. Человек, занимающийся выращиванием этих крошечных растений, должен быть одновременно художником, чтобы сначала мысленно создать желаемый образ, и хорошим садоводом, чтобы потом воплотить этот образ в живом растении.

Бансай - это целая культура выращивания растения в неглубоком сосуде, блюде. “Через малое видеть великое” — основной принцип, который вот уже более тысячи лет используют мастера бансай, умело на небольшом пространстве воспроизводящие бесконечное разнообразие природы.

Применение нового знания

Предметные:

- уметь составлять кластер.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Составить отчет - кластеры.

Каждая группа составляет кластер (Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала)

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

? В чем же состоит вера японцев в гармонию.

Проверьте себя.

  1. Контроль.

На уроке вы узнали много нового и интересного. Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста.

 

Тест.

- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Педагогический проект "Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС"

Технологическая карта урока  составлена на основе урока -путешествия в 7 классе по южным материкам, соответствует всем требованиям ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...