Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа по географии

Программа составлена учителем географии и одобрена на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_issledovatel_pronina_a.i.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 СТАРОШАЙГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол  № 3 от «30»  августа  2019 г.

             УТВЕРЖДАЮ:

 Директор ______Т.В.Киреева

Приказ  № 38-о/д от «30»  августа 2019 г.

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

естественнонаучной   направленности «Юный исследователь»

Программа ориентирована на детей от 13до 16 лет

Срок реализации 1 год

                                                   Составитель: Пронина Антонина Ивановна,

                                                  педагог дополнительного образования

с.Старое Шайгово  

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Большое значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе  занятий учащиеся расширяют эколого-биологические знания и овладевают  эколого-туристскими навыками и умениями.

В системе государственных мер по охране окружающей среды природоохранительное воспитание, и формирование экологического мировоззрения имеет особое значение.

Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы.   Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди. Экологическое образование и воспитание невозможно без определенной суммы знаний о природе. Именно поэтому программа предусматривает усиление экологического подхода в изучении растительного и животного мира родного края, а также изучение природных комплексов с точки зрения биогеоценологии.

Направленность программы- естественнонаучная

Актуальность. Планета Земля переживает глобальный экологический кризис – огромные отрицательные, зачастую необратимые или трудновосполнимые изменения биосферы в большинстве регионов земного шара, ведущие к резкому ухудшению среды обитания человека и всего живого в целом. В условиях современной экологической ситуации  важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего  поколения. Одним из важнейших принципов экологического  образования  считается  принцип непрерывности – взаимосвязанный  процесс  обучения,  воспитания  и  развития человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Сейчас   жизнь   ставит   перед учителями задачу развития личности  ребенка,  школьника  как непрерывный процесс.

Отличительные особенности программы. На данный момент сложилась система основного и дополнительного образования на базе школы, позволяющая сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения.

Курс программы носит прикладной характер и призван выработать  у обучающихся знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что предполагает проведение со школьниками разных классов краткосрочных экологических практикумов на природе. В процессе работы  учащиеся овладевают навыками научно-исследовательской деятельности, знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а так же влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Специфика  предполагаемой деятельности состоит в том, что нужно привлечь ученых – специалистов в данной области исследования, вывести в район полевого сбора и организовать работу в полевых условиях. Практические занятия  связаны с определенным оборудованием и методами забора проб, а так же наличием микроскопических организмов для работы с которыми нужен микроскоп, лупы.

Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса программы тесно связан с учебными предметами.

Учитель, ведущий курс программы, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.

Цель и задачи программы.

Цель: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задачи. 

Обучающие: Развитие познавательного интереса к изучению экологических проблем своей местности; последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие: развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.  Важное место на занятиях  уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно-популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Возраст детей. Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего возраста (8-11 классы: 13-16 лет)

Сроки реализации: Продолжительность обучения 1 год. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю по 45 минут). В содержание программы входят теоретические занятия и практические работы: 69 часов - теория, 67 часов - практика .

        В каникулярное время  работает по следующему расписанию :

1.Сроки и продолжительность каникул:

  • зимние с 01января по11 января 2020г.
  • летние с  01 июня по 31 августа 2020 г.

Формы, методы, приемы обучения. Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, исследовательская работа в лаборатории, проведение экскурсий, полевых практик, походы выходного дня. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Теоретические занятия проводятся в форме учебного занятия, беседы, устного журнала, продолжительностью не более 45минут.

Практические занятия проводятся либо в помещении (исследования в лаборатории, конкурсы, викторины, выставки и др.), либо на местности в форме биологических практикумов, экскурсий в природу, организации фенологических наблюдений.

Изучение родного края связано с посильной общественно-полезной работой: изучение местных рек и родников, болот, растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон – выявление экологической нагрузки и прогнозирование; охрана и преобразование природы родного края.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Ожидаемые результаты, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по данной программе:

  • Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины,  ее красоту и чистоту, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
  • Развитие познавательного интереса к изучению экологических проблем своей местности
  • Осознание обучающимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.
  • Развитие навыков исследовательской деятельности.
  • Развитие умений обрабатывать и оформлять результаты экспериментальной деятельности.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.
  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу
  •  экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • основные нормативно- правовые документы в области экологии;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • особенности охраны природы в городах и сельской местности;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.
  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;
  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Участие в экологической конференции, выставка исследовательских работ, защита проектов, составление коллекций, оформление заметок в районную газету, сбор материала и оформление школьных стендов,  ведение дневника погоды,  участие в охране и озеленении территории своего населенного пункта.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Разделы (предметы)

Количество часов

всего

теоретических занятий

практических занятий

1

Тема 1.Введение.

Организация исследовательской деятельности.  

4

2

2

2

Тема 2. Оформление исследовательских работ .

11

6

5

3

Тема 3.  Исследовательская работа в области экологии.

41

21

20

4

Тема 4. Исследовательская работа в природе.

48

25

23

5

Тема 5. Изучение своего края – 32 ч.

32

15

17

Итого часов

136

69

67

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы, темы

Количество часов

всего

теоретических занятий

практических занятий

1. Введение. Организация исследовательской деятельности.  – 4ч.

1.1.

Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.  Вводный инструктаж. Инструкция №1.

1

1

 

1.2.

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

1

1

 

1.3.

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

2

 

2

 

2. Оформление исследовательских работ – 11ч.

2.1.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

1

1

 

2.2.

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

2

 

2

 

2.3.

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

4

2

2

 

2.4.

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

1

1

 

2.5.

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

1

1

 

2.6.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

1

1

 

3. Исследовательская работа в области экологии – 41 ч.

3.1.

Предмет и задачи экологии. Характеристика экологической ситуации в России, Республике Мордовия ,Старошайговском районе.

4

2

 2

3.2.

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

4

2

 2

3.3.

Нормативно- правовые документы в области экологии. «Красная книга» Республики Мордовия.

4

2

2

3.4.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности.

4

 2

2

 

3.5.

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

2

2

 

3.6.

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера

4

 2

2

 

3.7.

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

4

 2

2

 

3.8.

Источники загрязнения водоемов.

4

2

 2

3.9.

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы

4

2

2

 

3.10

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

4

2

 2

3.11

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

3

 1

2

 

4. Исследовательская работа в природе – 48 ч.

4.1.

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

2

1

 1

4.2.

Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.Исследования водных объектов.

4

2

2

 

4.3.

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности.

2

 1

1

 

4.4.

Охрана водоемов от загрязнения.

4

2

 2

4.5.

Физические и химические свойства воды.

4

 2

2

 

4.6.

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

4

 2

2

 

4.7.

Метеорологические явления по сезонам года.

4

 2

2

4.8.

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

4

 2

2

4.9.

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

4

 2

2

 

4.10

Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование.

4

 2

2

 

4.11

Значение животных в природе и в жизни человека.

4

3

1

 

4.12

Лекарственные растения Республики Мордовия.

4

2

2

 

4.13

Лесные ресурсы и их охрана

4

2

2

5. Изучение своего края – 32 ч.

5.1.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

2

 1

1

 

5.2.

Знаменитые люди - наши земляки.

6

 3

3

 

5.3.

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

4

 2

2

 

5.4.

Мероприятия по охране памятников.

4

 2

2

 

5.5.

Население. Характеристика современной демографической ситуации.

4

2

 2

5.6.

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

4

 2

2

 

5.7.

Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

6

3

 3

5.8.

Обобщение и повторение изученного материала за год.

2

 

2

 

 

Всего за год:

136

69

67

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Организация исследовательской деятельности. (4 ч.)

Теоретические занятия.

1.1. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие. Правила работы с ними.

1.2. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

1.3. Источники получения информации. Отбор и анализ литературы.

Практические занятия.

1.1. Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2. Оформление исследовательских работ (11 ч.)

Теоретические занятия.

2.1. Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.

2.2. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы.

2.3. Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

2.4. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Логическое построение текстового материала в работе.

2.5. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

2.6. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические занятия.

2.1 «Конспектирование научно-популярной статьи».

2.2. Оформление исследовательских работ для участия в районной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды.

2.3. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своей школы.

3. Исследования в области экологии   -  41 ч.

Теоретические занятия.

3.1. Предмет и задачи экологии. Экология – синтез естественных наук. Краткая характеристика экологической ситуации в России, Тамбовской области, Мичуринском районе.

3.2. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

3.3. Нормативно-правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Республики Мордовия. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

3.4. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

3.5. Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека.

3.6. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

3.7. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

3.8. Источники загрязнения водоемов.

3.9. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности.

3.10. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

3.11. Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические занятия.

3.1. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”.

3.2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3.3. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха.

3.4. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.

3.5. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

3.6. Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

3.7. Обработка результатов исследований.

4. Исследовательская работа в природе  - 48 часов

Теоретические занятия.

4.1. Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

4.2. Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

4.3. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

4.4. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

4.5. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

4.6. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

4.7. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов.

4.8. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

4.9. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

4.10.Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

4.11. Значение животных  и растений в природе и в жизни человека.

4.12. Лекарственные растения родного края, их использование в быту и в походе.

Практические занятия.

4.1. Гидрологические исследования на водоемах своего края. Экологическая диагностика водоема

4.2. Изучение физических и химических свойств воды на реке или озере.

4.3. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

4.4. Изучение режима реки по сезонам года.

4.5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.

4.6. Ведение дневника погоды. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях. Обработка результатов наблюдений.

4.7. Значение муравьев. Ограждение муравейников

4.8. Использование лекарственных растений в быту и в условиях автономного существования (в походе).

Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых.   Составление коллекции.

Экскурсии. 1. На местный водоем (озеро или реку) «Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране».

2. На метеостанцию своего района «Методы метеорологических измерений».

5.  Изучение своего края -  32 часа

Теоретические занятия.

5.1. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

5.2. Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки.

5.3. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

5.4. Мероприятия по охране памятников.

5.5. Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе.

5.6. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

5.7. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

5.8. Обобщение и повторение изученного материала за учебный год.

Практические занятия.

5.1. Составление карты или плана-схемы местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

5.2. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.

5.3. Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея.

5.4. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

5.5.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.

Экскурсия в краеведческий музей «Знакомство с историей своего населенного пункта».

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение программы:

Занятия проводятся с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски,  практических  материалов для работы.

Методическое обеспечение программы:

Занятия по теории проходят в виде беседы перед занятием. Для снижения нагрузки и повышения интереса у обучаемых детей необходимо разнообразить методы организации занятия, поэтому применяется индивидуальная и групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. На занятиях используются ИКТ технологии: презентации,  тесты, материалы сети Интернет

 Учебно-методический комплекс

 учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

- материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- конспекты занятий;

  Техническое оснащение:

  1. Компасы, глобусы, планы местности.
  2. Гербарии, картины, таблицы.
  3. Компьютерные презентации по природе.
  4. Фотоаппарат.
  5.  Модели, муляжи иллюстрации                                    

Формы подведения итогов.

Участие в экологической конференции, выставка исследовательских работ, защита проектов, составление коллекций, оформление заметок в районную газету, сбор материала и оформление школьных стендов,  ведение дневника погоды,  участие в охране и озеленении территории своего населенного пункта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989.
  4. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.  Экологический практикум. Жидкин В.И.- Саранск. 2001
  5. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии.. Ямашкин А.А,. Саранск. 1998
  6. Картографический материал по Мордовии, воспоминания старожилов села, архивные данные.
  7. В.В. Петров. Лес и его жизнь. М. Прсвещение, 1991.
  8. Астрадамов В. И., Альба Л. Д., Силаенва Т. Б. Особо охраняемые территории Республики Мордовия. Саранск 1997 г.
  9. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы. Земноводные и пресмыкающие. М. Мысль, 1995 г.
  10. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Млекопитающие..
  11. Михеев А. В.Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд.М. Цитодель, 1996 г. Экологический практикум. Саранск. 2001 Жидкин В.И.
  12. Физико-географические условия и ландшафты Мордовии. Саранск. 1998. Ямашкин А.А.
  13. География МАССР. Саранск. 1983 Голубчик А.М. , Евдокимов С.П.
  14. Географические кружки в школе. 1970 Бороздинов Н.М.
  15. Картографический материал по Мордовии, воспоминания старожилов села, архивные данные.

Определители, справочники.

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997. (Серия:«Расширяем кругозор детей)..   

2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н.

3.Плавилищиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994 г.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений,  научныхдостижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.

Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование личностных качеств учащегося, таких как справедливость, уважение к окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения образовательных и личностных характеристик детей.

Участие в  олимпиадах, экологических акциях, конкурсах проектных и исследовательских работ воспитывает в ребенке научное мировоззрение, психологическую устойчивость, волю к победе, а также патриотизм, так как дети отстаивают честь своей школы, района. Особенно полезно привлекать учащихся  к выполнению коллективных работ, так как эти виды работ воспитывают коммуникабельность, умение вести диалог, дискутировать и спорить, ведь именно в спорах рождается истина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...