Разработка урока "Московская столичная агломерация".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Елизарова Ольга Анатольевна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока:

  • беседа;
  • рассказ;
  • практическая работа;
  • самостоятельная творческая работа;
  • работа со статистическим материалом.

Цели и задачи:

  1. Обучающая:  выяснить особенности ЭГП Московской области; выявить проблемы  и наметить пути их решения.
  2. Развивающая: уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Московской  области; делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных отношений.

Формы работы: групповая и индивидуальная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  • учебник;
  • атлас России и Московской области;
  • дополнительная литература;
  • раздаточный материал;
  • физическая карта России.

Практическая работа:

  • в контурной карте обвести границы Московской области, административных соседей, указать основные природные ресурсы, цветными ручками выделить промышленные центры;
  • составить проект «Московская область – европейская зона отдыха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Московская столичная агломерация". 9-й класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока:

  • беседа;
  • рассказ;
  • практическая работа;
  • самостоятельная творческая работа;
  • работа со статистическим материалом.

Цели и задачи:

  1. Обучающая:  выяснить особенности ЭГП Московской области; выявить проблемы  и наметить пути их решения.
  2. Развивающая: уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства; объяснять особенности специализации Московской  области; делать выводы; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных отношений.

Формы работы: групповая и индивидуальная работа.

Учебно-наглядный комплекс:

  • учебник;
  • атлас России и Московской области;
  • дополнительная литература;
  • раздаточный материал;
  • физическая карта России.

Практическая работа:

  • в контурной карте обвести границы Московской области, административных соседей, указать основные природные ресурсы, цветными ручками выделить промышленные центры;
  • составить проект «Московская область – европейская зона отдыха».

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний и умений. (3 мин.):

Какие области входят в состав Центрального экономического района?

 Покажите по карте.

По каким показателям  район является «самым выдающимся» в России? (S = 916 тыс. кв. км. – второй по площади в Западном макрорегионе, 77 % - доля городского населения, имеет столичное положение).

III. Нацеливание. Мотивация. (3 мин).

Тема сегодняшнего урока – Московская область (запись в тетрадь). Где на ее территории расположен субъект Российской Федерации – город Москва – город федерального значения, столица России. Москва – это концентрация в ней всех высших органов государственной власти.

Цель нашего урока: выяснить, почему главный ресурс области – это её экономико–географическое положение.

IV. Изучение нового материала. (30 мин).

1. Знакомство с ЭГП области.

А) Московская область – расположена в центральной части Европейской России (показ по карте). Открыли атласы. Нашли эту область. Граничит ли она с какими либо зарубежными странами? (Нет). Омывается ли морями? (Нет) По своим размерам наша область невелика. Её площадь - 46 тыс.кв. км (с Москвой 47 тыс. кв. км), что составляет всего 0,3 % территории России. Но, если сравнить площадь нашей области с некоторыми

европейскими государствами, то увидим, что территория Московской

области больше территории Бельгии (31тыс. кв. км.), Дании(43 тыс.кв.км), Нидерландов (34 тыс. кв. км.).

Б)  Работаем с контурной картой: (10мин.)

- определите удаленность Москвы от Белого и Черного морей.

-  крупнейшие речные системы, озера, водохранилища

- пограничные области,

- параллель 55°45 с. ш., меридиан 37°37, в.д.

-постройте столбиковую диаграмму сравнительной площади Московской

области и других Европейских государств. Сделайте вывод.

В)  Главный город – Москва. Несколько слов о выдвижении Москвы.

Рассказ учителя: (5 мин.)

Датой основания Москвы принято считать 1147 год когда суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя Новгород - северского Святослава Ольговича. Поселок, где встретились князья, назывался Москва Вокруг городка шумел бор, память о котором сохранилась в названии Боровицких ворот, а за рекой тянулись дремучие леса и топкие болота. Полагают, что болота дали имя реке, а река – городу. Финно-угорское Маскава, Макува, Масква – топь, грязь. Древнеславянское «москы» значит «болотистая местность». Городок возник как пограничный на перепутье

между днепровским югом и верхневолжским севером. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками важное значение получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении

географическое положение Москвы было особенно выгодно. При просторных лесистых и болотистых промежутках между притоками, важное значение, получали поселки, возникавшие на концах коротких переволок из одного притока в другой: здесь завязывались узловые пункты судоходного и речного сообщения. В этом отношении географическое положение Москвы было особенно выгодно.

Вывод: как видите, Московская область – особенная. Благодаря своему выгодному географическому положении стала центром России.

Давайте  выясним, какими природными ресурсами богата область, какова её специализация, предложите свои варианты развития области. Работаем в группах.

Физминутка!

Д. Задания группам. (10 мин.)

I–ая группа.

Международники (специалисты, изучающие экономические связи).

  1. Оцените природные условия и ресурсы области для хозяйственной деятельности населения.
  2. Разработайте модель развития Московской  области без расширения ее площади .

II–ая группа.

Статисты.

  1. Объясните, с чем связано развитие главных отраслей специализации Московской области.
  2. Проанализируйте приложение и на её основе постройте столбчатую диаграмму, раскрывающую отраслевую структуру хозяйства  области.

III–яя группа.

Проектировщики.

  1. Оцените природные условия области для рекреационной деятельности.
  2. Разработайте мини - проект создания в одном из районов Московской области туристического центра европейского значения.

Предусмотрите:

  • а) выбор места;
  • б) развитие инфраструктуры (комплекс обслуживания – гостиницы, автосервис, услуги);
  • в) транспорт.

В проекте учтите решение возможных экологических проблем.

IV–ая группа.

Исследователи.

  1. Дайте оценку изменений ЭГП Московской области во времени.
  2. Возникновение рыночных отношений в России обусловило создание свободных экономических зон, осуществляющих производственную деятельность на основе совместного предпринимательства. Развитие свободных экономических зон усиливает взаимосвязь национальных экономик, является гарантом мирного сосуществования государств. Предположите, может ли в Московском столичном регионе, расположится   свободная экономическая зона. Каковы пути развития свободной экономической зоны?

Вывод: почему главный ресурс области – это ее экономико-географическое положение? (Выгодное историко-географическое положение).

V. Итог. (5 мин).

По завершении групповой работы учащиеся обсуждают ее результаты. Выставляются оценки.

  • Каковы особенности ГП Калининградской области?
  • Каковы главные отрасли экономики области?
  • Какие проблемы характерны для экономики этой области в настоящее время?

VI. Домашнее задание. (3 мин).

  1. § 32, знать определения, уметь характеризовать ГП области;
  2. Задания по группам (сообщения):
  • мастера–косторезы;
  • деревянное зодчество;
  • художественная обработка металла;
  • работа с мехом (броши, заколки и другие изделия).

Защита проекта «Наша неповторимая Земля».

Цель: -контроль и коррекция знаний учащихся по теме: «Литосфера и рельеф суши»

         - формирование у учащихся культуры работы в группах, навыков сотрудничества.

Форма урока: устный журнал

1-й слайд: «Наша неповторимая земля»

Эпиграф: «Дороже всех богатств тебе дана

                  Бесценная жемчужина одна:

                  И это разум. Не сравнятся с ним

                  Рубинам и алмазам дорогим»

                                                  А. Наваи

На всем протяжении изучения темы вы узнали очень много нового и интересного, причем большую часть этих знаний вы добывали сами. Но знания без их практического применения мало что значат. И сегодня на уроке мы посмотрим, как вы можете пользоваться своими знаниями. Цель нашего занятия – посмотреть ,насколько полно вы усвоили материал темы и как свободно вы можете оперировать своими знаниями., а заодно порадовать нас живостью ума и резвостью мысли. Итак, начинаем! (Жюри)

2-й слайд: «1-я страница «А что у Земли  внутри?»

3-й слайд: «Строение Земли» + макет + плакат

Сначала разминка: нужно ответить на вопросы, которые требуют творческого подхода к решению.

  1. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с яйцом курицы. Что хотят показать этим сравнением?
  2. Гарун Тазиев – бельгийский вулканолог сказал :»В наше время легче да и проще определить состав звезд, удаленных от нас на миллиарды км, измерить их температуру. . . чем проникнуть в чрево Земли.» Поясните эти слова.

 2-я страница «Мир минералов и горных пород»

Ну, с чего бы нам начать?

Объясните для примера

Что такое литосфера?

Чем же сложена она?(Ответы)

Вам коллекция дана

Назовите, что известно?

А еще нам интересно

Отличишь ли ты в природе

Минералы от горной породы?

Группам даются коллекции горных пород магматического, осадочного и метаморфического происхождения. Задание: назвать, объяснить происхождение.(баллы)

Далекое время застыло на камне,

А мы прикоснулись к нему.

Попала к нам в руки великая тайна,

Мы сбросим веков пелену.

Отпечатались листочки на породах древних лет

У кого возникли строчки

Описать их, кто поэт?( домашнее задание: сочинить стихи о горных породах)

 А мы переворачиваем страничку

3-я страница: «Природа сошла с ума»

Эта часть нашей работы была самой интересной, вы изучили огромное количество информации, много всего рассказывали друг другу о землетрясениях, о вулканах. И дома каждая группа должна была приготовить по 4 вопроса команде соперника по тому материалу, в котором вы были экспертами и отдельно записать ответы на свои вопросы для жюри. Готовы? Вперед! (Приложение1)

        Итак, пока жюри подводит итог, я тоже хочу задать вам несколько коротких вопросов.

  1. Гора с каналами, из которых изливается магма (вулкан)
  2. Отверстие на вершине горы (Кратер)
  3. Канал, идущий из глубины земной коры (жерло)
  4. Излившаяся на поверхность магма (лава)
  5. Подземная вода, нагретая магмой и вышедшая на поверхность (источник)
  6. Периодически фонтанирующие источники (гейзеры)
  7. Вулканы, которые периодически извергаются (действующие)
  8. Вулканы, извержения которых прекратились совсем. (потухшие)

Ну и как всегда у нас на уроках – работа с картой. Здесь записаны координаты вулканов. Назовите их пожалуйста. (Этна, Везувий, Ключевская Сопка)

И мы продолжаем.

4-я страница : «Выше гор могут быть только горы. . .»

И о горах мы с вами тоже очень много говорили. Ваши доклады я обязательно буду использовать и в других классах. Вы собрали обширный и интересный материал о разных горных системах земли. А как называют людей, которые покоряют вершины гор? Правильно, альпинисты. И мы сейчас на короткое время тоже станем альпинистами. Что мы будем делать? Покорять вершину.  ( Плакат с изображением горы, преодолевая препятствия, нужно подняться к вершине)

С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры

Трудно дети или просто

Вам расставить их по росту?

Анды 6960, Кавказ 5642, Урал1842.

А почему именно так? (Объясняют)

2-я ступенечка для альпинистов:

Найти соответствие между рядами по принципу «горы – их вершины»

Слайд: 1. Алтай                   а)Аконкагуа

             2. Анды                    б)Белуха

             3. Кордильеры        в) Пик Победы

             4. Тянь-Шань           г)Мак-Кинли

             5. Урал                       д)Народная

3-я ступенечка для альпинистов

Горы по высоте мы делим на 4 группы: высочайшие _ 5000м; высокие – 2000м; средние – 1000-2000м; низкие – 500-1000м. За 3 минуты привести по одному примеру гор, соответствующих данным категориям.

И последний рывок:

Я даю координаты

Поищите-ка , ребята

На каких материках гор вершины в облаках?

62 с.ш.; 150 з.д.(Мак-Кинли)

3 ю.ш.; 70 з.д. (Килиманджаро)

29 сш, 87 в.д.( Джомолунгма)

Молодцы!

Следующая страничка нашего журнала «На широких равнинных просторах»

Ребята, сегодня утром по телевизору показывали сеанс связи с инопланетянами. Они прилетели с планеты Ровшар (что обозначает Ровный шар) . Их космический корабль преодолел миллионы световых лет и наши гости просят аварийную посадку. Ваша задача – предложить им место приземления.(Равнина) А что такое равнина? Они не понимают, у них вся планета ровная. (Равнина – это участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. Назовите, пожалуйста величайшие равнины земного шара.(Слайд из уроков К и М). По 2 человека от каждой группы расставляют равнины.

Молодцы! Есть на все в программе мера

Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как ни жаль,

И теперь зовет нас вдаль

 Гидросфера, оболочка.

Только рано ставить точку,

Знания о земной коре пригодятся детворе!

Я очень на это надеюсь. Подводим итоги. Жюри пожалуйста!

Координаторы, как всегда, ставят оценки членам своей команды, я координаторам ставлю пятерки . Все молодцы!


ПРИЛОЖЕНИЯ.

  1. Стихи – домашнее задание.

Кристалл.

Мне сказал однажды друг:

-Надо спохватиться вдруг

И найти такой кристалл,

Чтоб и в темноте блистал,

А на солнце он горел бы,

А в тумане стал звездой…

Замечтался я…Ой!

Знаю я такой кристалл:

В темноте он не блистал,

И на солнце не горел он,

Только есть один секрет –

Прожил он уже сто лет

И в воде он не тонул,

А огни как не видал,

Но вот странно почему- то,

Жив-здоров этот кристалл!

Не побитый, не помятый,

Весь весенний да опрятный,

И не горя, и не слез,

Цвет – ну прямо как овес!

Он мне в жизнь открыл ворота,

Поняла я,  что да как,

Где чего и отчего там.

Но вопрос так не ушел

Что с кристаллом-то творится,

Почему мне ночь не спится?

Почему хожу во сне?

Расскажите-ка вы мне!

Я кристаллик уберу и как будто спрячу,

Я скажу тебе «Чу-у-у!

Я пошла ловить удачу!»

Изумруд

Роет шахты добрый люд

Добывает изумруд.

Он сверкает и блестит

Словно Солнца луч,

Он быстро небо озарит

Ине будет туч!

Гранит

Вот перед нами гранит

Свиду - обычный камень,

Но он великую тайну хранит-

Земли взбунтовавшейся пламень!

  1. Вопросы по теме «Вулканизм».
  1. «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»

Что вы можете сказать о извержении вулкана, который А.С. Пушкин описал в этом стихотворении?

  1. Почему вулкан называют вулканом?
  2. Назовите характерные признаки вулкана.
  3. Что главное в вулканизме?

Ответы

  1. Извержение вулкана Везувий в 79-м году до нашей эры. Момент извержения изображен на картине «Последний день Помпеи» К.Брюллова.
  2. По имени римского бога огня Вулкана.
  3. Коническая форма, кратер, извержение лавы, и т.д.
  4. Подъем лавы, излияние ее на поверхность.

Вопросы

  1. Чем вулканы могут отличаться друг от друга?
  2. Что явилось причиной гибели древнегреческого города Помпеи?
  3. Какой вулкан считают потухшим?
  4. Много ли действующих вулканов на земле?

Ответы

  1. Действующие, потухшие, спящие, разной высоты, разного возраста, находятся на суше или в море.
  2. Извержение вулкана Везувий в 79-м году до н.э.
  3. Если извержения не зарегистрированы в наше время.
  4. 800

Вопросы

  1. Несмотря на то. Что обычно вулканы несут за собой смерть и разрушения, их можно рассматривать как одно из благоприятных для населения Индонезии явлений» - писал вулканолог Ван Беммелен. В чем же эта благоприятная роль вулканов?
  2. «Везувий» значит дымящаяся гора. Почему?
  3. Что значит «уснувший вулкан»?
  4. Вулканические бомбы – что это такое?

Ответы

  1. Вулканический пепел обогащает почву, Пемза, обсидиан, базальт используются в строительстве, вблизи вулканов образуются месторождения серы.
  2. Над ним все время поднимается струйка белого дыма.
  3. Вулкан, который считался потухшим, вдруг начал действовать.
  4. Обломки размером 7 см, вылетают в расплавленном состоянии, летят, остывают, падают твердыми.

 

ФИО автора: Шабаева Татьяна Михайловна

Дата рождения: 23.09.1973

Место работы: МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»

e-mail shabaeva23@mail.ru 

учитель географии


Пояснительная записка

Тема урока: Почему нужно изучать географию?

Базовый учебник: Кошевой В.А. География («Мир Земли»). Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы/ В.А. Кошевой, Т.Л. Смоктунович, О.А. Родыгина.- М.: Баласс, 2011.- 192 с., ил. (образовательная система «Школа 2100»). Всего 34 часа, в неделю 1 час. Рабочая программа составлена на основе примерной и соответствует требованиям ФГОС ООО.

Данная методразработка апробирована в 5 классе. Состав класса разнообразный: есть учащиеся с сильной подготовкой, есть с более слабой. Это первый урок в году, поэтому призван, прежде всего, выявить исходный уровень знаний учащихся для изучения географии. Предмет география также нов для учеников, но у них имеется запас знаний из курса «Окружающий мир»,  а также жизненный опыт, который так необходим при изучении географии.

На уроке используются методы эвристической беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом,  рисунками. Учащиеся на уроке учатся, ставить цель своей деятельности, планировать способы ее достижения, анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации


План-конспект урока:

  • Цель и задачи урока

Цель урока: сформировать представление о важности науки географии в жизни человека.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  • выяснить значение профессии географа в изучении нашей планеты;
  • познакомить со структурой науки, источниками географической информации;
  • сформировать представление о значении географии в жизни человека.
  1. Развивающие:
  • Развивать навыки по самостоятельному поиску информации, ее обработке и анализу;
  • Развивать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • Развивать интерес к предмету, образное мышление.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать коммуникационную культуру при групповых формах работы;
  • Воспитывать уважение к профессии географа.
  • Тип урока: проблемно-диалогический
  • Формы работы учащихся: индивидуальные, парные, групповые.
  • Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, физическая карта полушарий, учебные картины или слайды с изображением путешественников, портреты географов.

Сценарий  урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Создание проблемной ситуации

5-7 минут

«Считается, что на карте мира уже нет «белых» пятен – неизвестных морей и земель. Согласны ли вы с этим утверждением?

Какой вопрос у вас возникает?»

Учитель наводящими вопросами подводит учеников к проблеме: не получается ответить? В чем затруднение? Каких знаний не хватает? Следовательно, как мы сформулируем тему нашего урока?

Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы.

С помощью учителя делают вывод, что «белых пятен» на карте не осталось, тогда зачем же нужна наука география?

Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию?

Овладение навыками применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях

Развитие познавательного интереса.

Развитие УУД: осмысливание, анализ, обобщение, выдвижение гипотез.

2.Выдвижение версий решения проблемы

2-3 минуты

Учитель спрашивает: Подумайте, что необходимо сделать на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Выдвигают версии,  излагают свое мнение. (Нужно узнать, что такое география, что она изучает, какова ее история, кто считается географами, какими проблемами занимается наука и т.д.)

Смыслообразование.

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование УУД: выдвижение версий, изложение своего мнения.

3.Актуализация знаний

5-7 минут

Учитель спрашивает: что мы уже знаем по данной проблеме? (вопросы для актуализации знаний на с. 8 учебника), демонстрирует учебные картины или слайды с изображением путешественников и географов, корректирует и направляет ответы учеников.

Создают устный текст самостоятельно или с помощью учителя, используя имеющиеся знания, слайды, а также оформление кабинета (портреты географов). Отвечают на вопросы:

Что в переводе на русский язык означает слово «География»?

Когда возникла эта наука?

Каких великих географов вы знаете?

 При ответах пользуются настенной картой полушарий, показывая открытые путешественниками земли, т.е. пользуются различными источниками информации, представляют информацию наглядно.

Личностное самоопределение.

Формирование первичных представлений о географической науке

Развитие познавательных интересов. Формирование УУД: создание устного текста, использование знаковой системы (карты), умение использовать различные источники географической информации, умение представлять информацию.

4.Составление плана решения проблемы

2-3 минуты

Учитель спрашивает: что нам надо узнать, чтобы решить поставленную проблему? Какова будет последовательность наших действий на уроке?

Планируют свою деятельность, устанавливают причинно-следственные связи на простом уровне, излагают свое мнение, создают несложный письменный текст (план работы), выбирают возможные источники информации.

План работы на уроке (примерный):

  1. Кто такие географы.
  2. Структура науки, источники географической  информации.
  3. Значение науки географии.

Смыслообразование.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Формирование УУД: планирование своей деятельности, установление причинно-следственных связей на простом уровне, изложение своего мнения, создание несложного письменного текста, планирование своей работы.

5.Поиск решения проблемы – открытие нового знания

15-20 минут

Учитель спрашивает: говоря о географии, чаще всего, вспоминают путешественников, открывавших новые земли. Но всех ли путешественников можно назвать географами?

Работают по плану, сверяясь с целью. Выдвигают версии, работают с текстом учебника (с. 8-9, «Кто они – географы?»), анализируют, обобщают, формулируют первый вывод урока: географы – это те, кто изучает Землю для получения новых географических знаний о ней (записывают вывод в тетрадь)

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Нравственно-этическое оценивание вклада географов в развитие знаний о Земле

Формирование представлений о роли географии в развитии знаний о Земле.

Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. Формирование УУД: работа по плану согласно цели, выдвижение версий, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Учитель предлагает ученикам подумать над тем, что включает понятие «географические знания», отправляя их к актуализированному понятию «география». Какие знания о Земле дает география (о природе, о занятиях населения и т.д.)? В каком виде чаще всего доходят до нас географические знания? ( в виде карты). А еще как?

Если ученики затрудняются, учитель отсылает их к схеме на с.9 учебника и просит ее прокомментировать.

Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию, отбирают источники географической информации (Типичные ответы детей: география изучает моря, реки, страны, материки, природные явления, космическое пространство, занятия населения и т.д. Учитель дополняет и направляет ответы.). Формулируют второй вывод урока: география – комплексная наука, включающая в себя физическую, социальную и экономическую географию и картографию (записывают в тетрадь или рисуют схему).

Умение добывать информацию, классифицировать ее.

Учитель предлагает подумать над вопросом: каково значение географии в жизни человеческого общества? Делит класс на группы по интересам: физикогеографы, экономгеографы, картографы. Каждая группа получает задание: с помощью различных источников информации выяснить, роль каждой ветви науки в жизни общества.

После групповой работы учитель организует отчет групп, помогает сформулировать общий вывод и предлагает привести примеры современных географических открытий: чем сейчас занимаются географы?

Находят в учебнике (с.8-10, вопрос «Ветви географии») и атласе достоверную информацию, вычитывают фактуальную информацию, представляют информацию в виде текста, выдвигают версии, излагают свое мнение в группе, совместно обсуждают версии, учатся понимать позицию другого, корректировать свое мнение, учатся использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, организовывать работу в группе. Осваивают новые социальные роли – географов.

Группа физикогеографов добывает информацию: физическая география изучает природу нашей планеты. Природные явления и т.д.). Группа экономгеографов добывает информацию: география изучает различные государства, жизнь населения в этих государствах,  отношения людей с природой.

Группа картографов работают с атласом и добывают информацию: в картах можно узнать о том, где какие природные объекты расположены, где какие государства расположены, какие течения есть в океане и т.д.

В конце работы ученики обмениваются результатами исследований групп и делают третий вывод урока: география изучает разнообразие и неповторимость природы земного шара, ее влияния на занятия и быт населения, учит нас пользоваться картами и другими моделями. Географические знания, накопленные предыдущими поколениями помогают сейчас осваивать природные богатства рациональным способом для все увеличивающегося населения природы.

Умение работать в группе, вычитывать необходимую информацию, представлять информацию в виде текста, умение  понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

6.Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

5-10 минут

Учитель спрашивает: так как же мы теперь ответим на вопрос: зачем нам нужно изучать географию?

Делают выводы в соответствии с целью. Например, географию нам нужно изучать, для решения современных проблем людей6 перенаселение, нехватка ресурсов, экологические проблемы и т.д. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать и природе различных стран, о том, как природу лучше использовать.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Овладение знанием о роли географической науки.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью.

Учитель предлагает оценить свою работу по поиску решения проблемы ( используя алгоритм самооценивания)

Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои поступки.

Нравственно-этическое оценивание своей деятельности

УУД: формирование умения оценивать собственные действия.

Учитель предлагает географический диктант на знание новых понятий. Организует самопроверку (диктует ответы).  Затем предлагает ученикам подумать над вопросами 4,5,6 (по выбору) рубрики «Применяем новые знания», предварительно познакомив с правилами решения творческих задач (с.6 учебника)

Ученики письменно в тетрадях отвечают на вопросы диктанта, т.е. обобщают изученное.

Далее выполняют творческие задания учебника, которые учат работать с информацией и познавать мир. При этом осознают целостность мира. Учатся осмысливать информацию, объяснять, выделять главное, формулировать свои выводы.

Осознание целостности мира.

УУД: обобщение, работа с информацией, умение применять знания в новой учебной ситуации, формирование умения осмысливать и объяснять, формулировать выводы.

Учитель предлагает оценить свои ответы, учитель консультирует, выставляет оценки (за степень участия в решении проблем, а не за правильные ответы)

Учатся аргументировано оценивать себя.

Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование.

УУД: умение оформить свои мысли в устной речи, при необходимости отстаивать свое мнение.

7.Итог урока

2-3 минуты

Учитель предлагает сравнить свои выводы, записанные в тетради, с авторскими выводами учебника (с.11).

Сравнивают и делают выводы. Оценивают свою работу с позиций полученных на уроке новых знаний.

Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование.

Познание научной картины мира.

УУД: умение слушать других, при необходимости менять свою точку зрения, умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

8.Домашнее задание

2-3 минуты

Учитель предлагает домашнее задание в зависимости от ситуации: если ребенок самостоятельно пришел к выводам урока, то ему предлагается выполнить творческое задание из рубрики «Применяем новые знания» (из тех, которые не выполнили на уроке). Если ребенок испытывал трудности на уроке, ему предлагается прочесть текст учебника и ответить на репродуктивные вопросы рубрики.

Оценивают себя, выбирают задание.

УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него.


Приложение

Алгоритм самооценивания

 (на первых уроках должен быть наглядно представлен на доске):

1 шаг. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг Какую сам выставляешь себе отметку?

(источник: Сборник «Образовательные технологии»)

Географический диктант на проверку усвоения новых понятий урока.

  1. Люди, которые изучают Землю, чтобы получить новые знания о ней, называются….(географы).
  2. Например, известный русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай исследовал природу и жизнь коренных жителей острова ….. (Новая Гвинея).
  3. Наука география делится на три ветви: физическую, ….. и …... (социальную и экономическую), (картографию).
  4. Изучением природных объектов и явлений на Земле занимается …. география (физическая).
  5. Изучением жизни населения и хозяйства занимается ….. география (социальная и экономическая).

Урок географии в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»

Цели и задачи урока :

  1. Познакомить учащихся с основными чертами  географического положения Японии, особенностями населения и традиций японского народа, оценить природно - ресурсный потенциал страны, усвоить знания о японской модели экономического развития, выявить факторы, способствующие развитию японского экономического чуда
  2. Развивать умения решать проблемные вопросы и прогнозировать развитие экономики своей страны
  3. Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно- иллюстративный, частично- поисковый

Технологии: компьютерная,  критического мышления.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, проблемный, синтез, прогноз.

Оборудование: презентация , политическая карта мира, атласы, рабочие листы.

Этапы урока

Слайды

Что говорю я

Что делают дети

Что нужно для урока

1.

Орг. момент

“Вы талантливые дети, успешные, у вас все получится.

Я желаю вам уже сегодня в этом убедиться.

2.

Целеполагание и мотивация.

- Я приглашаю вас в виртуальное путешествие в страну, которая славится мощными корпорациями и развитой электронная промышленностью. При этом остаётся страной, которая глубоко ценит и бережливо сохраняет традиции и обычаи своего народа. Древнее название ее– Ямато, что означает путь гор. А жители называют свою страну Ниппон, что означает «основа» и «солнце». Я, думаю, вы догадались, что речь пойдет сегодня о Японии.

3.

1. Какие ассоциации возникают у Вас при слове «Япония»?

Статистика –

  • Кимоно, икебана
  • автомобили, техника, роботы, развитая страна
  • экзотика, кухня, сумо
  • другое

 2. Хотели бы Вы побывать в Японии? Почему?

  • Любопытство
  • Знакомство с традициями и культурой
  • Приобретение автомобиля
  • нет.

3. Как образно называется Япония?

  • «Страна утренней свежести»
  • «Страна восходящего солнца»
  • «Страна 10000 островов»
  •  «Жи-бэнь-го» (солнце, корень, страна)

Голосование

Система голосования

Тема нашего урока: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию». В процессе урока мы должны ответить на два вопроса. Попробуйте их сформулировать.

«В чём парадокс экономики Японии?» и «Возможно ли экономическое процветание России?»

Работа в группах

Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Представители  каких профессий помогают нам изучать страну?

Это «Географы», которые будут изучать географическое положение, «Природопользователи», которые познакомят нас с природными ресурсами страны,

«Социологи», которые будут рассматривать состав и структуру населения.

Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой.

- Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушиваем выступление каждой группы.

Какой вывод можно сделать из ваших сообщений?

И все же  Япония стала лидером современного мира при невыгодном ГП и, не имея достаточно природных ресурсов. С  помощью какого ресурса  Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970-х гг. второе место в мире по объему ВВП, выйдя из Второй мировой войны побежденной и униженной, с разрушенным хозяйством?

Для экономического роста развивающейся стране были нужны: ийтоко-дори, гамбари, хэтадару. Ровно через пять минут познакомьте нас с тем, что это такое и как это повлияло на экономику Японии.  

Какие черты характера присущи японцам?

географы

социологи

природопользователи.

Защита мини-проекта 

Вывод: при невыгодном ГП, бедности минер ресурсами, заботятся о здоровье, всеобщая грамотность.

Население

работа в группах

- трудовая культура.
- одержимость новизной.
- трудолюбие.
- склонность к самоанализу.
- чистота и простодушие,
- учтивость и вежливость.
- педантизм, организованность, пунктуальность.
- очень чистоплотны.
-
 сдержанность.

- дисциплинированность

Физкультурная пауза (2 минуты)

При встрече японцы всегда делают поклон, мы попробуем их сделать.

Наклон с улыбкой под углом 150(японцы кланяются так друг другу), под углом 300 (кланяются клиентам и покупателям), под углом 450(кланяются начальнику), ученик кланяется учителю под углом 480. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Делает девушка в кимоно

Географическое положение, скудность природных ресурсов и менталитет этой наци заставили развиваться страну по интенсивному пути

Теперь давайте ответим на проблемный вопрос, который вы сами сформулировали в начале урока: «В чём парадокс японского экономического чуда?»

Мы рассмотрели главные слагаемые такого подъема, а также увидели грамотное их использование японским народом в своих целях. Японцы поставили себе амбициозные задачи и справились с ними, умело найдя способы их достижения.

Вместе с тем, они не просто использовали набор методов, а создали свою цельную экономическую систему, наделенную специфическим чертами, Даже заимствуя японцы изменяли, импровизировали , добавляли что-то свое.

Установление причинно- следственных связей

Жажда знаний

Популяризация образования, особенно профессионального

Дешевизна японской рабочей силы

гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях, патернализм (опека)

Запрет ввоза зарубежной готовой продукции, способной заглушить японскую промышленность,

В стране сформировалась мощная конкурентоспособная промышленность, что позволяет продавать на внешних рынках более трети её продукции, а значит, идёт постоянный приток денежных ресурсов.

Заимствование современных технологий западного производства, покупка патентов и лицензий

Внедрение новейших технологий в переоснащение промышленности

Отсутствие природных ресурсов

Лидирующие позиции в сталелитейной промышленности, электроэнергетике, машиностроении и др.

Семейные картели (дзайбацу)

Государственное регулирование экономики

Трудоемкие  отрасли производства

Переключение на капиталоемкие отрасли производства, т. е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих

Низкие налоги

позволило направить сэкономленные средства на развитие промышленности

Менталитет

Качество продукции

Вы ответили на первый вопрос «В чем парадокс экономики Японии?». Возможно ли экономическое процветание России? Давайте проанализируем позиции России по этим же показателям: гп;

Ресурсы;

Демографическая ситуация;

Менталитет у россиян такой же, как и у японцев или мы чем-то отличаемся от них? Что нам нужно изменить в себе, чтобы поднять нашу страну на высоту?

 Так возможно ли экономическое процветание России?

Гп-выгодное

Ресурсы все, но исчерпаемы

Демографическая ситуация; проводится демографич политика, внедряются программы по улучшению качества жизни населения и     т.д.

У нашей страны есть возможности, чтобы быть первой среди первых, но должна произойти коренная перестройка экономики, в которой движущей силой становятся знания и интеллект людей. Скоро вам придётся решать проблемы страны, поэтому всё в ваших руках.

Рефлексия

Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке?

Что вызвало наибольшую трудность?

Был ли урок полезен? В чём его польза?

Зачем нам был нужен этот урок?

Что вы получили от этого урока?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Итог урока

В память о нашей встрече я хочу подарить вам икебану, собранную по правилам этого искусства. Гербер- символ оптимизма, вишня-,  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые технологии на уроке географии "Московский столичный регион"

Предлагается разработка урока в 9 классе по разделу "Центральная Россия" по теме Московский столичные регион". (по учебнику Баринова, Дронов. География России). Тип урока: изучение нового материала.Ис...

Презентация к уроку географии в 9 классе "Московская столичная агломерация"

Это презентация к уроку в 9 классе по теме "Московская столичная агломерация". К учебнику  "География России" В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе....

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы г. Москвы на 2012—2016 гг. «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») в ЮВАО. 100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения.

Социально значимый индивидуальный проект, направленный на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы»(«Столи...

ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)

Презентация об основных направлениях работы Программы развития ГБОУ СОШ № 1970 в Государственной программе города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») ...

9 класс "Агломерация в России"

Агломерация в России....

Искусственные агломерации и их перспективы ( на примере Березниковско-Соликамской агломерации)

Государство ориентируется на оптимизацию поселений и переселение их жителей в городские агломерации. Для этого стало модно заказывать Мастер-планы у зарубежных проектировщиков и декларировать их ...

Практическая работа "Агломерации и мегалополисы мира"

Практическая работа для 10 класса, по теме "Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира"...