Искусственные агломерации и их перспективы ( на примере Березниковско-Соликамской агломерации)
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Государство ориентируется на оптимизацию поселений и переселение их жителей в городские агломерации. Для этого стало модно заказывать Мастер-планы у зарубежных проектировщиков и декларировать их  в небольших формирующихся агломерациях. Данные мастер-планы очень дорого обходятся и как правило не реализуются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ber.sol_._aglomeratsiya_statya.doc758.5 КБ

Предварительный просмотр:

Искусственные агломерации и их перспективы

 (на примере Березниковско-Соликамской агломерации)

Стародворская Т.Н.,

 учитель географии МАОУ СОШ № 11

В региональной политике наибольшую актуальность приобретает проблема пространственного развития территории в связи с увеличением различий в уровнях и условиях жизни между региональными центрами и периферией. Важную роль в обеспечении более высокого уровня развития всех территорий региона играют такие «групповые» формы высококонцентрированного расселения, какими являются городские агломерации.

Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero - присоединяю) - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями [3].

Идея формирования городских агломераций привлекательна качественными улучшениями всех сторон жизни, такими, как  возможность производственной разгрузки одних поселений и загрузки других, укрупнение рынка сбыта продукции,  пространственное расширение рынка труда, расширение возможностей культурно-бытового обмена и т.д. Сегодня агломерация характеризуется не столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе,  вполне управляемы.

Но всё это – в идеале, при обеспечении высочайшей мобильности населения, при надёжности и скорости осуществления хозяйственных связей, при снятии любых территориально-административных барьеров.

В последние годы перечень отечественных и зарубежных исследований и проектов, связанных с формированием и функционированием городских агломерации существенно увеличился. За рубежом и  в России интерес к агломерациям подогревается своеобразной модой на «новую экономическую географию (НЭГ)» − очень популярное и предельно экономизированное учение Пола Кругмана. Появляются настойчивые предложения ускоренного формирования городских агломераций, причём сторонники этой идеи считают её  спасительной для России, забывая о том, что западные агломерации сформировались в других политических и финансовых условиях и  выросли естественным образом.

В России города вступили в соревнование за привлечение капитала и людей, финансовых ресурсов, предприятий, международных организаций, общественно значимых событий. В этой конкуренции главным инструментом стало повышение привлекательности города, его качества, приспособленности для жизни. В течение 1990-х и 2000-х гг. в разных странах отрабатывались новые модели социально ориентированного градостроительного проектирования. Самыми популярными стали принципы города, хорошо приспособленного для жизни (Liveable City) Генри Леннарда, которые существенно отличаются от российских принципов (Табл 1).                                                                                                                                                  

Таблица 1.

Сравнение  подходов к современному градостроительному проектированию

Принципы градостроительства

Западная, социально ориентированная (Генри Леннард,1997г) – «хороший город»

Российская, поликритериальная (Анимница Е.Г.,2006г., Лаппо,2007г., Г.М., Шарыгин М.Д.,2008г. и др.)

1. Все люди могут видеть и слышать друг друга (общаться)

1. В каждом городе выделяются экономическая, социальная, демографическая, информационная, пространственно-планировочная и организационно-управленческая структуры

2. В общественной жизни происходит много праздников, фестивалей, которые собирают всех жителей вместе, где они могут проявить свои необычные качества, раскрыться как личностям

2. В городе сочетаются три основные подсистемы: население, экономическая база, сфера жизнеобеспечения

3. Город представляет общественную сферу как место социального обучения и социализации. Все горожане служат моделями общественного поведения

3. Город обеспечивает благоприятную среду как для развития производства, так и для удовлетворения потребностей человека в труде, отдыхе, общении

4. Наблюдается тенденция к сверхспециализации на одной или двух функциях; другие функции приносятся в жертву

4. Деконцентрация промышленности, опережающее развитие непроизводственных отраслей. Подкрепление будущей застройки реальными ресурсами и городскими возможностями

5. Упрощенность в дизайне эстетического оформления

5. Повышенное внимание эстетическому оформлению, формирование придомовых территорий

6. Управление городом происходит при тщательном соблюдении принципа согласия гражданского общества на любые изменения в экономике поселения

6. Управление городом осуществляется на основе комплексного, поликритериального подхода, основанного не только на учете экономических преимуществ, но и социальных, политических, экологических и иных интересов города и региона [1]

7. Цель – привлекательность проживания через изменения в социокультурной среде [6].

7. Цель – создание благоприятных условий жизни людей, поддержание экологического равновесия через изменения в экономической среде [4].

Таким образом, западная школа использует нормативный вид прогноза, исходящий из представлений о желаемом по схеме «от будущего – к настоящему», российская школа – исследовательский, основанный на продолжении в прогнозируемом периоде хорошо изученных тенденций от «настоящего – к будущему».

Научное предвидение социально-экономического развития территории является обязательным компонентом и регионального и муниципального управления. За последнее десятилетие учеными Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Новосибирска разработаны не только концептуальные модели общественно-экологических систем в территориальном развитии, но и направления оценочных работ территориального, ресурсного, экономического, человеческого потенциалов, причем с учетом зарубежного опыта. К ним относятся:  теория градостроительства (Е.Г. Анимница., Н.Ю. Власова); территориальная структура агломерации (Г.М. Лаппо); модели территориально-производственной системы (М.Д. Шарыгин); промышленно-узловая система с агрегированными ресурсными узлами, узлами производства, узлами потребления (П.Я. Бакланов); модель экономического ландшафта (А.Леш); модель поляризованного района (Б.Б. Родоман); алгоритм математико-географического моделирования (А.М. Трофимов) и многие другие.  Все отечественные модели выстроены на основе принципов комплексности (учет многообразия взаимосвязанных процессов), системности (территория рассматривается одновременно как автономное целостное образование и как неотъемлемый компонент единого пространства), гуманности (в центре внимания находятся интересы и потребности человека), преемственности во времени (выявление позитивных и негативных сторон в историческом прошлом, чтобы закрепить и развить все лучшее, что было создано ранее). Есть великолепный опыт формирования вокруг больших городов Иркутской и Ярославской агломераций.

        Признаками агломерации являются:  компактность расположения поселений; наличие транспортных узлов и транспортных коммуникаций; 1,5-часовая доступность, позволяющая расширить границы агломерации; концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов;  высокая плотность населения;  тесные экономические связи комбинированных и кооперированных промышленных предприятий;  маятниковые миграции; культурно-бытовые  рекреационные связи административно-политические и организационно-хозяйственные связи; исторически и экономически сложившаяся зависимость; целостность рынков  труда, недвижимости, земли;  динамичность (способность быстро адаптироваться к новым экономическим, социальным реалиям).

Развитие городов-спутников и пригородных территорий привлекает экономических субъектов благоприятными условиями для развития бизнеса. Однако в современных условиях конкуренцию регионов за активы выигрывает не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, кто привлекает финансы, права, технологии, наиболее квалифицированные кадры. В силу чего целью регионального развития становится увеличение капитализации региона — рост стоимости активов, находящихся на его территории и вовлекаемых в систему глобальных обменов. В условиях открытого рынка это ведет к концентрации мобильного капитала на наиболее капитализированной территории, так как активы стекаются туда, где их стоимость максимальна[4].

Для реализации таких проектов нужны огромные средства, источники которых пока не определены в связи с неясностью отношения к потенциальным выгодам новых агломераций крупнейших инвесторов.

Ориентация государства на оптимизацию поселений [7] привела к формированию генеральных планов агломераций, преследующих следующие задачи:

1. Выявить территории, нуждающиеся в соответствующем обустройстве - обеспечение баланса занятости населения, разработка концепции территориальной организации.

2. Определить величину этого пространства в увязке с прогнозируемым количеством населения с тем, чтобы одновременно обеспечить условия расселения и потребления.

3. Ограничить использование новых неосвоенных территорий, применительно к жизни, ограничить территориальное разрастание малоэтажных поселков, за счет повышения плотности застройки.

4. Обеспечить качество жизни в новых кварталах с разнообразным жильем, торговлей, сферой обслуживания и производственными мощностями [2].

VII Пермский экономический форум в 2011г. показал, что характер связи между расселением и экономической деятельностью изменился. Теперь не население перемещается в зоны нового освоения вслед за производственными мощностями, а новые отрасли экономики возникают там, где для этого есть необходимое качество населения. В последствие туда же двигаются и основные трудовые миграционные потоки. Традиционные факторы успеха, такие как экономическая специализация, природные ресурсы, наличие дешевой и качественной рабочей силы, низкие транспортные расходы, все больше отходят на второй план, а на первый план выходят социально-культурные параметры города – качество и благоустройство городской среды, интенсивность культурной и социальной жизни,  позитивный имидж.

Новые условия требуют также создания проектно-целевых структур управления координационного типа, которые позволят городским агломерациям адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка. Обычно планы разрабатываются исходя из допущения, что администрация города обладает значительной свободой выбора траекторий развития и способов достижения поставленных стратегических целей. Практика же показывает, что огромное количество внешних и внутренних по отношению к городам, факторов не может контролироваться его администрацией. К примеру, аналитические модели российских проектировщиков относительно новой пространственной организации территории не востребованы Пермском крае, тогда как в других регионах конкурсы на проектные работы объявлялись для любых проектных фирм, в т.ч. лидера отечественного градостроительства ОАО «Гипрогор» (Санкт-Петербург).

Три города Пермского края вошли в рейтинг 250 крупнейших промышленных центров России, подготовленный совместными усилиями института территориального планирования «Урбаника» и Союза архитекторов России. Пермь, Березники и Соликамск занимают соответственно 6-ю, 51-ю и 83-ю строчки рейтинга. Ее суть составители рейтинга сформулировали так: «…формируется из «старых» промышленных центров, построенных в советский период, которые за счет выгодной мировой рыночной конъюнктуры последних  лет (прежде всего на сырьевые продукты и продукты низких переделов) смогли провести самомодернизацию производственных мощностей. Отраслевую основу этой группы составляют сектора химической, нефтегазовой и металлургической специализации, собственниками преимущественно являются крупные российские компании». Для Березников и Соликамска отмечена как градообразующая химическая промышленность и производство цветных металлов («Уралкалий», «Уралхим», «Ростехнологии», «Лукойл» ВСМПО-«Ависма»). Объемы промышленного производства этих городов за 2011 год составили 82,7 и 47,8 млрд. рублей соответственно, причем  объем производства в Березниках почти в два раза больше, чем в Соликамске [5].

Идея сближения этих двух промышленных узлов и объединения в агломерацию не нова.  Два города объединены общими производственными структурами и общей транспортной инфраструктурой. Несмотря на то, что другие экономические, социальные и культурные связи расплывчаты, природно-географические факторы создают условия для формирования урбанизированной территории. Правительство Пермского края рассмотрело возможность объединения Соликамска и Березников в единую, многокомпонентную систему и дало указания создать в территориях мастер-планы по примеру регионального центра.  

Стратегический Мастер-план – общее видение перспективного развития города, определяющее его основные пространственные параметры, потенциал развития, недостатки и достоинства. Это концепция преобразования города, в которой сформулировано направление будущего развития, а существующая ситуация используется в качестве начальной точки. Летом 2010г. презентовали проекты концепций мастер-плана Березниковско-Соликамской агломерации (далее - БСА) губернатору края три компании: Perkins Eastman (США); KK-Architekten (Германия); KCAP (Нидерланды), участие российских разработчиков было заведомо отвергнуто. Компании положили в основу своих концепций разные подходы, поэтому и видение перспектив оказалось  разным. Голландцы предложили переселять Березники, делая акцент на состоянии  окружающей среды города, уверяя, что в нем жить нельзя. Две другие компании предложили сохранить города и найти им новый смысл: американцы предложили для оживления межселенных связей создать новый центр, наполненный объектами социальной инфраструктуры; немцы решили сделать ставку на своеобразие каждого из городов и раскрытие их потенциалов в разные сезоны года, сформировав так называемый «зимний» и «летний» варианты межселенных контактов.

Оптимизма в ожиданиях  данные концепции не вызвали, т.к. были представлены просто футуристические взгляды архитекторов и планировщиков на перспективы развития агломерации как таковой без ответов на конкретные вопросы о возможностях строительства на территории Березников и Соликамска, с определением ограничений и условий. Победитель конкурса среди иностранцев - архитекторы немецкой проектной компании KK-Architects в партнерстве с компанией Buro Happold (Нидерланды) заключили договор с "Уралкалием" и обещали подготовить мастер-план Верхнекамской агломерации к сентябрю 2013 года (по некоторым сведениям до конца 2012г.). Субподрядчиком разработки мастер-плана Березниковско-Соликамской агломерации стало ЗАО «Рамболь», поскольку иностранным компаниям запрещено заниматься такого рода деятельностью на территории России (ЗАО «Рамболь», так же как и Ramboll Group, является мультидисциплинарной датской компанией, но на российской территории в Санкт-Петербурге). На разработку мастер-плана компания-заказчик проекта - ОАО "Уралкалий" тратит более трех миллионов долларов. Исходя из формулировки «проект  реализуется при финансовой поддержке «Уралкалия» в рамках сотрудничества с краевыми и муниципальными властями» надо думать компания тратит не свои денежные средства, а используется краевой властью, чтобы избежать ограничений, которые на конкурсы накладывает 94-ФЗ.

 На ознакомление с территорией у иностранцев ушло два дня – облетели три города на вертолете, признавшись в интервью, что они видели эту территорию отстраненно. А в техническом задании к мастер-плану Березниковско-Соликамской агломерации указано, что в итоге у городов должна появиться схема их размещения. Уже предполагается расширение границ Березников и Соликамска, учитывая, что в городах необходимо решать проблемы расселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Проектировщики должны представить способы преобразования центральных районов городов Верхнекамья, размещения жилья и коммерческих объектов, социальной и инженерной инфраструктуры, улучшения экологической ситуации, направления дальнейшего развития Березников, Соликамска и Усолья с учетом исторических и геологических особенностей этой территории, строительства новых районов, позиционирования городов с точки зрения их исторической и культурной ценности. Обратим внимание: за более чем 3 млн. долларов -  всего лишь видение развития городов на долгую перспективу, прототип Генплана, который не имеет юридического статуса! Более того выяснилось, что для разработки мастер-плана БСА требуется: серьезная проработка геологических условий; детальная оценка возможностей и ограничений по строительству жилья, развитию коммунальной и транспортной инфраструктуры; просчет маятниковой миграции, потребности рынков городов, экономические тренды; информация о движении денежных потоков, состоянии жилищного фонда, экологии, транспорта, всей социальной сферы, - то есть обеспечить иностранцев всей ресурсной и экономической (по сути дела стратегической) информацией. Между Березниками и Соликамском должны быть развиты альтернативные связи - создан рекреационный пояс, возможно, с участками под дачи, автомобильные трассы. Кроме автобусного сообщения между городами, рассчитывают немцы, неплохо было бы развить и речное - пустить по Каме речные трамвайчики. Планируется и возрождение аэропорта близ Соликамска ( Рис.1).

Проектировщики должны сформулировать свои варианты ответов на вопросы: каковы границы БСА, где должна находиться одна или несколько точек роста, какими и где должны быть крупные города, можно ли одновременно развивать Березники и Соликамск, Соликамск и Боровск, достаточно ли для этого средств, какова стратегия этих городов. Особенностью территории является то, что здесь имеется несколько центров развития, и в каждом из них формируются еще собственные подцентры.

Рис.1.План Березниковско-Соликамской агломерации KK-Architects  [6].

 На этом фоне ощущается явный недостаток инвестиций для формирования какого-либо нового и единого для всей БСА центра.  Еще одним своеобразием территории является нахождение в Березниках и Соликамске зон промышленных подработок, а также чередование секторов, занятых промпредприятиями и жилой застройкой. При этом промышленные зоны  "отрезали" Березники и Соликамск от Камы.

Любой здравомыслящий человек скажет, что невозможно «найти новые импульсы для повышения качества жизни» населения Березников, Соликамска и Усолья на основе двухдневного пребывания на объекте исследования и литературных источников, не погружаясь в реалии, создавшие проблему в территориальном развитии общества.

        Что предложили в концепции немецкие архитекторы? Поэтические названия  (Соликамск - Город церквей, Усолье – Жемчужина на реке, Березники - Столица конурбации) может дать и ребенок. Речные трамвайчики, возрождение аэропорта – все это было. Архитекторы предлагают преобразовать промзону Березников, которая сегодня отгораживает город от реки: оборудовать места досуга и отдыха (вывести горожан ближе к Каме). Это представляется так: сравнять заводы с землей и устроить рекреационную зону. Застроить дачными участками зеленую зону между Березниками и Соликамском можно, но для этого не особо нужны советы иностранцев.

Соликамск, Березники и Усолье далеко не единственные муниципальные образования на территории края, которым предложено кардинально изменить концепцию территориального развития, еще восьми городам Прикамья предложено взять за эталон мастер-план Перми.

Мастер-план Перми разрабатывали три европейские компании – голландские KCAP и Bureau Alle Hosper, а также финская «Пуури» и стоило это в 2009-2010 гг. 145,5 млн. рублей оплаченных без объявления конкурса. Даже следствие по данному делу на основе экспертного заключения Управления негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Северо-западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук пришло к выводу, что Мастер-план Перми "не является научно-исследовательской работой, не обладает должной степенью обоснованности, аргументированности и проработанности для возможности её прямого использования при разработке Генерального плана города Перми" [5]. Однако СМП  и Генплан приняты и вступили в действие, что в целом стоило краевому бюджету в 3 млн. евро. Помимо этого, УФСБ по Пермскому краю возбудило уголовное дело о разглашении иностранцам сведений, содержащих государственную тайну. По данным силовиков, разработчики мастер-плана развития Перми передали зарубежным архитекторам сведения, содержащие секретные картографические данные и информацию, касающуюся мобилизационной готовности и резервов города.

         Пермские архитекторы в газете «Звезда» от 19 февраля 2010г. раскритиковали мастер-план Перми, подготовленный с участием голландцев. Недовольство у проектировщиков вызвала концепция компании КСАР, по которой Пермь – «однобережный компактный город», без телефонного и Мотовилихинских заводов. Особое возмущение вызвал базовый принцип голландского мастер-плана – принцип кластерной застройки при высоком уплотнении застройки, который нельзя применить к существующим кварталам с крутым рельефом, оврагами и историческими зданиями.  В целом же, архитекторы охарактеризовали концепцию как «сборник лекций по градостроительству для учебных заведений Нидерландов», в котором рассказываются «прописные истины». Общее мнение пермских архитекторов:  «при внимательном изучении представленного голландцами мастер-плана, возникает понимание того, что дальше набережной и центра Перми голландцы не ходили, ситуацию в городе не изучали и понятия не имеют о том, что такое город Пермь, чем она живёт и дышит» [5].

Краевая власть объявила погоню за качественно иными амбициозными элементами, "незамыленными", инновационными взглядами из-за рубежа, но вряд ли будет придан новый импульс развития староосвоенной промышленной территории, каковой является БСА. Другие  громко анонсированные амбициозные и дорогостоящие проекты, но не доеденные  до логического завершения тоже не вышли за рамки бумажной стадии и приобрели репутацию прожектов на далекую перспективу. К примеру, так и не реализованный архитектурный конкурс PermMuseum XXI, к участию в котором привлекли мировых звезд (потрачено 10 млн. бюджетных денег), или приглашеная швейцарская PR-компания Arthesia, предложившая позиционировать город как "русский Гренобль"для   разработки концепции имиджа Перми.

 Возникает вопрос: кто должен ответить за потраченные деньги на заведомо некачественные проекты? Неясно, где изыщутся средства для реализации иноземных мастер-планов прикамских городов (например, для реализации проекта агломерации Иркутск—Ангарск—Шелехов потребуется 295 млрд руб., которые федеральный бюджет не предоставит).

 При формировании нового краевого правительства весной 2012 года в его состав не вошел  бывший министр регионального развития Павел Блусь, который являлся руководителем проекта «Березниковско-Соликамская агломерация», затем и О.А. Чиркунов «отрекся от престола». Сорвались совещания по проекту мастер-плана БСА с участием немецких проектировщиков KK Architekten/Buro Happold и российского исполнителя – компании «Рамболь»». Появились объективные причины для оправдания причин пущенных на ветер денег.

Когда иностранные проектировщики прибыли в Верхнекамье, они поняли, что у них есть проблема: с такой задачей, какую им предложили пермяки, они еще не сталкивались. В то же время Россия и, в частности, Пермский край не испытывают дефицита в специалистах по разработке генеральных и стратегических планов городов, градостроительству. Эффективность регионального и местного управления возрастает при более активном использовании научных достижений отечественных разработчиков, которые уж точно не упустят учет нормативно-правовой базы, особенности недоразвитого рынка и местные нюансы территориальной организации общества, как говорится - «делаем для себя и готовы отвечать за то, что делаем». Отечественное научное сообщество и практикующие специалисты вполне способны провести и территориальную экспертизу, и разработать модели развития любых территорий. Они бы стали более действенными за гораздо меньшие суммы, чем суммы, оплаченные за немецкие, швейцарские, датские, голландские прожекты, которые никто воплощать и не собирается.

Конкуренция за финансовые ресурсы привела к неоправданному дублированию дорогостоящих возможностей, ориентированных на самые высокие стандарты, клонированию международных символических проектов, призванных подчеркнуть значимость и современность города. Во многих случаях ожидания не оправдываются. Вместо того, чтобы поднимать экономику, заниматься реальными экономическими реформами, нынешние власти занимаются административным творчеством.

Общество научилось распознавать амбиционные прожекты и скоро научится требовать реальные отчеты по расходованию региональных средств. Пока же кризис краевой власти 2012г. в области пространственного развития Пермского края можно разрешить через:

1. Отказ от декларирования проектов и переход к реализации генеральных планов развития городов Прикамья, которые пересматривались  несколько раз за последние 3 года и которые адаптированы под возможности краевого и муниципальных бюджетов.

          2. Выход за рамки «внутрицехового» интереса по отмыванию бюджетных средств через иностранные фирмы.

          3. Опору на современные отечественные разработки, максимально учитывающие особенности экономической и социальной жизни территорий.

                                                  Литература:

1. Анимница ЕГ. Градоведение [Текст] / Е.Г. Анимница, Н.Ю. Власова. Екатеринбург, 2006. – С.86-92.

2. Лексин В.Н. Ускоренное развитие агломераций [Текст] / В.Н. Лексин. – М.: Минрегионразвития РФ. - Научные и практические аспекты формирования городских агломераций (Материалы НПК, 18 ноября 2011г.). – С.118-121.

3. Нещадин А.Н. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России [Текст] / А.Н. Нещадин // Общество и экономика, 2010. -  № 12. – С.18-22.

4. Шарыгин М.Д. Современные проблемы экономической и социальной географии: уч. Пособие [Текст] / М.Д.Шарыгин; Перм. Ун-т. – Пермь,2008.- С.270-272.

Электронные ресурсы:

5. Соликамск и Березники вошли в ТОР промышленных центров России. Новости бизнеса on-line http://www.permgenplan.ru/content/view/10/14/

6. План Березниковско-Соликамской агломерации  KK-Architects/Happold  "Российская газета" - www.rg.ru  от 30.03.2012

7. Управление агломерациями http://yablor.ru/blogs/strategicheskiy-master-plan-permi-nenujnaya-rabota/1159983

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.

Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?По...

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ПЕРЕРЕХОДА К ФГОС-3 НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А.ПЕТРОВА

В данном докладе представлен опыт внедрения ФГОС-3 в образовательный процесс в Ставропольском колледже связи. Прослежены не только преимущества внедрения ФГОС-3 как для преподавателей, так и для работ...

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"...

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Научная конференция «Перспективы искусственного интеллекта»...

Применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных: методы и перспективы развития

Данная статья рассматривает применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных. Она указывает на возможности, которые предоставляет использование методов машинного обучения и нейрон...