Облака и атмосферные осадки
презентация к уроку по географии (6 класс)

Гараева Ольга Николаевна

- Сформировать представление о водяном паре; о величине  абсолютной влажности воздуха, относительной влажности.

- Сформировать знания о  видах осадков и роли их в жизни планеты Земля.

- Дать представление о способах нанесения информации о количестве осадков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.62 МБ
Файл план43.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Абсолютная влажность воздуха равна 15г в 1м 3 при температуре воздуха + 20 0 С . Определите, чему равна относительная влажность воздуха. Относительная влажность воздуха при температуре +15 0 С равна 50%. Определите, чему равна абсолютная влажность воздуха.

Слайд 3

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Вечером-водой, ночью-водой, а утром-в небеса. С неба-звездой, в ладошку-водой. Падает горошком, скачет по дорожкам. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Облака. Дождь. Снег. Град. Роса.

Слайд 4

Облака и атмосферные осадки

Слайд 5

Туман Облака

Слайд 6

Облако-это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на какой-то высоте.

Слайд 7

Кучевые облака

Слайд 8

Перистые облака

Слайд 9

Слоистые облака

Слайд 11

Типы облаков и высота, на которой они образуются

Слайд 12

Осадкомер Ведро Столб Специальная защита - вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях. Осадки

Слайд 14

Дождь

Слайд 15

Снег

Слайд 17

Диаграмма годового количества осадков

Слайд 18

Таблица данных : Январь – 10 мм Февраль – 15 мм Март – 5 мм Апрель – 10 мм Май – 15 мм Июнь – 25 мм Июль – 30 мм Август – 40 мм Сентябрь – 60 мм Октябрь – 65 мм Ноябрь – 50 мм Декабрь – 30 мм.

Слайд 19

Таблица данных : Январь – 25 мм Июль – 4 мм Февраль – 20 мм Август – 6 мм Март – 18 мм Сентябрь – 11 мм Апрель – 15 мм Октябрь – 8 мм Май – 12 мм Ноябрь – 16 мм Июнь – 7 мм Декабрь – 24 мм Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Облака и атмосферные осадки

Цели:

 Образовательные:

- Сформировать представление о водяном паре; о величине  абсолютной влажности воздуха, относительной влажности.

- Сформировать знания о  видах осадков и роли их в жизни планеты Земля.

- Дать представление о способах нанесения информации о количестве осадков.

Развивающие:

- Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.

- Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

Воспитательные:

- Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

- Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Использовать понятие для решения  учебных задач по определению относительной и абсолютной влажности.

- Устанавливать взаимосвязи  между температурой воздуха и атмосферным давлением, и атмосферными осадками.

- Использовать приобретенные знания и умения для построения диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Регулятивные УУД:

  • Умение  организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • Оценивать достижения на уроке
  • Оценивать работу одноклассников
  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
  • Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом

 

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в группе

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценностей географических знаний и  применять эти знания в определенной ситуации.

Ресурсы урока: учебник,    презентация., дневник наблюдения, атласы А.О.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Прошу протереть доску. Что мы видим на доске. Доска влажная. Причина? Почему через некоторое время вода с доски испарилась? Куда делась вода? 

Вода перешла из жидкого состояния в пар и насытила воздушные массы  водой.

Влажность воздуха – это количество содержащегося в нем водяного пара.

Каким прибором измеряют влагу? (гигрометр)

Давайте попробуем реши задачи:

Абсолютная влажность воздуха(АВ) равна 15г в 1мпри температуре воздуха(Т) +230С. Определите, чему равна относительная влажность воздуха(ОВ).

Ответ: Относительная влажность воздуха 72%

Относительная влажность воздуха (ОВ) при температуре +150С равна 50%. Определите, чему равна абсолютная влажность воздуха (АВ).

Ответ: Абсолютная влажность воздуха 6,45 г на 1м3

Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки. Загадки задаются детям и появляются на экране. После того, как дети отгадали их, появляются отгадки.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака.

Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. Дождь.

С неба – звездой, в ладошку – водой Снег.

Падает горошком, скачет по дорожкам. Град.

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Роса.

Учитель. Молодцы, ребята! Итак, тема сегодняшнего урока: “Облака и атмосферные осадки”. В тетрадях запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами облаков, атмосферными осадками и причинами их возникновения. Также научимся чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков и научимся их анализировать.

Ребята, как вы думаете, что такое облака?

Ученик: облака - это туман. 

Учитель: посмотрите на слайд и скажите, а чем отличается туман от облака?

Ученик: туман образуется у поверхности земли, а облака на высоте.

Учитель. Итак, облако- это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте. 

Запишите это понятие в тетрадь. Поднимаясь вверх от поверхности Земли, воздух охлаждается, отдает лишнюю влагу, при этом образуются мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака.

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. Послушайте сказку, из которой вы узнаете, о разных видах облаков и на какой высоте они образуются. Сказка называется “ Спор облаков. “Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. (Слайд) – Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака. (Слайд– Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. (Слайд) Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?

Ученик: Из сказки мы узнали, что облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте.

-   Дадим характеристику каждому виду облаков.

КУЧЕВЫЕ

СЛОИСТЫЕ

ПЕРИСТЫЕ

Напоминают интересные формы животных и человека, сооружений.

Предвестники хорошей погоды.

Высота 2-10км

Покрывают все небо, через них даже солнца не видно.

Обычно приносят дожди.

Высота менее 2км

Находятся выше всех. Похожи на перья.

Осадков не приносят

Высота 10-12км

Показывает типы облаков и высота, на которой они образуются.

Учитель. Ребята, а что такое облачность?

Ученик. Облачность-это небо покрыто облаками.

Учитель. Правильно. Облачность – важная характеристика погоды. Ночью она препятствует понижению температуры воздуха, а днем ослабевает нагревание поверхности Земли солнцем. Облачность выражают в %. Безоблачное небо соответствует 0 %. Облачности, а небо, полностью закрытое облаками, - 100 % облачности.

Учитель: Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков.

Итак, что еще мы должны сегодня узнать?

Ученик: мы на уроке должны познакомиться с разными видами осадков.

Учитель: а что такое осадки, как вы думаете?

Ученик: вода в жидком и твердом состоянии.

Учитель: правильно, запишите это понятие себе в тетрадь.

Понятие на экране. 

Вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

Учитель. А какие виды осадков вы знаете?

Ученик: дождь, снег, град.

Учитель: правильно. При определенных условиях облачные капли начинают сливаться в более крупные и тяжелые. Они уже не могут удержаться в атмосфере и падают на землю в виде дождя.

Бывает, что летом воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 C. Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града

В зимнее время осадки выпадают в виде снега. Облака в это время состоят не из капелек воды, а из мельчайших кристалликов-иголочек, которые, соединяясь вместе, образуют снежинки.

Осадки выпадают на землю не только из облаков, но и непосредственно из воздуха. Это росаоседающая на земле и растениях, которые быстро охлаждаются ясным летним вечером после захода солнца. 

В тех случаях, когда почва ночью охлаждается до температуры ниже 0C (а это обычно бывает весной или осенью), образуется иней.

Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавшие за все дни этого месяца.

Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавшие за все месяцы этого года.

Учитель: а сейчас научимся анализировать диаграммы годового количества осадков. Откройте учебник на странице 149, рисунок 119. Глядя на этот рисунок, что вы можете сказать?

Ученик: что во Владивостоке осадков больше выпадает в летнее время.

Учитель: а почему?

Ученик: потому что дует летний муссон.

Учитель: учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.

Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

По вертикальной оси - количество осадков в миллиметрах, масштаб произвольный. По горизонтальной оси – месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.

Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.

Чертим, столбик шириной в 1 см. высота – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 см.

Таблица данных:

  • Январь – 10 мм
  • Февраль – 15 мм
  • Март – 5 мм
  • Апрель – 10 мм
  • Май – 15 мм
  • Июнь – 25 мм
  • Июль – 30 мм
  • Август – 40 мм
  • Сентябрь – 60 мм
  • Октябрь – 65 мм
  • Ноябрь – 50 мм
  • Декабрь – 30 мм.

Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, что должно получиться. Скажите, пожалуйста, что можно узнать из этой диаграммы?

Ученик: Из этой диаграммы можно увидеть, сколько осадков выпадает за каждый месяц.

Учитель: Итак, мы познакомились с разными видами облаков, с атмосферными осадками и их разновидностями. Научились строить и анализировать столбиковые диаграммы выпадения осадков.

Закрепление нового материала:

Объясните народные пословицы:

  1. “Много снега – много хлеба”
  2. “Когда облака редки, земля – плешива”
  3. “От искры – пожар, от дождя – наводнение”

Домашнее задание: повторить параграф 35, изучить параграф 36, проблемный вопрос: почему не бывает одинаковых снежинок?

Отгадаем!

1.  Твердые осадки в виде снега выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек (снежинка)

2. Жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков. Капли воды мельче капель дождя. Они не дают кругов на воде и едва ощутимы на лице(морось)

3.Осадки в виде твердых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, разных размеров, обычно с горошину и мельче. Но иногда и размером с куриное яйцо! (град)

4. Это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью(роса)

5. Тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся на охлажденной поверхности из водяного пара. Обычно образуется в ясные тихие ночи в холодный период (иней)

Виды осадков

Характеристика осадков

Из облаков:

дождь

морось

снег

крупа

град

Из воздуха:

роса

иней

изморозь

гололед

Жидкие осадки в виде капель размером более 0,5мм

Жидкие осадки в виде очень мелких капель, не оставляющих кругов на воде и не ощутимых на лице отдельными каплями

Твердые осадки в виде ледяных или игольчатых кристаллов

Твердые осадки неправильной (в отличие от снежных) формы

Твердые осадки круглой или неправильной формы, обычно мельче горошины (хотя бывают и крупнее)

Капли воды, оседающие на земле, растениях, предметах при конденсации водяного пара при понижении температуры воздуха

Тонкий слой ледяных кристаллов, оседающих на поверхности при температуре ниже 0° C

Отложения льда в виде кристаллов на ветвях и проводах при тумане в тихую морозную погоду

Отложения плотного слоя льда на проводах, ветвях, столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана при температуре от 0 до -3° C


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки.

План-конспект урока географии в 6 классе с использованием ЭОР «Водяной пар. Облака. Атмосферные осадки», четвёртый урок из шести  в разделе «Атмосфера. Климат Земли»....

Урок "Облака. Атмосферные осадки" 6 класс

Облака. Атмосферные осадки Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков...

Открытый урок в 6 классе "Облака и атмосферные осадки"

Ученики знакомятся с основными атмосферными явлениями и создают проекты – схемы образования природных атмосферных явлений - осадков и ветра. Оценка усвоения раздела проходит с помощью электронного тес...

Урок географии для 6-го класса: "Виды облаков и атмосферные осадки"

Урок для 6-го класса Тема: «Виды облаков и атмосферные осадки»Цели:-  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; - разобрать с учащимися новые понятия и термины....

«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки» География. 6 класс.

Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов....

Презентация "Облака и атмосферные осадки"

Цели:-  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; - разобрать с учащимися новые понятия и термины.Задачи:- познакомить учащихся с видами и особенностями образов...