Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Добиш Наталья Алексеевна

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okeaniya_novaya_gvineya.doc74.5 КБ
Office presentation icon okeaniya_novaya_gvineya.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»

Составила учитель-дефектолог Добиш Н. А.

Цели урока:

- повторить тему "Население Австралии. Австралийский Союз";

- познакомить детей с Океанией - крупнейшим в мире скоплением островов, расположенных в западной и центральной частях Тихого океана, и самым крупным островом Океании – Новой Гвинеей;

- научить детей использовать полученные знания в практической деятельности (решение кроссворда).

Задачи:

1) Образовательная - создание у учеников общего представления о крупнейшем в мире скоплении островов Океании и о самом крупном острове Океании – Новой Гвинее, об его местоположении на физической карте мира, рельефе, климате, экономике, населении и достопримечательностях; расширение кругозора, запаса знаний и представлений детей, обогащение их словарного запаса.

2) Коррекционная - развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между природными особенностями и своеобразием животного и растительного мира, корригирование долговременной наглядно-образной памяти, устойчивости внимания, развитие связной устной речи.

3) Воспитательная - развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств.

Оборудование и материалы:

Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География материков и океанов» Лифановой Т. М. и Соломиной Е. Н.

Компьютер

Презентация MS Power Point «Океания. Остров Новая Гвинея»

Кроссворд на тему «Океания. Остров Новая Гвинея»

Физическая и политическая карты Австралии

Этапы урока:

1. Организационный момент - 1 мин.

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка их готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания - 10 мин.

Предыдущей темой была тема "Население Австралии. Австралийский Союз".

1) Устный опрос. Сначала учитель задает вопросы всему классу:

- Кто такие аборигены?

- Колонией какой страны была Австралия?

- Какое государство занимает весь материк?

- Чем занимается население Австралии?

- Как называется столица Австралии?

- Какие города Австралии вы помните?

- Какие достопримечательности Австралии вы знаете?

2) Далее учитель вызывает к доске по очереди 3-х учеников.

- Расскажи подробно про население Австралии.

- Какие отрасли промышленности наиболее развиты в Австралии?

- Как называется столица Австралии? Чем она отличается от других крупных городов?

3. Изложение нового материала - 20 мин.

Объяснительный рассказ учителя.

Свой рассказ учитель сопровождает показом слайд-шоу. Словарные слова школьники записывают в тетрадь.

- В водах Мирового океана расположено множество островов. Самое крупное их скопление находится в центральной и западной частях Тихого океана и называется Океанией (Слайд №1, №2 и №3). При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света. Большая часть островов  сгруппирована в архипелаги: Новая Зеландия, Гавайи, Фиджи и другие. Архипелаг – это  группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое, вулканическое и т.д.). Природа здесь необычайно разнообразна. Большинство островов Океании имеют вулканическое происхождение: часть из них представляют собой вершины крупных подводных вулканов. Некоторые из которых до сих проявляют высокую вулканическую активность, например, Гавайские острова (Слайд №4). Другие же острова имеют коралловое происхождение, являясь атоллами (Слайд №5). Атолл — коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну, т.е. мелкий водоем (Слайд №6). В прошлом эти острова представляли собой единую сушу, однако в результате поднятия уровня Мирового океана значительная часть поверхности оказалась под водой. Рельеф этих островов гористый.

- Самый крупный остров Океании – это Новая Гвинея. Новая Гвинея - второй по величине остров Земли (после Гренландии). Новая Гвинея расположена к северу от Австралии (Слайд №7). Берега Новой Гвинеи слабо изрезаны. Вдоль всего острова тянутся высокие горы. На юге – заболоченные низменности. Новая Гвинея лежит в области экватора. Здесь в течение года выпадает множество осадков. Климат теплый, влажный, средняя температура зимой +20 градусов, летом +20…+25 градусов. Новая Гвинея — тропический остров и поэтому здесь обитает множество видов животных. На ней обитают 11 тысяч видов растений, 600 уникальных видов птиц, свыше 400 видов земноводных, 455 видов бабочек и около ста известных видов млекопитающих. Здесь практически нет крупных млекопитающих, отсутствуют хищники и ядовитые змеи. В Новой Гвинее обитают некоторые виды кенгуру, также там живет и ехидна. Особое место в животном мире Новой Гвинеи занимают так называемые райские птицы (Слайд №8). Это удивительные по красоте и яркости расцветок пернатые водятся только здесь и нигде больше - не случайно изображение райской птицы красуется на государственном флаге Папуа - Новой Гвинеи. Только на новой Гвинее живут крупные венценосные голуби (Слайд №9). Они получили такое название за пышный хохол из перьев на голове. В 2005 году группа американских исследователей обнаружила в тропических лесах горного района Новой Гвинеи место, названное ими «Эдемским садом». Этот район площадью около 300 тысяч гектаров расположен на склонах гор в западной части Новой Гвинеи и оказался изолирован от воздействия окружающего мира. Учёные обнаружили в «Эдемском саду» более 20 неизвестных ранее видов лягушек, четыре новых вида бабочек, пять неизвестных науке видов пальм и множество растений. Также там были обнаружены несколько видов редчайших сумчатых — древесных кенгуру (Слайд №10). Древесный кенгуру — единственный из своих сородичей живет на деревьях. Его коричневая шкурка мало заметна среди листьев. По земле передвигается, как и все кенгуру, но задние лапы у него короче, чем у других, и с острыми когтями, позволяющими лазать по деревьям. Днем он спит на дереве, вечером спускается на водопой и кормежку. Может спрыгнуть с высоты 18 м! Ест листья и лианы, любит папоротники, лесные плоды и ягоды, мелкую живность. Все животные — обитатели нагорья — не боятся человека.

- Новая Гвинея населена в основном папуасами (Слайд №11). У них тёмно- коричневый цвет кожи. Эти группы народов проживают в маленьких деревеньках, в отдалённых труднодоступных районах. Папуасы живут в столь недоступных и опасных местах, что их образ жизни практически не изменился за последние несколько сотен лет. Папуасы верят в своих языческих богов. Они точно следуют обычаям своих предков во время охоты, праздников, войны или свадьбы. Жилище папуасов - четырехугольная хижина, устанавливаемая на сваях. Главное занятие населения - рыбная ловля и земледелие. Они выращивают кокосовые пальмы, бананы, ананасы, сахарный тростник и другие культуры.

- Первым исследовал Новую Гвинею в 19 веке русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай (Слайд №12).

Он впервые изучил население и природу северо-восточного берега Новой

Гвинеи, прожив там несколько лет (1871-1872, 1876-1877 и 1883 годы). Он поселился с двумя слугами в небольшой скромной хижине, которую ему помогли построить моряки. Туземцы поначалу встретили их враждебно. Они жестами указывали на море, требуя отъезда. Лишь после того, как ему удалось вылечить нескольких папуасов, отношения с ними наладились. Когда Миклухо-Маклаю пора было уезжать на Родину, папуасы успели так привязаться к нему, что даже не хотели отпускать, обещали построить новый дом, предлагали в жены любую девушку. Путешественник обещал своим новым друзьям вернуться. Папуасов подкупила неизменная доброта Н. Миклухо-Маклая, его искренность и готовность всегда прийти на помощь.

Папуасы полюбили Маклая, называли его своим братом. Когда он уезжал, они годами хранили его жилище, вещи и ждали его возвращения. В подарок он привозил местным жителям предметы из металла (гвозди, топоры, лопаты) и семена растений.

На карте Новой Гвинеи остались имена россиян: берег Маклая, атоллы Кутузова, Суворова, Лисянскoгo, остров Россиян.

Остров Новая Гвинея принадлежит двум государствам. Папуа - Новая Гвинея занимает восточную часть острова, а Индонезия - западную.

- Итак, мы с вами поговорили про крупнейшее скопление островов в Тихом океане – Океанию, про самый крупный остров Океании – Новую Гвинею. Вы узнали, какова природа Новой Гвинеи, чем занимается местное население, кто открыл Новую Гвинею.

4. Закрепление - 10 мин.

1) Устный опрос. Учитель задает вопросы всему классу:

- Как называется крупнейшее скопление островов около Австралии?

- В какие крупнейшие архипелаги сгруппированы острова Океании?

- Что такое атолл? Лагуна?

- Как называется самый крупный остров Океании?

- Какой там климат?

- Какие животные там обитают?

- Как называется население Новой Гвинеи?

- Где живут папуасы?

- Чем они занимаются?

- Кто первым исследовал Новую Гвинею?

- Почему папуасы полюбили Миклухо-Маклая?

2) Решение кроссворда (см. Приложение 1).

Учитель раздает каждому ребенку по экземпляру кроссворда и читает вслух вопросы, школьники по очереди отвечают.

6. Домашнее задание - 1 мин.

Прочитать параграф в учебнике и ответить на вопросы в конце его.

7. Итог урока - 3 мин.

- Что мы сегодня изучали?

- Что вам больше всего запомнилось?

Учитель выставляет детям оценки за работу на уроке.

Приложение 1

Кроссворд «Океания. Новая Гвинея»

 

Вопросы:

По горизонтали:                                                        По вертикали:

  1. Крупное скопление островов                           5.   Животное, обитающее в Австралии        

в Тихом Океане                                                        и Новой Гвинее

2.   Мелкий водоем, отделенный                           6.   Коралловый остров, имеющий вид

от моря коралловым островом                               кольца

3.   Птицы, удивительные по                                 7.   Самый большой остров Океании -

красоте и яркости расцветок                                   - Новая …

  1. Коренной житель Новой                                  8.   Группа островов, расположенных

Гвинеи                                                                      близко друг от друга

Ответы:

По горизонтали:

  1. Океания
  2. Лагуна
  3. Райские
  4. Папуас

      По вертикали:

  1. Кенгуру
  2. Атолл
  3. Гвинея
  4. Архипелаг


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел»

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

Урок математики в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Данный материал может быть использован на уроках математики в 7 классе специальной (коррекционной) школы....

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....

Презентация к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Россия в Первой мировой войне"

Презентация подготовлена  к уроку истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида....

урок СБО в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида на тему: "Приготовление сырников".

Цели:  ·       Способствовать формированию  умений пользоваться литературой с рецептами приготовления кулинарных блюд·       Спосо...

Конспект урока по математики 6 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: «Все арифметические действия с числами».

Материал подобран в соответствии с Адаптированной Программой по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья...