конспект открытого урока по географии в 5 классе"Путешествие морских народов"
план-конспект урока по географии (5 класс)

конспект открытого урока по географии в 5 классе"Путешествие морских народов" по учебнику Е. М. Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл путешествие морских народов24.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 5 классе

Класс: 5Д

Дата: 15.11.19

Тип урок: урок изучения нового материала

Тема: «Путешествие морских народов»

Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии. Формировать умение правильно выражать свои мысли.

Задачи:   Предметные: Формирование представлений о путешествиях морских народов , объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

              Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

              Личностные:  Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания, творческого мышления

Методы изучения:  Частично поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: Коллективная, индивидуальная, групповая

Средства обучения:  компьютер, проектор, презентация, учебник, буклеты, смайлики настроения.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап  

        Добрый день ребята!  Садитесь! Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку.

Ребята, покажите мне смайлики соответствующие вашему настроению в начале нашего урока.     (Смайлики)

       Спасибо, я вижу, что вы пришли с хорошим настроением и ничто не мешает начать нашу работу.  

       Но перед началом урока возьмите карандаши  и на полях поставьте ту оценку, на которую вы подготовились.        (Оценки)

        Скажите, какой раздел учебника мы изучаем?  (история географических открытий)

С путешествиями каких народов мы уже познакомились?  (финикийцы)

Кто такие финикийцы?

Почему их так назвали?

 какое путешествие и зачем совершили финикийцы? (плавание вокруг Африки)

С какой целью Пифей совершил плавание в Северное море?   (За солнечным камнем)

 Почему некоторые народы называют морскими?    (они живут рядом с водой, совершают плавания)

  1. Самоопределение темы на основе антиципации

 И  мы сегодня с вами отправляемся в путешествие с интересным народом, о котором сложено много стихов и рассказов.

Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о ком сегодня будем говорить?

Собрался однажды отважный отряд
И в путь он отправился морем преград.
Драккары плывут, паруса шелестят,
Щиты на боках у драккары висят.
Под ритм барабанов, что смелость дает
Отряд свой корабль вперед уведет.

Гребите, викинги, гребите
Мы вышли на простор морей.
Рубите, викинги, рубите
Отважней нет нас и смелей.

С кем сегодня на уроке мы отправимся в путешествие?

-Как вы думаете, могут ли быть открыты новые земли в ходе путешествия?

Можете определить тему урока? Как назовем?

Тема «Путешествия морских народов»

      Какие задачи поставим перед собой?    (Кто такие викинги, какие они совершали плавания, чем занимались, какие географические открытия они совершили)

Откройте учебники стр. 45

      Тысячу лет назад на севере Европы, на Скандинавском полуострове, жили люди, называвшие себя викингами? Кто же это?          (Значение слова «викинг» по словарю Ожегова. На доске слова «викинги», «варяги», «норманны».

«ВИКИНГ» - «ЛЮДИ МОРЯ»

«НОРМАННЫ» - «ЛЮДИ С    

                                 СЕВЕРА»

«ВАРЯГИ» -  так называли викингов на Руси)

Все эти названия одинаково правильны и точны.

        Как вы думаете, любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам?

       На этот вопрос мы с вами будем искать ответ в течение всего урока. В этом нам поможет «маршрутный листок»

      3.  Момент осознания учащимися о недостаточности имеющихся знаний       (Актуализация знаний)

Работа с «маршрутным листом» 

      Итак, викинги много путешествовали, открывали новые острова. А в плавание они отправлялись на своих кораблях.    Как назывались их корабли  вы найдете в учебнике.

Выполните задание №1 в вашем буклете

Проверяем на слайде.

      Викинги совершали  дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни.

     Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое.

    Их появление вызывало панику у народов, живших на побережье. Ребята, скажите, а почему, как вы думаете, появление викингов вызывало беспокойство у населения побережья?

    А теперь найдите ответ на вопрос в учебнике.  (Не зря их называли людьми севера, т.к. они всегда появлялись с севера, их появление вызывало панику у народов, живших на побережье. Они были морскими разбойниками ничего хорошего от их визитов и не ждали. Люди как только видели драккар, все разбегались в лес, потому что викинги боялись леса. Но все что оставалось на берегу викинги забирали. Если оставались люди, их брали в плен и они превращались в рабов)

   Да, викинги держали всех в страхе, не только прибрежные народы Европы, знали их и в Африке.

      У викингов был очень неуживчивый характер, они часто ссорились между собой, поэтому не любили жить вместе. Каждая семья старались селиться так, чтобы не видеть своих соседей.

      Итак, викинги заселили сначала побережье Скандинавского полуострова, а потом Исландию. Позднее они начали осваивать огромный остров. Они назвали его Гренландией. Открыл его викинг по имени Эйрик. О нем нам расскажет ….   

( Сообщение Гульнур об Эйрике )

                Жизнь в Гренландии была очень скудной. Некого было грабить и приходилось работать. Весь остров был покрыт льдом, на самом юге были участки свободны ото льда. Летом разводили овец и коз, они давали молоко. Из молока делали очень твердый сыр, который никогда не портился. В море ловили рыбу. Но многого не было в Гренландии: овощи, древесины, железа и особенно соли. Без соли еда ведь не вкусная. Согласны?

Какие земли уже открыли викинги?  Работа парами на контурной карте

Посмотрите на задание  №2 . На карте цифрами отмечены земли, на которых побывали викинги. Подпишите их названия на карте.

                             Физминутка.

     Ребята, а сейчас мы немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт. Сейчас я буду говорить вам высказывания по нашей теме. Если оно верное, то вы хлопаете 2 раза в ладоши, если неверное – топаете ногами. Вот и проверим, кто был внимателен сегодня.

  1. Людей, живших на Скандинавском полуострове называли викингами. (хлопают)
  2. После Гренландии они двинулись в  Исландию.  (топают)
  3. Гренландию открыл викинг Лейв.  (топают)
  4. В Винланде в реках было много рыбы.  (хлопают)
  5. Прозвище Эйрика- Рыжий.  (хлопают)

          Садитесь. Продолжим нашу работу

4 . Повторение. Оценивание

Тестирование, проверка

Соответствует ли ваши оценки, поставленные на начале урок а?

Оценки за урок

        Итак, ребята, в начале урока мы ставили задачи и вопрос, на который мы должны были найти ответ в течении урока.

           Задачи   узнать:

Кто такие викинги,  какие они совершали плавания, чем занимались, какие географические открытия они совершили

     Итак,  любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам?

На слайде начало предложений. Закончите их.  

Я узнал…

Я понял…

Я хотел бы найти сведения…

Мне понравилось ….

     Ребята, наш урок подходит к концу, покажите мне смайлики вашего настроения в конце урока.

Всем спасибо за работу на уроке! (Выставление оценок в дневники)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...

Презентация и конспект урока по географии 7 класс "Путешествие по Южной Америке"

Материал содержит конспект урока и мультимедийное сопровождение...

открытый урок по географии на тему: Путешествие в Южную Америку"

Урок представлен в традиционной форме, в виде игры.   Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка .    Задачи :   - вы...

Открытый урок по географии 5 класс по теме "Путешествие по Евразии"

Урок составлен по учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, к разработке прилагается презентация и рабочий лист учащегося....

Конспект открытого урока по географии 8 класс

Конспект урока содержит интересный материал по теме, сопровождается презентацией. В разработке используются различные приемы. Урок составлен с эллементами технологий в рамках фгос....

Открытый урок по географии (5 класс) "Путешествие по Евразии"

Презентация к открытому уроку по географии (5 класс)     "Путешествие по Евразии"   Евразия – величайший материк, на котором мы живем. Он по площа...