Рабочая программа 8 класс Домогацких
рабочая программа по географии (8 класс)

Ирина Викторовна Поволоцкая

Рабочая программа 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_rossii.docx_programma.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

География России

8—9 класс.

Часть 1. Природа России

8 класс (68часов)

Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемогокурса полностью соответствует образовательному стандарту вобласти географии и концепции географического образования

в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. Сдругой стороны, он развивает общие географические понятия,определения, закономерности на новом, более высоком уровне,

используя как базу географию родной страны. Особое значениеэтого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеетогромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

• сформировать целостный географический образ своей Родины;

• дать представление об особенностях природы, населения ихозяйства нашей Родины;

• сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

• сформировать необходимые географические умения и навыки;

• воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

• воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68  часов (2 учебных часа внеделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе — ее населения ихозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • Учебник: Домогацких, Е. М. География: учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»
  •  География 8кл. : Атлас. Идат. «Русское слово»
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. // М., Русское слово.
  • Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. География., С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эртель. Издат.» Русское слово»Москва, 2016г



Тема 1. Географическая карта и источники

географической информации (4 часа)

Содержание темы:

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенноститопографических карт. Навыки работы с топографической

картой. Космические и цифровые источники информации.

Компьютерная картография. Мониторинг земной поверх-

ности.

Учебные понятия:

географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.

Основные образовательные идеи:

Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки — точные модели земной поверхности, с помощью которыхможно решать множество задач:

• компактно и ёмко представлять земную поверхность;

• ориентироваться в пространстве;

• открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Метапредметные умения:

• знакомство с новым методом изучения Земли — методомдистанционного зондирования (мониторинга);

• знакомство с цифровыми методами хранения географических данных для поиска необходимой информации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• специфику математической основы карт;

• особенности топографических карт;

Умение определять:

• определять вид картографической проекции;

• особенности топографической карты;

• направления и (или) азимуты;

• особенности картографических изображений;

• специфику построения профиля местности.

Практические работы:

1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями наразличных картографических проекциях.

2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)

Содержание темы:

Географическое положение России. Территория России.

Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условияи ресурсы. Приспособление человека к природным условиям.

Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретноеи летнее время.

Учебные понятия:

географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики,адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное

(астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясноевремя, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время,московское время,

Основные образовательные идеи:

• Разнообразие природных условий и богатство природных

ресурсов — следствие географического положения России.

• Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.

• Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• специфику географического положения России;

• особенности приспособления человека к природным условиям;

• особенности проведения государственной границы России;

• специфику исчисления времени на территории России.

Умение определять:

• различия во времени на территории России;

• страны-соседей.

Практические работы:

1. Характеристика географического положения России.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

Содержание темы:

Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение

Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII—XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в.

Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути.

Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Учебные понятия:

Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.

Персоналии:

Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров,Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов ,Эрик Норденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афансьевич  Обручев, Сергей Владимир Обручев, Отто Юльевич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.

Основные образовательные идеи:

• Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.

• География — современная наука, основная задача которойпрогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности изучения территории России на различныхэтапах ее исторического развития.

Умение определять:

• следствия географических открытий и путешествий.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделениетех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

2. Анализ источников информации об истории освоения территории России.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Содержание темы:

Геологическое летоисчисление. Шкала геологическоговремени. Геологическая карта. Особенности геологическогостроения. Крупные тектонические структуры. Платформы и

складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь состроением литосферы. Районы современного горообразования,землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений

полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страныи проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасныеприродные явления.

Учебные понятия:

геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническаяструктура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь),осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер,бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые,месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийныеприродные явления.

Основные образовательные идеи:

• Устройство рельефа определяется строением земной коры.

• Разнообразие — важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.

• Современный рельеф — результат деятельности внешних ивнутренних сил.

Метапредметные умения:

• совершенствование умений работать с разными источниками информации;

• выявление причинно-следственных взаимосвязей — рельеф — тектонические структуры — полезные ископаемые;

• выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России);

• высказывание суждений с подтверждением их фактами;

• представление информации в различных формах — тезисы,эссе, компьютерные презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности геологического летоисчисления;

• особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;

• особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;

• характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

• сущность экологических проблем в литосфере на примереРоссии.

Умение определять:

• основные черты рельефа и геологического строения России,важнейших районов размещения полезных ископаемых;

• районы возможных катастрофических природных явленийв литосфере на территории России;

• по картам районы размещения крупных тектоническихструктур и форм рельефа на территории России.

Практическая работа:

1. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

2. Нанесение на контурную карту основных форм рельефастраны.

Тема 5. Климат России (7 часов)

Содержание темы:

Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России.

Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодныеявления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов.

Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияниеклимата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды.

Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Учебные понятия:

климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация,ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур,воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт,атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.

Основные образовательные идеи:

• Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.

• Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата — разнообразие условийжизни и деятельности людей.

• Влияние климатических особенностей на комфортностьжизни и деятельность людей.

Метапредметные умения:

• совершенствование умений работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;

• выявление причинно-следственных взаимосвязей — влияния атмосферной циркуляции и особенностей рельефа наклимат;

• выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата;

• умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

• представление информации в различных формах — тезисы,эссе, компьютерные

• презентации.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности климата России;

• особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей;

• характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

• сущность экологических проблем в атмосфере на примереРоссии.

Умение определять:

• основные черты климата России;

• районы возможных катастрофических природных явленийв атмосфере на территории России;

• по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России;

• типы климатов отдельных регионов России;

• факторы формирования климата отдельных регионов России;

• закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Практические работы:

1. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

2. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

3. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

4. Прогнозирование тенденций изменения климата.

Тема 6. Гидрография России (8 часов)

Содержание темы:

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России.

Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питаниярек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение потерритории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное

значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственнуюдеятельность людей. Ледники горные и покровные. Великоеоледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфераи человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные сводой.

Учебные понятия:

бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки,водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье,межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняямерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпохаоледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.

Основные образовательные идеи:

• Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.

• Река — сложная природная система. Знание важнейшиххарактеристик реки — важнейшее условие правильностиее использования.

• Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники — это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.

Вода — источник всего живого на Земле. Необходимостьрационального использования и охраны внутренних вод России.

Метапредметные умения:

• Ставить учебные задачи и планировать свою работу (приработе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.

• Сравнивать объекты, выделяя существенные признаки(сравнительная характеристика водных объектов).

• Создавать собственную информацию (реферат, презентация…)

• Участвовать в совместной деятельности (групповая работапо описанию объекта)

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности морей, омывающих территорию России;

• особенности внутренних вод отдельных регионов страны;

• характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

• особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;

• сущность экологических проблем в гидросфере на примереРоссии.

Умение определять:

• основные черты морей, омывающих территорию России;

• районы возможных катастрофических природных явленийв гидросфере на территории России;

• закономерности распределения внутренних вод;

• существенные признаки внутренних вод;

• по картам закономерности распределения внутренних водна территории России;

• по картам особенности обеспечения внутренними водамиотдельных регионов России.

Практические работы:

1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

3. Объяснение закономерностей размещения разных видоввод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

Тема 7. Почвы России (3 часа)

Содержание темы:

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства.Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв впроцессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией изагрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Учебные понятия:

почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенныйгоризонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.

Основные образовательные идеи:

• Почвы — особое природное тело, свойства которых зависятот факторов почвообразования различающихся от места кместу, чем и определяется их огромное разнообразие.

• Главное свойство почв — плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера — рациональное использование и охрана.

Метапредметные умения:

• находить, отбирать и использовать различные источникиинформации по теме;

• сравнивать объекты, выделяя существенные признаки(разные типы почв и условия их

 формирования);

• выявлять причинно-следственные связи (зависимость размещения типов почв от

• климатических условий и особенностей рельефа);

• показывать по карте особенности размещения основных типовпочв

Предметные умения:

Умение объяснять:

• условия формирования почв;

• особенности строения и состава почв;

• специфику изменения почв в процессе их хозяйственногоиспользования;

• особенности почвенных ресурсов России.

Умение определять:

• основные свойства почв на территории России;

• по картам закономерности размещения почв по территорииРоссии;

• по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

Практические работы:

1. Составление характеристики зональных типов почв и вы-

явление условий их почвообразования.

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

Содержание темы:

Место и роль растений и животных в природном комплексе.География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Учебные понятия:

природный комплекс, природные компоненты, природныефакторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефи-

цитные территории.

Основные образовательные идеи:

• растительность и животный мир — важный компонентприродного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• место и роль растений и животных в природном комплексе;

• специфику типов растительности;

• необходимость создания и географию особо охраняемыхтерриторий;

• отличия видов природопользования.

Умение определять:

• особенности размещения растительного и животного мирапо территории России;

• размещение ресурсов растительного и животного мира покартам;

• по картам географию особо охраняемых территорий.

Практические работы:

1. Установление зависимостей растительного и животногомира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

Содержание темы:

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики:арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга,смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны югаРоссии: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Учебные понятия:

природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район,природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.

Основные образовательные идеи:

• Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.

• Главными компонентами природного комплекса являютсяклимат и рельеф.

• Выделяют зональные и азональные природные комплексы.

• Любая природная зоны — это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.

Метапредметные умения:

• выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.

• выявлять причинно-следственные связи внутри природныхкомплексов, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

• работать с учебными текстами, схемами, картосхемами,статистикой, географическими картами.

• формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.

• выделение главного или существенных признаков (особенности природы, населения и хозяйственной деятельноститой или иной природно-хозяйственной зоны).

Предметные умения:

Умение объяснять:

• отличия природных комплексов друг от друга;

• условия формирования природно-хозяйственных зон;

• характер влияния человека на природные условия природных зон.

Умение определять:

• особенности размещения природных зон на территорииРоссии;

• специфические черты природно-хозяйственных зон.

Практическая работы:

1. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной

природной зоне.

2. Составление описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России

(12 часов)

Содержание темы:

Островная Арктика. Мир арктических островов. ЗападнаяАрктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическоеположение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа.Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны.Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агро-

климатические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодаяплита и особенности формирования рельефа. Континентальныйклимат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая

характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России:

Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянскогохребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная

тайга.

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы

Байкала.

Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Учебные понятия:

увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора,фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные

горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый(жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Основные образовательные идеи:

• Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.

• Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• условия выделения и размещения природных районов;

• специфические черты природы природных районов.

Умение определять:

• географические особенности природных районов;

• характер влияния человека на природу природных районов.

Практические работы:

1. Составление описания природного района по плану.

Заключение. Природа и человек (1 час).

Содержание темы:

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов,выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Учебные понятия:

ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия,

комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые,жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.

Основные образовательные идеи:

• Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.

• Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;

• принципы классификации природных ресурсов;

• особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Умение определять:

• закономерности размещения различных видов природных ресурсов;

• особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

Практические работы:

Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.

Обобщение, контроль, коррекция по курсу «Физическая география России» (2 часа)

 Резерв ( Природа своего края) – (8часов).

Содержание темы:

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полезные ископаемые Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки и озера. Разнообразие почвенно-растительного покрова, природные зоны. Экологические проблемы и последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные образовательные идеи:

• Каждый природный район России — край с уникальной природой.

• Природные условия и ресурсы природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя,

• планировать свою деятельность под руководством учителя,

• оценивать работу одноклассников,

• выявлять причинно-следственные связи,

• определять критерии для сравнения фактов, явлений,

• анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

• работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

• создавать объяснительные тексты

• выслушивать и объективно оценивать другого,

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• специфические черты природы своего края.

Умение определять:

• географические особенности природного района;

• характер влияния человека на природу природного района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

рабочие программы по географии 6-9 классы, 10-11 классы по линии Домогацких

надеюсь,что данные материалы помогут коллегам в работе...

Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких

В программпе  имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочая программа по предмету "География" 8 класс на основе ФГОС, авторской программы: Домогацких Е.М.

I. Пояснительная записка                   Нормативно-правовые документы, на основе, которой разработана рабоч...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...