Применение ИКТ на уроках географии
статья по географии

Жилкина Мария Валериевна

Статья дает представление о применении ИКТ на уроках географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках географии.

     Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Образовательная школа должна формировать способность у ученика действовать и быть успешным в ситуации открытого динамичного развивающегося современного общества, формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также личной ответственности обучающихся, то есть формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

     Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активного использования информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций.

     Использование на своих уроках ИКТ даёт мне кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся – они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся её осмысливать и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.

     Мне в учебном процессе, наиболее часто удаётся использовать такие элементы ИКТ, электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, геоинформационные программы, пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

     В своей работе я использую демонстрационные программы, которым кроме картин, видеофрагментов. фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power point. Использовать их можно и на урока закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

     Компьютерная лекция. Разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции я использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – рисунки фотографии, графики. Схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включенные в презентацию целиком или частично. Чаще всего я использую видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет на много выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

     Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования для глубокого понимания учащимися темы или раздела. Использование для этого презентации может происходить по разному: можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала или же организовать дискуссию. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Немаловажным условием использования на уроке параллельно карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

   Типы уроков с использованием презентаций:

  1. лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрирование, а зрительно дать сложный материал для записи учащимися в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составлять опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова).  
  2. Уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
  3. Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, особенно это эффективно при изучении стран.

Компьютерная презентация – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление учителя. Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить: Какова цель, которую должна достигнуть презентация? Через какие задачи будет достигнута цель? В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

     Уроки должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстративные приложения. Например, уроки в 10 классе: США, Мексика, Китай, Индия, Япония, Франция. Уроки в 7 классе: общая характеристика всех материков и некоторых стран, изучаемые в этом курсе. Здесь я использую видеофрагменты и слайды, на которых изображены памятники архитектуры, природы. Например, каждый слайд –одном из это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и строке описания. Ученики быстро справляются с этим заданием. Ученики сами на уроке или вне урока создают презентации. Даже сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение. Реферат. Очень активно мы используем презентации при защите творческих, исследовательских проектов по географии.

     Однако, если использовать компьютер как наглядное пособие. То это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. И лучше всего проектная. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах. Например, при актуализации знаний можно использовать метод свободного письма – составить рассказ по изображению, по ключевым словам, а затем сравнить с нужным текстом, который при этом был закрыт шторкой или прожектором. Либо, при проверке домашнего задания – дать на доске текст с ошибками и предложить учащимся исправить или подчеркнуть ошибку прямо на доске .Или же решить тест на соотнесение. Причем здесь могут быть в виде ответов и изображения.

     Компьютерные технологии помогают учителям сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

     Что можно было бы посоветовать, порекомендовать - учителям, начинающим применять ИКТ на своих уроках.

 - Всегда четко планируйте время, отводимое на работу с компьютером.

 -Если вы с детьми только начинаете работать с компьютером – не беритесь сразу за проекты, даже мини – на их создание нужно много времени, а если у учеников нет навыков работы – вы не успеете сделать за урок всё, что задумали. Начинайте с малого. Сначала используйте ИКТ только на одном из этапов. Примените только один элемент.

 - Дифференцируйте задания в зависимости от класса и выбранных навыков и имеющихся знаний у учащихся.

 - Сохраняйте и накапливайте весь созданный материал.

 - Хорошо использовать созданный материал на уроках повторения, подготовки, к контрольной работе, в качестве мотивации к уроку.

     Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические работы и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций, которые я в дальнейшем использую на своих уроках на разных параллелях и в разных классах. Также мои коллеги, учителя других предметов, иностранного языка, истории, литературы, используют эти презентации на своих уроках. Некоторые из них представлены в приложении.


Заключение.

    В своей педагогической деятельности я использую ИКТ. Использование ИКТ на уроках, мне позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, привлекательным для учащихся разного возраста. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, воспитывающих развивающих функций обучения.

     Мультимедия-технологии, на мой взгляд, одно из перспективных направлений инавации учебного процесса. Мною были освоены программы Microsoft: Power point, Word, Excel, Photoshop. Созданы презентации с помощью компьютерной программы  Microsoft Power point. Они не требуют специальной подготовки и больших затрат. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления.

    Используя ИКТ на своих уроках, я ставлю перед собой следующие цели:

  • Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
  • Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

            Таким образом, компьютер – это безусловно, современное средство  обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе (речь идет даже не о специальном кабинете информатики, а о компьютерах во всех предметных кабинетах). В настоящее время реальное обеспечение школ компьютерами оставляет желать лучшего. Даже нарушая санитарные нормы, мы не можем физически провести урок в полноценном классе с использованием компьютеров. Во-вторых, трудности в квалифицированной консультации. Отсутствие навыков работы с компьютером у учащихся (психологические трудности восприятия информации с дисплея). В-третьих,  плохой выход в Интернет (трудность доступа, малая скорость), трудности приобретения новых программ, дисков.

   Но несмотря на все трудности, я считаю, за компьютерными технологиями большое будущее и для географии, как для школьного предмета, в особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

презентация "Применение ИКТ на уроках географии"

презентацией могут пользоваться педагоги при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий на уроках географии....

презентация "Применение ИКТ на уроках географии"

презентацией можно воспользоваться при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий....

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"

Способы применения презентаций на уроках географии...

Эффективность применения игр на уроках географии.

Игра есть потребность детского организм, игра для детей — это учеба, труд и серьезная форма воспитания....