Интегрированный урок для 6 класса на тему: "Землетрясения"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Горбатюк  Анна Владимировна

Предметы: География

                    Основы безопасности жизнедеятельности

 

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование необходимых сведений о причинах происхождения землетрясений и их последствиях.

      2. Совершенствование навыков безопасного поведения и действий при землетрясении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Землетрясения (интегрированный урок)

 

Предметы: География

                    Основы безопасности жизнедеятельности

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формирование необходимых сведений о причинах происхождения землетрясений и их последствиях.

      2. Совершенствование навыков безопасного поведения и действий при землетрясении

ЗАДАЧИ:

1.Изучить причины возникновения землетрясений.

2.Показать необходимые меры защиты при землетрясениях.

3.Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.

4.Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях ЧС.

Оборудование: компьютеры, экран, мультимедиа, географическая карта материков.

                                              Ход урока:

  1. Повторение изученного материала.

  1. Изучение нового материала.

Учитель ОБЖ:   Человек – это часть природы. Несомненно, что она дала нам жизнь. Но, зачастую, она - же ее и отнимает. Природные катастрофы забирают жизни сотен тысяч человек каждый год. Ураганы, наводнения, оползни, но самое серьезное стихийное бедствие – землетрясение. Ни один другой катаклизм не делает столько разрушительных последствий и не приносит столько жертв, как землетрясения. Фото их разрушений облетают весь мир, перепечатываются из газеты в газету. Сообщения о них ужасают слушателей и не дают остаться равнодушными.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Хотя уже с давних времен ведутся многочисленные исследования, нельзя сказать, что причины возникновения землетрясений полностью изучены. По характеру процессов в их очагах выделяют несколько типов землетрясений, основными из которых являются тектонические, вулканические и техногенные.

Учитель географии:

Рассмотрим самый распространенный тип землетрясений: тектонический.

А для этого нам необходимо обратиться к внутреннему строению земли и тектоническим процессам литосферы.

Слайд 4

Вопрос: Что такое литосфера? Из каких частей она состоит?

Рассмотрим внутреннее строение земли. Как вы думаете, какие слои Земли участвуют в тектонических процессах, приводящих к землетрясениям?

Конечно, это земная кора, мантия и даже ядро. Рассмотрим эти процессы подробнее.

Слайд 5

Земная кора- это верхний твердый слой Земли, состоящий из различных горных пород и минералов.

Слайд 6,7,8

Земная кора – не единое целое, а система блоков, медленно перемещающихся по поверхности планеты. Эти блоки, называемые литосферными плитами, перемещаются конвективными течениями мантии, создаваемыми теплом, исходящими из ядра Земли. Вздымаясь и опускаясь, гигантские мантийные потоки (плюмы) в недрах планеты заставляют также двигаться и плиты.

Слайд 8

В 1912 году немецкий исследователь Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфующих материков. Он утверждал, что известные нам сегодня материки появились около 100 млн лет назад в результате распада единого суперматерика Пангеи.

Слайд 9

Лишь появление прогрессивных технологий подтвердили его гипотезу.

Материки постоянно перемещаются со скоростью от 1 до 10 см в год. За миллионы лет дрейф придал им нынешнюю форму.

Слайд 10

С течением времени плиты расходятся в разные стороны, проскальзывают относительно друг друга или энергично сталкиваются. Границы между плитами называют разломами или зонами разломов.

Основными плитами земной коры являются: (записывают в тетрадь)

 - Американская, Антарктическая,  Африканская,  Евразийская,  Индийская и Тихоокеанская. Всего насчитывается около 20 плит, на которых расположены целыё страны, континенты, моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны. Именно там расположены области наиболее активных сейсмических явлений.

Слайд 11

Именно вдоль этих ослабленных зон происходят землетрясения и извержения вулканов.

Слайд 12

Большая часть землетрясений связана с процессами горообразования или разломами литосферных плит. Такие землетрясения называются тектоническими.

В зоне контакта плит в породах, залегающие глубоко в недрах Земли, создается колоссальное напряжение. При резком смещении или столкновении плит происходит интенсивное высвобождение накопленной в породах энергии в виде землетрясения.

Слайд 13

Давайте подробнее рассмотрим механизм образования тектонического землетрясения.

Итак, давайте дадим определение, что такое землетрясение

Слайд 14

Землетрясение - это внезапное высвобождение энергии, накопленной в сжатых или растянутых горных породах.

Слайд 15

Помимо горизонтальных движений земной коры (литосферных плит) существуют и медленные вертикальные движения земной коры.

Вертикальные подвижки приводят к резкому опусканию или поднятию пород. Обычно смещение составляет лишь несколько сантиметров, но энергия, выделяемая при перемещении миллиардов тонн породы даже на малое расстояние, огромна.

Слайд 16

Энергия землетрясения проявляется в форме мощных возмущений, называемых сейсмическими волнами, которые перемещаются по горным породам, сдвигают и деформируют их.

Продольные волны – распространяясь глубоко под землей, сжимают и растягивают горные породы.

Поперечные волны – распространяются глубоко под землей, но смещают породы в горизонтальной плоскости.

Поверхностные волны – распространяются на небольшой глубине, вызывают наибольшие разрушения.

Слайд 17

Землетрясения часто описывают как мгновенные события, что вполне справедливо в масштабе Земли, подвижка продолжается в течение некоторого интервала времени. Точка, в которой начинается подвижка внутри земной коры, называется очагом или гипоцентром землетрясения. Точка на земной поверхности, расположенная непосредственно над очагом, называется эпицентром. Здесь сила подземных толчков достигает наибольшей величины.

При землетрясении в очаге частицы горных пород перемещаются, колеблются. Они толкают, колеблют соседние частицы, которые передают колебания еще дальше в виде акустической волны. Акустические волны, которые возникают при землетрясении, называются сейсмическими. Различают несколько типов сейсмических волн: волны сжатия, волны сдвига и поверхностные волны.

Слайд 18

Регистрация землетрясений.

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы.

Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — инерционное тело — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой.

Слайд 19

Наиболее часто землетрясения возникают в определенных зонах. Зона землетрясений, окружающая Тихий океан, называется Тихоокеанским поясом; здесь происходит около 90% всех землетрясений земного шара. Другой район — это Альпийский пояс, протянувшийся от Средиземноморья на восток через Турцию, Иран и северную Индию, где происходит около 5—6% всех землетрясений. Остальные 4—5% землетрясений случаются вдоль срединно-океанических хребтов или внутри плит.

Слайд 20

В зависимости от интенсивности колебания грунта на поверхности земли землетрясения подразделяются по международной 12-ти бальной шкале MSK-86 (шкала Меркали).

Слайд 21

Существуют и другие причины образования землетрясений.

 

Вулканические землетрясения происходят вследствие резких перемещений магматического расплава в недрах Земли или в результате возникновения разрывов под влиянием этих перемещений.

Техногенные землетрясения могут быть вызваны подземными ядерными испытаниями, заполнением водохранилищ, добычей нефти и газа методом нагнетания жидкости в скважины, взрывными работами при добыче полезных ископаемых и пр.

Менее сильные землетрясения происходят при обвале сводов пещер или горных выработок.

Еще одну категорию образуют обвальные землетрясения, когда обрушение кровли шахты или подземных пустот вызывают образование упругих волн. К обвальным землетрясениям относятся и землетрясения, возникающие при развитии крупных оползней.

Слайд 22, 23

Последствия землетрясений бывают катастрофичными.

Учитель ОБЖ

Слайд 24

Предсказывать землетрясения очень сложно. Но есть признаки, по которым можно определить приближающееся землетрясение. Это - следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов.

Изменения в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение: собаки воют, лошадь может понести, рыбки пытаются выпрыгнуть из аквариума, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.

Слайд 25

Что делать во время землетрясения? Прежде всего запомнить, что самое главное — защититься от обломков, стекол, тяжелых предметов в доме. Помнить, что пожары и промышленные аварии — обычные спутники стихийного бедствия. И не поддаваться панике.

Слайд 26

Заранее заведите в доме батарейный радиоприемник, карманный фонарь и аптечку первой помощи. Каждый должен знать, где они находятся. Держите электрические батарейки под рукой. Все важные документы должны находиться в легкодоступном месте. Хорошо если у вас будет запас продуктов питания и воды.

Слайд 27.

  Первая помощь - вид медицинской помощи, который оказывается на месте происшествия в порядке самопомощи или взаимопомощи при ДТП, пожаре, землетрясении, стихийном бедствии и т.п. Своевременное оказание первой помощи может спасти жизнь человеку. В основе инструкции первой медицинской помощи заложены несложные навыки, которые сможет выполнить каждый взрослый человек и даже подросток или ребенок.

Слайд 28, 29

Опасны землетрясения силой выше 5 баллов. Это значит — начинают раскачиваться люстры, падаёт посуда, осыпается побелка. От момента, когда вы почувствуете первые толчки, до колебаний, опасных для здания, у вас есть 15—20 секунд.

Исходя из этого и надо действовать. Если вы на первом этаже, нужно покинуть здание. Может быть удасться выпрыгнуть в окно и второго этажа. А вот выше — надо занять самое безопасное место. Это проемы капитальных внутренних стен, углы, образованные внутренними капитальными стенами. Можно спрятаться под балками каркаса, под несущими колоннами, просто у внутренней капитальной стены. Если с вами дети, укройте их собой. Успейте открыть дверь из квартиры.

Опаснее всего — у застекленных проемов наружных стен, у окон, в угловых комнатах (особенно на последнём этаже). Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Опасайтесь лестниц и выходных дверей: много несчастных случаев происходит, когда люди стремятся войти в здание или его покинуть.

От обломков штукатурки и стекол можно дополнительно защитить себя в здании — влезть под прочный стол, кровать, укрыть голову руками. Дети в школе должны научиться прятаться под партами. Если у вас есть лишняя секунда — выключите электричество и газ. Погасите любой огонь и уже не зажигайте ни свет, ни спичку. Можно пользоваться только карманным фонариком.

Естественно, что во время землетрясения начинается паника. Она занесена во все исследования как важный фактор опасности. Пресекайте давку в дверях, останавливайте тех, кто собирается прыгать с балконов и окон из этажей выше первого, а также через застекленные окна (увы, это бывает). Не теряйте контроль за детьми.

Как в каждой экстремальной ситуации, при стихийных бедствиях есть и эшелон предварительной защиты. Среди того, что можете сделать вы сами,— закрепить мебель, не ставить кровати около окон, тяжёлые предметы — на полки. Держать в доме фонарик и приёмник на батарейках. Договориться, где должны встретиться члены семьи, если во время землетрясения вы окажетесь в разных местах.

И самое главное — знать, что делать. Предупредить о землетрясении может и сигнал „Внимание всем!“ гражданской обороны: гудки сирен. Услышав такой сигнал, надо включить приёмник, репродуктор, телевизор (на местную станцию), а затем действовать согласно полученной информации.

Как только толчки прекратятся, немедленно выходите на улицу. Опасны карнизы, балконы, провода, трубы. Как можно быстрее надо отойти от зданий, столбов, оград; лучше всего оказаться на открытой площадке, пустыре, сквере. Сразу после землетрясения опасно зажигать огонь. Нужно немедленно осмотреть завалы — не нужна ли помощь, при этом действовать необходимо с крайней осторожностью. Не занимайте без крайней нужды телефон — станции будут перегружены. Не спускайте воду в туалете, пока не проверена канализация.

Слайд 30

Если вы оказались в завале, помните, что прежде всего важно не тратить силы на панику. Без воды и пищи вы можете продержаться достаточно долго, но первое условие — присутствие духа.

Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом выхода и других людей: прислушайтесь, подайте голос. Помните, что зажигать огонь нельзя, что в бачке вашего унитаза — питьевая вода, что трубы и батареи — это возможность подать о себе информацию. Ищите одежду и одеяла. Надейтесь на помощь и боритесь за свою жизнь сами, даже если часы сменяются днями. Из руин армянского землетрясения около 15 тысяч человек были спасены в течение семи дней.

Если вы участвуете в спасательных работах, помните об опасности в прямом смысле убить тех, кого вы спасаете. Разбирать завал можно только вручную. Тяжелая техника (краны, трактора) обычно означает, что живых в завале не осталось.

Помните, что человек, освобожденный из-под обломков, может погибнуть из-за синдрома длительного сдавливания. Дело в том, что долго сдавленные конечности наполняются особым биологическим ядом. Как только препятствие движению крови и плазмы устраняется, яд устремляется в организм и убивает его буквально за минуты.

Поэтому перед освобождением — на сдавленные конечности надо наложить жгуты (задержать токсины на месте), дать пострадавшему много теплого питья и две таблетки анальгина, если есть доступ — туго забинтовать всю конечность и обложить её льдом или пакетами со снегом. После освобождения — прикладывать холод, давать обильное тёплое питье всё время до приезда врачей.

Слайд 31, 32, 33

Каждый день на нашей планете случается несколько десятков землетрясений. По счастью, лишь немногие из них вызывают серьезные разрушения. Сильные землетрясения способны унести не одну сотню тысяч человеческих жизней.

28 мая на Сахалине - день памяти о жертвах землетрясения, ставшего в 1995 году причиной гибели более двух тысяч жителей поселка Нефтегорск.

28 мая ночью, сильнейший подземный удар полностью разрушил этот населенный пункт на севере острова. Сегодня на месте Нефтегорска остался только памятник жертвам стихии. Сила землетрясения составила 7,5 балла по шкале Рихтера.

Нефтегорск оказался в эпицентре подземной бури, в поселке рухнули семнадцать 5-этажных жилых домов и других зданий, их руины погребли под собой спящих людей.

 

  1. Подведение итогов урока.

 Слайд 34, 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по ОБЖ в 7 классе на тему «Землетрясение»

Данную презентацию можно использовать, для закрепления знаний после изучения темы ЧС природного характера "Землетрясение"...

интегрированный урок 10 класс (биология, география)

интегрированный урок  10 класс (биология, география) Лес- наш дом...

География и математика -интегрированный урок 6 класс

урок 6класс "География и математика "...

интегрированный урок 6 класс Береза - источник вдохновенья

интегрированный урок по русскому родному  языку и изобразительному искусства 6 коласс "Береза-источник вдохновения"...

Интегрированный урок (5 класс) "Бутерброды"

Интегрированный урок расчитан на проведение как в делимом, так и неделимом классе. Ведущая задача урока - развивать социокультурную компетенцию в контексте диалога культур. На уроке ученики узнают ист...

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

Открытый урок по ОБЖ на тему: "Землетрясение"

Технологическая карта урока ОБЖУчителя ОБЖ- Монгуш А.В., МБОУ СОШ с.БалгазынКласс: 7Тема: « Землетрясения»Продолжение учебного занятия: 40 минутЦели и задачи учебного занятия: Образователь...