Урок 8 класс "Внутренние воды России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_vnutrennie_vody.docx159.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внутренние воды

Цели: расширить знания о внутренних водах на примере рек России.

Задачи УУД:

Предметные: формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;

- устанавливать причинно- следственные связи, сопоставлять источники информации;

- составлять характеристику одного из рек.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели  индивидуально;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- оценивать способ достижения цели.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные речи.

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки различных ситуаций, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- понимать эмоциональное состояние других людей:

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурная карта, проектор.

УМК: учебник географии 8 класс, автор Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас, контурная карта.

Ход урока

  1. Оргмомент:Учитель : Здравствуйте, всем хорошего дня. Давайте посмотрим на высказывание  Антуана  де  Сент Экзепюри.:

 Вода) – у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни:   ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете
.  

  1. Мотивация: Звучит музыка воды (слайд № 2) изображение  рисунков:  озера, реки, болота, родники

Учитель:  какую оболочку земли образуют данные  рисунки? (Гидросфера)

Учитель: Из каких частей состоит  гидросфера? ( воды мирового океана, воды суши, воды атмосферы)

Учитель: чтобы определить тему урока я вам задам загадку. (слайд 3)

С ручейка берет начало

Чтобы это означало

Глубока и широка,

Средь полей течет…

Учитель: Итак тема урока  Внутренние воды .Реки России

Учитель: Что мы  знаем о реках?

(Что такое река? Из как их частей состоит река?  Как питаются реки?

Т.е расширить  знания о  внутренних водах на примере рек России.

  III. Актуализация (слайд 4)   работа с к\к

  1. На контурной карте обозначьте  реку Обь
  2. Обозначьте исток, устье, левый приток, правый приток
  3. Обведите красным карандашом бассейн реки
  4. Как определить левый и правый приток реки?

  1. Изучение новой темы.

  Прием «термин- понятие»

Учитель: работа в парах ,  1 группа получает определения , а сосед   находит ответы.( проанализировать ошибки)

1. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.

2. Место, где начинается река.

3. Площадь, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.

4. Река со всеми ее притоками.

5. Границы между бассейнами рек.

6. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемым руслом.

7. Это расстояние  от истока до устья.

8. Это поступление воды в реку из различных источников.

9. Быстрое и нерегулированное повышение уровня и увеличение количества воды в русле реки.

10.Часть речной долины, затопляемая  во время  разлива рек.

Ответы: а- исток( елга башы)

П- устье (елга тамагы)

е- речная система (елга бессейны)

д- бассейн

и- река (елга)

 е- длина реки( елга озынлыгы)

н- водораздел (Субүләр)

- питание реки ( еганың туенуы)

 - паводок ( су басуы).

 - пойма( тугай)

  1. Индивидуальная работа.

Учитель: мы  знаем что природные компоненты между собой взаимосвязаны .

Проблемный вопрос: Какие природные компоненты больше всего влияют на реки. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по её территории Каждая река несет свои воды в какое- либо море, озеро или океан, т.е. принадлежит определенному водному бассейну. Используя атлас на контурной карте обозначьте реки:

1 пара- реки СЛ океана. Назовите реку  бассейна С-Л океана,  чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.

2 пара – реки Тихого океана Назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самая большая. АМУР.

3 пара – реки Атлантического океана. Назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН ( учащиеся показывают реки  на стенной карте)

 Сильные  учащиеся , используя учебники составляют  интеллект- карты .

Вопросы:

  1. К каким бассейнам океана  относятся?
  2. Режим рек.
  3. Питание рек
  4. Виды рек.
  5. Крупнейшие реки России

 Остальные учащиеся  используют прием «кластер»   используя учебники  п.22,23

Учитель : Именно  рельеф  предопределяет направление течения реки, сказывается на скорости.

Скорость же реки зависит от двух показателей: падения реки и её уклона.

Что такое уклон реки, падение реки? ( используя статью дайте определение падению и уклону реки)

 Падение – это превышение истока реки над устьем (в метрах) 

Уклон реки – это отношение падения реки (в см) к её длине (км)

VI.первичное закрепление

Учитель: - А сейчас хочу предложить вам выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки.

Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод о падении и уклоне горных или равнинных рек

1 вариант определяют  уклон реки

2 вариант определяют  падение реки.

Реки

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки, км

Обь

200

0

5140

Терек

3000

0

600

Учитель: Сделайте вывод: падение и уклон, горных рек больше, чем равнинных.

Реки (8 класс) - Галина Гавриловна Чеснокова

Первичное закрепление.

1 Дайте определения:

  1. Паводок…..
  2. Половодье……
  3. Наводнение…..

2.  Тест

1. Большинство рек России имеет питание:

а) дождевое б) ледниковое в) снеговое г) смешанное

2. Самая полноводная река России: а) Енисей б) Лена в) Амур г) Волга

3. Пограничной рекой является: а) Волга б) Амур в) Енисей г) Обь

4. Реки бассейна Тихого океана: а) Уссури б) Колыма в) Анадырь г) Амур

5. Реки бассейна внутреннего стока: а) Урал б) Дон в) Кама г) Северная Двина

1.Дайте определение:

1.Уклон реки..

2..Падение реки…

3.Межень….

1. Ответим на вопрос, на который я вам сказала, что вы ответите в конце урока, изучив тему. Как вы думаете, почему Россию называют «страной больших рек».

3. К бассейну, какого океана относятся большинство рек Росси? Почему?

4. Как человек использует равнинные и горные реки?

Y.Рефлексия.

1. Достигли ли вы заданных целей?

2. Оцените свою работу на уроке. Все ли у вас получилось.

3. Что было трудным. Что мешало достижению целей?

YI. Домашнее задание.

1.Изучить п.22,23. Отметить на к\к реки

2.Сообщение Озера России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Внутренние воды России"

Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1.  Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...

Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.

урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....

Разработка урока "Внутренние воды России" 8 класс

Данная разработка урока  поможет в лучшем усвоении учебного материала по данной теме. А презентация поможет нагляднее все представить....

Презентация к уроку "Внутренние воды России"

Презентация к уроку Внутренние воды России 8 класс...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Карточка к итоговому уроку "Внутренние воды России" 8 класс

Карточка к итоговому уроку "Внутренние воды России" 8 класс...