доклады и сообщения
статья по географии

Глазкова Лилия Юрьевна

Повышение мотивации обучающихся на уроках географии и биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_povyshenie_motivatsii_uchashchihsya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Повышение мотивации обучающегося на уроках географии и биологии»

Учитель географии:

Глазкова Лилия Юрьевна.

2019 г

В ходе своей педагогической деятельности и опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению, и снижение интереса, особенно к предмету изучения. Я неоднократно задавалась вопросом, как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, и думаю, с этим сталкиваются практически все учителя.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить

уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?  На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе – и этому есть объяснение:

 1.У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

3. Личная значимость предмета.

4. Умственное развитие ученика.

5. Продуктивность учебной деятельности.

6. Непонимание цели учения.

7. Страх перед школой.

Эти и другие факторы негативно отражаются на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, я сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку она не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, в результате мотивация тоже понижается.  Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку.

В ходе своего педагогического опыта преподавания географии детям среднего и старшего звена, мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее никаких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня возникали неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе.

Поэтому введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.

На своих уроках я использовала следующие приемы для повышения мотивации обучающихся:

эмоциональные:

  • поощрение;
  • порицание;
  • доброжелательная атмосфера на уроке;
  • свободный выбор задания;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

  • активизация познавательных интересов;
  • создание проблемных ситуаций;
  • опора на жизненный опыт обучающегося;
  • выполнение творческих заданий;
  • учебно-познавательные игры;

волевые:

  • предъявление учебных требований;
  • информирование об обязательных результатах обучения;
  • формирование ответственного отношения к учению;

социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу;
  • сопереживание;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • поиск контактов и сотрудничества;
  • взаимопроверка и рецензирование;
  • заинтересованность результатами коллективной работы.

На своих уроках я применяю дифференцированный подход.
Эта работа включает следующие направления:

- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике);
- ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).

При соблюдении всех этих правил и принципов я достигла значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.

Разнообразие учебной деятельности школьников я реализую в следующих формах – экскурсии, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, соревнования, поисковые и научные исследования, мини-проекты. Ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность.

Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, викторины, которые ребята самостоятельно составляют.

Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету:

– формируют практические умения и навыки.

– помогают разнообразить деятельность обучающихся.

– яркие впечатления надолго остаются в памяти.

При изучении географии убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять.

Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

– познавательные навыки и способность к самообразованию;

– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

– целеустремленность и настойчивость;

– способность взять на себя инициативу и ответственность;

– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

– коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению   мотивации учащихся к изучению географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Доклад? Реферат? Сообщение?

В чём разница между докладом, рефератом и сообщением. Как выполнить эти работы....

доклады и сообщения

Презентация к докладу "Мотивация обучающихся на уроках географии и биологии"...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.

Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...

Учебное исследование на тему: СМС - сообщения: влияют ли СМС-сообщения на литературные нормы языка?

         На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до ...

Доклад (сообщение) на тему "Проектные и исследовательские виды деятельности учащихся в индивидуальной и групповой формах"

В докладе кратно описывается суть проектной деятельности учащихся на уроках, ее формы и задачи. Рассматриваются различия в организации групповых и индивидуальных проектов школьников....