Урок "Соседи Солнца"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Ащаулов Николай Юрьевич

План – конспект урока в 5 классе по теме «Соседи Солнца».

Учитель географии

Ащаулов Н.Ю.

 

Тип учебного занятия по дидактической цели – организационно-деятельностный урок

 

Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный  информационный материал, «Памятка» по выполнению домашнего задания, учебник,  компьютер с выходом в сеть Интернета, мультимедийный проектор,  интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.

Цель  урока:

  • обобщить  основы представлений о происхождении  Солнечной системы;
  • выявить особенности планет – соседей Солнца.
  • развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.

Задачи:

  • обучающие: углубить знания о Вселенной  и её планетах;     
  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой.
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные:  называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок исследования

Форма работы учащихся: коллективная,  работа в группах.

Данный урок является третим в череде при изучении раздела географии  «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.

Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята!

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Представьте, что наконец идёт долгожданный снежок и вы с друзьями играете на улице. Вдруг вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

Структура и ход урока.

  1. Погружение в тему урока
  2. Учитель. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого  А.Эйнштейна. (Слайд 1)

«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».  

                                                   А.Эйнштейн

 

Ребята, о каком таком мире говорит учёный?

Слайд 1.

Почему он называет этот мир ОГРОМНОЙ ЗАГАДКОЙ?   А хотели бы вы постичь тайны Вселенной?

Ребята, прежде чем дальше открывать тайны Веленной, давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке. Неверные утверждения, исправь ошибки.

СЛАЙД 2.

Совмести учёного и систему мира.

 

Ребята! А люди какой профессии очень близки к тайнам космоса? Космонавты.

Кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете?

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).

- А можно Землю назвать соседкой Солнца?  Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Слайд 3)

 (Да)

- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.  (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

  Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца») . (Слайд 3)

 Запись в тетради.

 - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

 

 

 

СЛАЙД 3.

Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! А сколько всего планет нам известно?  Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему?

Потому, что  именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.

Ребята, найдите в учебнике какую систему составляет солнце и движущиеся вокруг него небесные тела СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.  СЛАЙД 4.

Если СС представить в виде овощей и фруктов, то она будет такой  СЛАЙД 5.

Чем отличаются планеты СС?

РАЗМЕРАМИ.

СЛАЙД 6. Итак в СС выделяют планеты земной группы и планеты-гиганты.

 

Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

А может быть в солнечной системе есть планета, похожая на нашу хотя бы чуточку и может на ней возможна жизнь?  Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? НЕТ. ПОЧЕМУ?

Нам надо исследовать другие планеты. Какова же цель нашего урока:узнать есть ли условия для жизни на других планетах.

Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.

 

 

  1. Работа в группах

      Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

Какие задачи? Исследовать характеристику планет и сделать вывод.

 

- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.

 ФИЗМИНУТКА.

Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

3. Проектная работа

- Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности  жизни на них. (Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы)

- Ребята, а теперь, внимательно посмотрите почему именно так расположены планеты на ваших партах? ( Мы  сидим   так,  как расположены  планеты,  по отношению к Солнцу. Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

- У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. СЛАЙД 7.) Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.

Дети разделены на  четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:

  1. Распределите роли:
  • «координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
  • «контролер» - фиксирует время работы группы (15 минут)
  • «шкипер» - представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
  • «оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
  1. Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»).  «Контролер» фиксирует время работы.
  2. Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
  3. Представьте готовый проект по планете группы (выступает «шкипер»)

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

  • внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
  • попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

 

 

- Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам  легче было справиться с работой, предлагаю  ознакомиться с алгоритмом. (Слайд 9) .Все необходимое есть у вас на столах, на стенде-информаторе и на Рабочем столе Компьютера. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца на слайде представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете. (Слайд 10)

    Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают  рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки  на столах и доске с информацией о планетах соседях Солнца, а так же Рабочий стол Компьютера.

     Ученики выполняют практикум, демонстрируя  знания. Обмениваются полученной информацией.

 

                        Характеристика планет Солнечной ситемы

 

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

     58 млн.км

4880 км и по массе схожа с Луной

+ 400°С из-за близости  к Солнцу

Практически лишена атмосферы

Год - 88 суток

Сутки - 59 земных суток

Нет

Нет

Венера

108 мл .км

12 100 км

t – до +500° C

Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

Год 225 суток

Сутки 243 дня

Нет

Нет

Земля

Около 150 млн.км

Самая большая из планет земной группы – 12 742 км

t – 15° C

Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

Год 365 суток

Сутки 24 часа

Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

Есть

Марс

228 млн.км.

В два раза меньше Земли

6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

t – 70° C

вблизи экватора иногда выше 0° C

Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

Год 687 суток

Сутки 24 часа 37 минут

Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Ученики выполняют практикум, демонстрируя  знания. Обмениваются полученной информацией.

 

Меркурий: Максимальная температура поверхности Меркурия, зарегистрированная датчиками, +410 °С. Средняя температура ночного полушария равна -162 °С, а дневного +347 °С.

 

Венера: Венеру можно видеть невооружённым   глазом, она сияет ярче всех звезд. Поверхность покрыта холмистыми равнинами, есть и горные районы. Самая высокая точка Венеры вулкан                                                                  Маат  высотой 12км.  атмосфера планеты  на 96 % состоит из углекислого газа, непригодного для дыхания живых организмов. Из-за высокой концентрации углекислого газа, который подобно пленке удерживает тепло у поверхности, температура воздуха на Венере составляет примерно +500 °С. В таких условиях органическая жизнь исключается.

 

Земля: Возраст Земли - около 4,5млрд. лет. Единственная планета                                                            на которой есть жизнь.

 

Марс: Поверхность Марса – пустыни, горы, кратеры. На Марсе находится самый высокий вулкан Солнечной системы — Олимп. Его высота 27 400 м, а диаметр основания вулкана достигает 600 км. Это потухший вулкан, который, вероятнее всего, около 1,5 млрд лет назад извергал лаву.

 

 

4.Защита проектов.

Информаторы каждой группы представляют свою работу.

 

5.Оценивание работы внутри группы по алгоритму.

 

6.Домашнее задание (Слайд 11)

§10, проверьте знания,  подумайте, сделайте вывод, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.

 

7.Общий вывод по уроку:

Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь, какая больше всего похожа на нашу планету?  (кроме планеты Земля)? (На Марсе)

- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). - Наше путешествие подходит к концу!

Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? (Слайд 12) Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!

 

 

 

Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика планет Солнечной системы

 

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

 

 

 

  

 

t –

 

Год –

 

Сутки – 

 

 

 

 

Венера

 

 

 

 

 

 

t –

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

t –

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

Марс

 

 

 

 

 

 

t –

 

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

 

Характеристика планет Солнечной системы

 

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

 

 

 

  

 

t –

 

Год –

 

Сутки – 

 

 

 

 

Венера

 

 

 

 

 

 

t –

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

t –

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

Марс

 

 

 

 

 

t –

 

 

Год –

 

Сутки –

 

 

 

Тест:

1. К планетам земной группы относят:

а) Юпитер

б) Луну

в) Марс

г) Солнце

2. Не имеет атмосферы планета

а) Земля

б) Меркурий

в) Венера

г) Марс

3. Вокруг Марса вращается

а) Луна

б) Земля

в) два спутника

г) две звезды

4. У становите верную последовательность перечисленных небесных тел в Солнечной системе, начиная от центра. ______________________________

1) Марс

2) Солнце

3) Венера

4) Земля

5) Меркурий

5. Самая горячая планета земной группы

а) Марс

б) Венера

в) Меркурий

г) Луна«Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, scio me nihil scire (ничего не знаешь)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Соседи Солнца158.88 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока в 5 классе по теме «Соседи Солнца».

Учитель географии

Ащаулов Н.Ю.

Тип учебного занятия по дидактической цели – организационно-деятельностный урок

Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный  информационный материал, «Памятка» по выполнению домашнего задания, учебник,  компьютер с выходом в сеть Интернета, мультимедийный проектор,  интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.

Цель  урока:

  • обобщить  основы представлений о происхождении  Солнечной системы;
  • выявить особенности планет – соседей Солнца.
  • развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.

Задачи:

  • обучающие: углубить знания о Вселенной  и её планетах;        
  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой.
  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные:  называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок исследования

Форма работы учащихся: коллективная,  работа в группах.

Данный урок является третим в череде при изучении раздела географии  «Земля во Вселенной». При изучении данного раздела изучаются основы Вселенной и строения Солнечной системы, планеты и светила.

Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята!

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Представьте, что наконец идёт долгожданный снежок и вы с друзьями играете на улице. Вдруг вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

Структура и ход урока.

  1. Погружение в тему урока
  2. Учитель. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого  А.Эйнштейна. (Слайд 1)

«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».  

                                                   А.Эйнштейн

Ребята, о каком таком мире говорит учёный?

Слайд 1.

Почему он называет этот мир ОГРОМНОЙ ЗАГАДКОЙ?   А хотели бы вы постичь тайны Вселенной?

Ребята, прежде чем дальше открывать тайны Веленной, давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке. Неверные утверждения, исправь ошибки.

СЛАЙД 2.

Совмести учёного и систему мира.

 

Ребята! А люди какой профессии очень близки к тайнам космоса? Космонавты.

Кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете?

- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). http://www.faito.ru/ppt/asrtonom/ZemGrPl/ZemGP01.jpg

- А можно Землю назвать соседкой Солнца?  Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы. (Слайд 3)

 (Да)

- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.  (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

  Вы догадались о теме сегодняшнего урока? Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца») . (Слайд 3)

 Запись в тетради.

 - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

СЛАЙД 3.

Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! А сколько всего планет нам известно?  Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему?

Потому, что  именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.

Ребята, найдите в учебнике какую систему составляет солнце и движущиеся вокруг него небесные тела СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.  СЛАЙД 4.

Если СС представить в виде овощей и фруктов, то она будет такой  СЛАЙД 5.

Чем отличаются планеты СС?

РАЗМЕРАМИ.

СЛАЙД 6. Итак в СС выделяют планеты земной группы и планеты-гиганты.

Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

А может быть в солнечной системе есть планета, похожая на нашу хотя бы чуточку и может на ней возможна жизнь?  Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? НЕТ. ПОЧЕМУ?

Нам надо исследовать другие планеты. Какова же цель нашего урока:узнать есть ли условия для жизни на других планетах.

Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.

  1. Работа в группах

      Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

Какие задачи? Исследовать характеристику планет и сделать вывод.

- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.

- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.

 ФИЗМИНУТКА.

Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

3. Проектная работа

- Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности  жизни на них. (Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы) 

- Ребята, а теперь, внимательно посмотрите почему именно так расположены планеты на ваших партах? ( Мы  сидим   так,  как расположены  планеты,  по отношению к Солнцу. Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

- У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. СЛАЙД 7.) Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.

Дети разделены на  четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму:

  1. Распределите роли:
  • «координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
  • «контролер» - фиксирует время работы группы (15 минут)
  • «шкипер» - представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
  • «оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
  1. Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на рабочем столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»).  «Контролер» фиксирует время работы.
  2. Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» фломастерами в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
  3. Представьте готовый проект по планете группы (выступает «шкипер»)

Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:

  • внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
  • попытаться определить и обосновать свою точку зрения.

- Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам  легче было справиться с работой, предлагаю  ознакомиться с алгоритмом. (Слайд 9) .Все необходимое есть у вас на столах, на стенде-информаторе и на Рабочем столе Компьютера. Вам нужно заполнить таблицу. В качестве образца на слайде представлен шаблон заполнения таблицы по планете-гиганту Юпитер. На следующем уроке мы будем говорить об этой планете. (Слайд 10)

    Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают  рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер, карточки  на столах и доске с информацией о планетах соседях Солнца, а так же Рабочий стол Компьютера.

     Ученики выполняют практикум, демонстрируя  знания. Обмениваются полученной информацией.

                        Характеристика планет Солнечной ситемы

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

     58 млн.км

4880 км и по массе схожа с Луной

+ 400°С из-за близости  к Солнцу

Практически лишена атмосферы

Год - 88 суток

Сутки - 59 земных суток

Нет

Нет

Венера

108 мл .км

12 100 км

t – до +500° C

Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа

Год 225 суток

Сутки 243 дня

Нет

Нет

Земля

Около 150 млн.км

Самая большая из планет земной группы – 12 742 км

t – 15° C

Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа

Год 365 суток

Сутки 24 часа

Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.

Есть

Марс

228 млн.км.

В два раза меньше Земли

6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли

t – 70° C

вблизи экватора иногда выше 0° C

Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом

Год 687 суток

Сутки 24 часа 37 минут

Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны

Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой

Ученики выполняют практикум, демонстрируя  знания. Обмениваются полученной информацией.

 

Меркурий: Максимальная температура поверхности Меркурия, зарегистрированная датчиками, +410 °С. Средняя температура ночного полушария равна -162 °С, а дневного +347 °С.

Венера: Венеру можно видеть невооружённым   глазом, она сияет ярче всех звезд. Поверхность покрыта холмистыми равнинами, есть и горные районы. Самая высокая точка Венеры вулкан                                                                  Маат  высотой 12км.  атмосфера планеты  на 96 % состоит из углекислого газа, непригодного для дыхания живых организмов. Из-за высокой концентрации углекислого газа, который подобно пленке удерживает тепло у поверхности, температура воздуха на Венере составляет примерно +500 °С. В таких условиях органическая жизнь исключается.

Земля: Возраст Земли - около 4,5млрд. лет. Единственная планета                                                            на которой есть жизнь.

Марс: Поверхность Марса – пустыни, горы, кратеры. На Марсе находится самый высокий вулкан Солнечной системы — Олимп. Его высота 27 400 м, а диаметр основания вулкана достигает 600 км. Это потухший вулкан, который, вероятнее всего, около 1,5 млрд лет назад извергал лаву.

4.Защита проектов.

Информаторы каждой группы представляют свою работу.

5.Оценивание работы внутри группы по алгоритму.

6.Домашнее задание (Слайд 11)

§10, проверьте знания,  подумайте, сделайте вывод, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.

7.Общий вывод по уроку:

Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь, какая больше всего похожа на нашу планету?  (кроме планеты Земля)? (На Марсе)

- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). - Наше путешествие подходит к концу!

Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? (Слайд 12) Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. Будущее планеты - в руках каждого человека, каждый должен проявить себя Человеком разумным или Homosapiens. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!

Спасибо большое за внимание! Удачи вам, отличных оценок и замечательного настроения!

Характеристика планет Солнечной системы

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

   

t –

Год –

Сутки –  

Венера

t –

Год –

Сутки –

Земля

t –

Год –

Сутки –

Марс

t –

Год –

Сутки –

Характеристика планет Солнечной системы

Планеты,

откуда название        

Удаленность от Солнца

 Диаметр

Температура планет

Атмосфера

Продолжительность

года и суток

Спутники

Мир живой и неживой природы

Меркурий  

   

t –

Год –

Сутки –  

Венера

t –

Год –

Сутки –

Земля

t –

Год –

Сутки –

Марс

t –

Год –

Сутки –

Тест:

1. К планетам земной группы относят:

а) Юпитер

б) Луну

в) Марс

г) Солнце

2. Не имеет атмосферы планета

а) Земля

б) Меркурий

в) Венера

г) Марс

3. Вокруг Марса вращается

а) Луна

б) Земля

в) два спутника

г) две звезды

4. У становите верную последовательность перечисленных небесных тел в Солнечной системе, начиная от центра. ______________________________

1) Марс

2) Солнце

3) Венера

4) Земля

5) Меркурий

5. Самая горячая планета земной группы

а) Марс

б) Венера

в) Меркурий

г) Луна«Век живи – век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, scio me nihil scire (ничего не знаешь)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Соседи Солнца."-урок в 5 классе по ФГОС

Поурочный план по ФГОС. География.5 класс. Учебник Баринова, Плешакова, Сонин....

Презентация к уроку:" Соседи Солнца"

Фотографии, интересное задание-кроссворд, основные понятия....

Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»

Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....

Технологическая карта урока Соседи Солнца 5 класс

Технологическая карат урока для 5 класс по географии на тему "Соседи Солнца"...

Технологическая карта урока "Соседи Солнца"

Цель:сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.Планируемый результат обучения: В результате изучения темы...

Презентация к уроку. "Соседи Солнца"

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:- понятие «Солнечная система»,- названия планет Солнечной системы- строение Солнечной системы;уметь:-  уметь характеризовать объект...

Технологическая карта урока "Соседи Солнца"

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)Цель:  развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.Задачи:образоват...