Программа внеурочной деятельности по географии
рабочая программа по географии (5 класс)

Настоящая программа может быть использована при организации внеурочной деятельности по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доброминская средняя школа» муниципального образования   «Глинковский район» Смоленской области

                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                 Директор школы

                                                                                                                                                             ________/________________

                                                                                                                                                                                                            Ф.И.О.

.                                                                                                                                               01.09.2018 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

на 2018-2019 учебный год

 «Развитие  творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС  курса географии  во внеурочной деятельности»

для 5-9 классов

учитель: Шарабурова Т.М.

Утверждена на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 30.08.2018 года

                        ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Развитие  творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС  курса географии  во внеурочной деятельности»

“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” Марк Фише

 Введение

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

 Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.

 Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс

Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы  его способности  и потребности были реализованы.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Цель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

 Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;

- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

Для диагностики уровня развития творческих способностей использовалась методика общей одарённости А.И. Савенкова

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.

  Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя.   Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно.   Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.  Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять  быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся  оченьважна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. ):

Принципы работы с одаренными детьми

  •  дифференциация и индивидуализация обучения
  • системность обучения;
  •  максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
  •  обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
  •  возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
  •  усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
  • актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Основное содержание работы учителя с одаренными детьми.

  • -Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках географии
  • использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
  • - организация проектно-исследовательской деятельности  
  • Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по географии
  • Участие в Дне науки
  • Написание творческих работ
  • Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
  • Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий
  • Развитие    творческих способностей через занятия кружков
  • Подготовка  к итоговой  аттестации

План работы на 2018-2019 учебный год

1

Разработка плана работы с мотивированными  детьми на 2018/2019 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению географии

сентябрь

2

Вовлечение учащихся в работу кружка «Юные друзья природы»

сентябрь

3

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова

октябрь

4

Проведение индивидуальных консультаций с мотивированными детьми по предмету

в течение года

5

Создание банка нестандартных заданий по географии

в течение года

6

Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах

в течение года

7

Проведение школьного тура предметных олимпиад по географии

Октябрь-ноябрь

8

Выставка творческих работ учащихся по географии

декабрь

9

Подготовка и проведение недели географии

январь

10

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой

февраль

12

Интеллектуальный экологический  марафон

март

13

Защита итоговых проектов учащихся по географии

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998
  2. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
  3. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
  4. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Баженова И. Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1998.
  7. Бояркина В. И. Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ. – Усть-Илимск, 2002.




Предварительный просмотр:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доброминская средняя школа» муниципального образования   «Глинковский район» Смоленской области

                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                 Директор школы

                                                                                                                                                             ________/________________

                                                                                                                                                                                                            Ф.И.О.

.                                                                                                                                               01.09.2018 г.

Рабочая программа

на 2018-2019 учебный год

кружка «Юные друзья природы»

для 5-9 классов

учитель: Шарабурова Т.М.

Утверждена на заседании педагогического совета.

Протокол № 1 от 30.08.2018 года

Программа составлена в соответствии с:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
  • Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)
  • Федеральный закон о животном мире (ст.35)
  • Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14)

Цель курса «Юные друзья природы »: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, воспитание начальных навыков экологической культуры.

задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей  и рассчитано на возрастное звено 5 – 9 классы.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки, презентации.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 час в неделю. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Данная программа по экологии предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Юные друзья природы» в 5-9 классах:

Личностными результатами изучения программы являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения программы является (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащиеся должны уметь:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Основные составляющие природы.

Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

1.

Ознакомительное занятие.

1

2.

Экология и её влияние на живые организмы

1

3.

Земля - наш общий дом.

1

4.

Основные оболочки Земли

1

5.

Пищевые связи.

1

6.

Хищники

1

7.

Конкуренция и соперничество.

1

8.

Симбиоз.

1

9.

Атмосфера, значение её чистоты для живых организмов.

1

10.

Царство почвы - уникальный мир природы.

1

11.

Вода - чудо природы.

1

12.

Акция "Чистый берег".

1

13.

Пресные воды - наше богатство.

1

14.

Уязвимое море.

15.

Экологический рассказ. Диспут.

1

16.

Экология в нашем доме.

1

17.

Экомир моей семьи

1

18.

Экология человека.

1

19.

Экология насекомых.

20.

Бионика - наука о подражании живым 
существам.

1

21.

Растения лечат людей.

1

22.

Природа моей страны.

1

23.

Красная книга Смоленской области

1

24.

Экологический марафон.

4

25.

Вопросы задает природа.

1

26.

Они любили свою Землю (исчезнувшие виды).

2

27.

Викторины конкурсы, игры, беседы.

3

Всего:

Содержание программы

1. Ознакомительное занятие.

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2Экология и её влияние на живые организмы

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

3. Земля - наш общий дом.

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

4. Основные оболочки Земли

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

5. Пищевые связи

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

6. Хищники

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

7. Конкуренция и соперничество

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

8. Симбиоз

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

9. Атмосфера, значение её чистоты для живых организмов

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

10. Царство почвы - уникальный мир природы

Почва - источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы.

11. Вода - чудо природы

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

12. Акция "Чистый берег"

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

13. Пресные воды - наше богатство.

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

14. Уязвимое море.

Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.

15. Экологический рассказ. Диспут

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

16. Экология в нашем доме

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

17. Экомир моей семьи

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

18. Экология человека.

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

19. Экология насекомых

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". "Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

20. Бионика - наука о подражании живым существам

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

21. Растения лечат людей

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

22. Природа моей страны.

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга

23. Красная книга Смоленской области

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

24. Экологический марафон.

25. Вопросы задает природа.

Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.

26. Они любили свою Землю.

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж. Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...

Программа внеурочной деятельности "Школа географа" География 6 класс ФГОС

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 класса «Школа географа» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...