Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.
статья (география) по теме

Фомина Наталья Викторовна

Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?

Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?

Почему учитель не получает морального удовлетворения от работы по материалам собственного любимого предмета?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Перспективы развития интереса к предмету

у учащихся и педагогов на примере уроков географии»

Фомина Н. В.

От врачей и учителей требуют чуда,

а если чудо свершится,

никто не удивляется.

Мария-Эбнер Эшенбах

Современное сообщество возлагает на школу и учителей большие надежды. Общество требует , чтобы педагог не только давал знания, но и формировал личность учащегося, развивал его, вводил в культурную среду, подготавливал к дальнейшей жизни. Причем современный родитель в силу экономических обстоятельств (много работает), недостатка знаний по психологии и педагогике, переоценки ценностей самостоятельно зачастую не в силах заниматься воспитанием ребенка.  Поэтому на плечи педагога ложиться множество сопутствующих обязанностей помимо преподавания своего предмета.

Свое дело по разрушению образовательного гармонического пространства делают и излишняя бюрократизация и дистанцированность обучения, когда учитель ограничен во времени и силах исполнением и оформлением различных условно важных документов, когда учитель и ученик не могут полноценно взаимодействовать и учить друг друга на уроке.

Каждый педагог при выборе предмета, которому он будет учить детей в школе, конечно же, руководствовался собственными предпочтениями, увлечениями, интересами, поэтому, будучи сам заинтересован в изучении и углублении собственных знаний по предмету, может интересно провести урок, преподать материал легко и удобно для понимания, пробудить интерес к предмету и увлечь ученика.

 Почему же в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?  Почему преподавание нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?  Почему учитель не получает морального удовлетворения от работы по материалам собственного  любимого предмета?

С целью проанализировать причины такого положения дел проводилось анкетирование педагогов( опрос) , в результате которого было получено следующее:

1. Более 45 % педагогов школы не получают удовлетворения от отдельных уроков или преподавания материала.

2. 12% учителей указывают на значительное снижение интереса к преподаваню вообще и 26% на снижение интереса к предмету.

Эти цифры обусловлены целым рядом психологических и социальных причин:

  1. Материал хорошо знаком, не открывает ничего нового.
  2. Организация урока в другой форме , с использование ИКТ , например, требует временных затрат, которыми учителя не всегда располагат.
  3. Учитель видит отсутствие интереса к предмету у ученика и не может объективно обосновать ценность и пользу изучаемого предмета именно на уровне ценностных оценок учащегося.
  4. Желание обезопасить свою работу от ненужного « двояко оцениваемого» материала, например, на уроках истории, биологии, ОБЖ, обществознания.
  5. Ориентированность на ЕГЭ и ГИА.
  6. Низкий уровень эрудиции и мотивированности у учащихся.

Это основные причины, которые не позволяют учителю в полной мере открыться как увлекательному рассказчику и экспериментатору.

Как же можно решить эту проблему, используя ресурс, имеющихся в распоряжении обыкновенного учителя - предметника?

Для меня, как для учителя географии, главным помощником в стимулировании интереса к предмету у моих учеников, так и у меня, стала практическая деятельность.

Считается, что наилучшим образом и в полном объеме запоминается деятельность, особенно деятельность, связанная с преодолением проблем, трудностей, препятствий.  Такой деятельностью, которая объединяет учащихся между собой и с учителем, становиться практическая деятельность. Ее можно разделить на три направления:

1. Выездная – организация тематических экскурсий, поездок, маршрутов, туров.

(Например: туры по Европе- Финляндия, Швеция, Белоруссия, Польша, Чехия;

По России - Новгород, Валдай, Псков, Пушкинские горы, Кострома, Плёс,   Волгоград и многое другое)

2. Игровая -  традиции игры в тематический КВН(7,10 классы- «Страны мира»,

«8-9 классы - «Народы России»

3. Творческая – групповые проекты, индивидуальные творческие работы.

(в том числе, в рамках различных конкурсов, например,-«Многонациональный Петербург», «Созвучье полное природы сбережём» и др.)

Эти формы работы позволяют поддерживать и стимулировать развитие интереса к предмету, развитие к познанию мира и общества в целом.

Одним из условий организации таких видов деятельности становится организация внешкольных неформальных занятий и внеурочных мероприятий, которые дают более широкое поле для деятельности, также необходимо использовать межпредметные связи: вовлекать педагогов, ведущих другие уроки, начиная с предметов естественно- научного цикла, заканчивая гуманитарными и точными науками.

Выведение предмета за рамки жесткого программного преподавания и одновременное следование программе позволяет поддерживать интерес к предмету у учеников и постоянно обогащать собственные знания по предмету, развивать потенциал не только педагога, но и ученого, естествоиспытателя, экспериментатора, организатора.

Поэтому великое педагогическое кредо - «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», как писал  А. Дистервег 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"

Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов"....

развитие интереса к предмету на уроках математики

ценным методом развитя познавательных ууд являбтся занимательные задания...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Роль игровых моментов на уроках математики и физики для развития интереса к предмету

Сообщение об использовании различных игровых приемов для развития интереса к предметам....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...

Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. Развитие интереса к предмету

Идеальная дидактика это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать.Пусть гаснет свет, он будет читать при свечах....