Роль проектной деятельности в развитии интереса к предмету "География"
статья по географии

Полякова Наталия Викторовна

Материал из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль проектной деятельности в развитии интереса

к предмету география»

Картинки по запросу экология

из опыта работы учителя географии

МОУ «СОШ с. Шумейка»

Поляковой Н.В.

4 декабря 2019 год


Роль проектной деятельности в развитии интереса к предмету география

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, стремлюсь к формированию у учащихся осознанного отношения к географии, ведь от этого зависит качество овладения самим предметом. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов.

Одним из таких факторов я считаю образовательные поездки и экскурсии. Экскурсии у нас бывают разные, как правило, в год проходит две экскурсии: одна краеведческая – по Саратовской области; вторая экскурсия по России.

Из любой поездки кроме положительных эмоций и фотографий ребята привозят «багаж знаний», которым могут воспользоваться при подготовке к урокам географии и не только, к выполнению какого-либо проекта.

Экскурсии – особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, по формированию познавательного интереса к предмету географии.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Красота окружающего мира вызывает глубокие  эмоциональные переживания.

(Традиционно в 5-6 классах проходят экскурсии на берег Волги – обучающиеся вспоминают строение речной долины, приходят к выводу, что ерик  на берегу которого расположено наше село – это относительно узкая протока, соединяющая протоки и рукава рек между собой. Также ерик – речная старица (в словаре Даля это значение показано основным), изучают растительный и животный мир берега реки – в качестве дз выполнение проекта продуктом которого будет «Отчет об экскурсии», при оформлении дети используют собственные фотографии, экскурсии в парк с. Шумейка с целью изучения состава растительных сообществ, впоследствии проект «Составление гербария» - работа с атласом-определителем) – демонстрация гербария.

В феврале прошлого года у нас в школе проходила предметная неделя, в рамках мероприятий наше ШМО художественно-эстетического направления, руководителем которого я являюсь, подготовило постер, который мы назвали «Путешествия в поисках прекрасного…» и это только по нашему родному краю. (демонстрация постера)

(Экскурсии в парки города Саратова и Энгельса, в парк Победы, в лимонарий, краеведческие музеи г. Энгельса, г. Саратова, Маркса, в Этнический музей Саратовской области, в Радищевский художественный музеи, в музей Павла Кузнецова, интересная и познавательная экскурсия по Храмам города Саратова (знакомство с тремя религиями), поездки в Хвалынский национальный парк, село Золотое Красноармейского района, с. Лох Новобурасского района.) 

Неизгладимое впечатление произвели поездки в Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Самару, Пензу, на Кавказ. (Они не вошли в этот постер)

Тесное сотрудничество на протяжении четырех лет с КВЦ «Радуга». Мы участвуем в проекте «Картины жизни в рамах золоченых» 5-7 классы, «Природа смотрит на меня» 8 класс, очень интересные интерактивные занятия, направленные на воспитание патриотизма, семейных и общечеловеческих ценностей. Помимо занятий, КВЦ «Радуга» представляет различные экспозиции, например, «Волга – от истоков до устья» фотовыставка, фотовыставка «Хвалынский национальный парк»,  фотовыставка «Гималаи. Тибет», выставка «Минералы» и др.

Участие в таких проектах играет важную роль в приобщении детей к культуре своего народа, в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живем, расширяет кругозор. Вся информация, накопленная в этих поездках и экскурсиях является фундаментом для проектной работы. Я считаю, что всю эту работу по организации и проведению экскурсий также можно представить в виде педагогического проекта.

Одним из факторов формирования познавательного интереса к предмету географии являются межпредметные связи, интеграция.

Помимо географии я преподаю изобразительное искусство и экологию, тема моей дипломной работы была «Музыка на уроках географии» поэтому и проекты, особенно внеурочные, часто носят творческий характер. Я считаю эти проекты наиболее интересными, т.к. они позволяют взглянуть на предмет география через искусство и творчество. Творческие личности другими глазами смотрят на природу, яснее и чётче видят красоту окружающего мира. «Двое смотрят в лужу: один видит лужу, а другой – звезды». А. Довженко

Почему мы применяем метод проектов? Это обусловлено несколькими причинами:

  • во-первых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
  • во-вторых, групповые проекты сплачивают детей, развивают  коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • в-третьих, потому, что в проекте можно объединять предметы, т.е. интегрировать их.
  • в-четвертых, проект – это требование современного образования.

В настоящее время в 5-9 классах существует такая форма промежуточной итоговой аттестации, как индивидуальный проект. Многие учащиеся выбирают предметы география и экология для проекта. Это долгосрочный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняется во внеурочное время – это исследовательские работы учащихся. Такие проекты получаются наиболее глубокими и содержательными.

Павленко Валерия, в рамках своего проекта «Вторая жизнь ненужных вещей», проводила мастер-класс со своими одноклассниками.

Никита Вайтюк исследовал проблему бытовых отходов, одним из этапов работы было развешивание листовок, чтобы привлечь внимание общественности к этой проблеме.

Важной организационной задачей участников проекта является выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально -значимой проблемы.

Продукты проектной деятельности, которые используются на уроках географии и экологии  и во внеурочной деятельности:

  • анализ данных социологического опроса, сравнительно-сопоставительный анализ;
  • гербарий;
  • игра;
  • карта;
  • книжка-раскладушка;
  • коллаж;
  • коллекция;
  • модель;
  • мультимедийный продукт;
  • постер, плакат, газета, журнал, статья, буклет;
  • прогноз;
  • путеводитель;
  • серия иллюстраций;
  • сценарий;
  • экскурсия, путешествие  и др.

Преимущества применения проектного метода

1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предмету.

2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы такие умения как:

  • самостоятельно выявлять проблемы;
  • самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
  • конкретизировать тему проекта;
  • планировать самостоятельную работу;
  • выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;
  • формулировать выводы, оценивать результаты своей деятельности.

5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.

6. Обучающиеся участвуют с проектами в различных муниципальных, региональных, всероссийских научно-практических конференциях, конкурсах где занимают призовые места и награждаются дипломами:

  • Проект «Исследование качества грунтовых вод с. Шумейка». Работа оказалась настолько успешной, что юные исследователи были приглашены для участия на Всероссийскую детско-юношескую экологическую ассамблею в Нижний Новгород.
  • Всероссийский конкурс проектов «Деревья – живые памятники природы». По сути эколого-краеведческий проект, участники проекта узнали историю, а также исследовали экологическую обстановку Соснового бора в РЦ «Ударник».
  • Всероссийский конкурс проектов «Мир в котором я живу», победитель 2017 года Зиновьева Елизавета обучающаяся 8 класса получила путевку в Международный детский центр «Артек» в Крыму. Ее работа была посвящена проблемам села, в частности сельскому хозяйству. В этом же проекте в 2018 году победителем стала Гребенчук Юлия, она также выиграла главный приз – путевку в «Артек», тема ее работы «Народы мира». После «Артека» девочки проводили мастер-классы в школе, рассказывали о своих впечатлениях, делились эмоциями.
  • Всероссийский конкурс молодежных проектов «Россия – 2035» победительница заочного этапа Нестеренко Анастасия обучающаяся 6 класса побывала в Москве, где представляла свой проект.
  • Муниципальный социально-значимый творческий проект «Новогоднее ассорти» проходит уже седьмой год, мы являемся организаторами этого проекта, в прошлом учебном году в нем участвовали более 30 образовательных учреждений ЭМР.

7. Работа в качестве наставника - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя. Организуя выполнение проектов обучающихся, сама участвую в различных проектах, конкурсах, фестивалях от муниципального до Всероссийского уровней. Метод проектов использую в методической работе при проведении семинаров, творческих отчетов.

Таким образом, практика показывает, что учебно-проектная деятельность помогает развивать интерес к предмету, а также формирует новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Проблемы развития и использования метода проектов

Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:

  • работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это — поиск информации, чтение научной литературы, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся и педагога. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащихся (если проект выполняется дома, то как правило по желанию), с детьми пытаюсь строить отношения сотрудничества;
  • иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
  • совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
  • недостаточное владение компьютерной грамотностью некоторых обучающихся;
  • недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
  • самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут туда куда надо», не говоря уже о том, что некоторые обучающиеся не способны сами выполнить проект. Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.

Итак, понятие «проект» введено в современную российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Желаю Вам плодотворной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"

Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...

Проектная деятельность - средство развития познавательного интереса учащихся

P { margin-bottom: 0.08in; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }A:link { } Технология проектного обучения – это развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается...

"Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса при изучении истории, обществознания."

Выступление на педагогическом  совете "Промежуточный мониторинг результатов работы по программе развития школы "Школа активной гражданственности", 2015...

презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "

В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...

Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"

Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"...