Технологическая карта урока Соседи Солнца 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Технологическая карат урока для 5 класс по географии на тему "Соседи Солнца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_5_klass_sosedi_solntsa_kombinirovannyy.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор | Гирфанова Лилия Ильдаровна | |||||||||||||
Предмет | География (начальный курс) | |||||||||||||
Раздел | Земля во Вселенной | |||||||||||||
Тема изучения | Солнечная система | |||||||||||||
Тема урока | Соседи Солнца | |||||||||||||
Тип урока | Комбинированный | |||||||||||||
Цель урока | Формирование понятия о Солнечной системе и планет Земной группы; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии. | |||||||||||||
Основное содержание темы | Планеты земной группы: Меркурий, Земля, Марс | |||||||||||||
Термины и понятия | Солнечная система, планета, планеты земной группы | |||||||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||
Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы | Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - Установление причинно-следственных связей - Построение логической цепи рассуждений в форме суждений об объекте, его строении, связях - Понимание значения знаково-символической информации - Сравнение, выбор критериев для сравнения - Среобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст) - Соотнесение данных друг с другом, определение причинно-следственных соотношений, подводящих к гипотезе - Объяснение явлений, процессов, связей Регулятивные УУД: - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - Преобразование практической задачи в познавательную. - Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Умение использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия - Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера - Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме; - Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений - Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности | -Знать о представлениях древности о строении и форме Земли; - Знать гипотезы возникновения Земли; -Понимать и объяснять причины несостоятельности этих гипотез; -Уметь сравнивать гипотезы; -Уметь давать определения понятиям; -Знать состав «Вселенной». оболочки | ||||||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | ||||||||||
Информационный материал:
Интернет-ресурсы: – Интерактивный материал: карточки с тестовыми заданиями | – | Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение | Астрономия: Солнечная система; Вселенная; планеты Земной группы | Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) Групповая (Г) | ||||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | ||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут) | ||||||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.): Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих 2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.): Задает вопрос: Какой вклад в изучение вселенной внёс Пифагор, Аристотель, Клавдий Птолемей? Предлагает составить таблицу и заполнить ее.3.. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2 мин.): Предлагает ответить на вопросы: -Как называется планета, на которой мы живем? - А можно Землю назвать соседкой Солнца? - Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. - Что вы знаете о планетах? - Что нового вы ожидаете узнать на уроке? 4. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф). Вспоминают и анализируют сведения Вспоминают и анализируют сведения об оболочках Земли, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответ Формулируют цель урока | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Давать определение понятиям Выдвигают гипотезу и обосновывать ее, Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе, Строить логическую цепь рассуждений
Устанавливают причинно-следственные связи | Планировать свою деятельность Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцам. Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Слушать в соответствии с целевой установкой.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Уметь выражать свои мысли
| Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку Проявлять устойчивый познавательный интерес
Проявлять устойчивый познавательный интерес | |||||||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) | ||||||||||||||
1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (15 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации. Организует работу по получению новой информации (Приложение 1). Предлагает обсудить вопрос: - В чем сходства и отличия? Вводит новые понятия (2 мин.): Вселенная– это все что существует: пространство, материя, время, энергия. В нее входят все планета, звезды, и другие космические тела. Комета– небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца 3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (3 мин.): организует взаимообучение в группах из 4 человек по заданиям. Предлагает выполнить задания (Приложение 2). Организует проверку выполненной работы 4. Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (5 мин.): На доске представлен план выполнения задания (Приложение 3), просит учащихся выполнить его. После выполнения этого задания, каждый ученик читает получившийся результат. | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы Приложения 1. Заполняют таблицу в тетради (И). Определяют суть различных видов круговорота веществ. Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «Вселенная», «Солнечная система» Выполняют тест (И), проверят по образцу и корректируют ответы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация. Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблица Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения) Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы | Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог Адекватно использовать письменную речь Осознанно строить речевое высказывание. Слушать собеседника. Адекватно использовать устную и письменную речь Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира | |||||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (9 минут) | ||||||||||||||
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2.Осуществляет рефлексию: Сообщает, что изучили тему «Соседи Солнца». Просит закончить предложения: Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: 1. Изучить §19 2. Ответить на вопросы после текста параграфа. 5. Составить кроссворд по теме: «Как возникла Земля?» | Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме | Формировать адекватную позитивную самооценку |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Характеристика планет Земной группы
Планетами, которые относятся к земной группе, являются следующие: Венера, Марс, Земля,Меркурий, Плутон – все они имеют небольшие массы и размеры, их средняя плотность в несколько раз превзошла плотность воды; они способны медленно вращаться вокруг личных осей; у них малое количество спутников (у Марса - два, у Земли – всего лишь один, а у Венеры с Меркурием их вовсе нет).
Сходство планет в земной группе не исключает и кое-какого отличия. К примеру, Венера вращается в обратном направлении от движения вокруг Солнца, причем в двести сорок три раза медленнее Земли. Период вращения Меркурия (то есть год этой планеты) только на одну третью более периода вращения его вокруг своей оси.
Угол наклона оси к плоскостям орбит у Марса и у Земли примерно одинаков, но совсем иной у Венеры и Меркурия. Так же, как и у Земли, есть времена года, а это означает, что и на Марсе, хотя почти в 2 раза дольше, чем на Земле.
Возможно, к планетам наземной группы можно отнести и дальний Плутон - наиболее малую из девяти планет. Обычный диаметр Плутона составил более двух тысяч километров. Только лишь в 2 раза меньше диаметр спутника Плутона - Харона. Поэтому не факт, что система Плутон - Харон, как и система Земля - Луна, представляет собой двойную планету.
Сходство и различие обнаруживается и в атмосферах планет земной группы. Венера и Марс обладают атмосферой в отличие от Меркурия, который впрочем, как и Луна, практически лишен ее. Венера обладает достаточно плотной атмосферой, в основном состоящей из сернистых соединений и углекислого газа. Атмосфера Марса напротив слишком разрежена и очень бедна азотом и кислородом. Давления у поверхностей Венеры почти, что в сто раз более, у Марса же почти в сто пятьдесят раз менее, чем у поверхностей Земли.
Горячка у поверхностей Венеры достаточно высока (около пятисот градусов по Цельсию) и остается почти одинаковой все время. Высокая температура поверхностей Венеры определена парниковым эффектом. Густая атмосфера плотная выпускает лучи Солнца, однако задерживает тепловое инфракрасное излучение, которое идет от нагретых поверхностей. Газ в атмосфере планеты наземной группы пребывает в постоянном движении. Зачастую во время пылевой бури, длящейся не по одному месяцу, большое количество пылищи поднимается в атмосферу Марса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1 Вариант.
1. В состав солнечной системы входит:
А- 9 планет В- 10 планет
Б- 6 планет Г- 8 планет
2. К планетам земной группы относят:
А- Юпитер В- Венеру
Б- Сатурн Г- Плутон
3. К планетам-гигантам относят:
А- Меркурий В- Венеру
Б- Марс Г- Юпитер
4. Планеты земной группы относительно Солнца располагаются в такой последовательности:
А- Меркурий – Венера – Земля - Марс
Б- Венера – Земля – Марс – Меркурий
В- Меркурий – Венера – Марс – Земля
Г- Марс – Венера – Меркурий – Земля
5. Слово «кратер» в переводе с греческого означает:
А- большое блюдце В- большой желоб
Б- большая чаша Г- большой овраг
6. Самая маленькая планета земной группы:
А- Марс В- Венера
Б- Земля Г- Меркурий
7. Самой дальней от Солнца планет земной группы является:
А- Земля В- Марс
Б- Венера Г- Меркурий
8. Самую плотную облачную атмосферу имеет:
А- Меркурий В- Земля
Б- Венера Г- Марс
9. Из планет земной группы спутники имеют:
А- Меркурий и Венера В- Меркурий и Земля
Б- Земля и Марс Г- Венера и Марс
10. Солнечная система по мнению ученых, образовалась примерно:
А- 1,5-2 млрд.лет назад В- 3,5-4 млрд.лет назад
Б- 2,5-3 млрд.лет назад Г-4,5-5млрд.лет назад
2 Вариант.
1. В состав солнечной системы входит:
А- 9 планет В- 11 планет
Б- 7 планет Г- 10 планет
2. К планетам земной группы относят:
А- Юпитер В- Меркурий
Б- Сатурн Г- Плутон
3. К планетам-гигантам относят:
А- Меркурий В- Венеру
Б- Марс Г- Сатурн
4. Вода встречается на поверхности планет:
А- Меркурии и Венеры
Б- Меркурия и Земли
В- Земли и Марса
Г- Венеры и Марса
5.Ближайшая к Солнцу планета земной группы:
А- Земля В- Марс
Б- Венера Г- Меркурий
6. Самая крупная планета земной группы:
А- Марс В- Венера
Б- Земля Г- Меркурий
7. Наиболее богатой железом является планета:
А- Марс В- Венера
Б- Земля Г- Меркурий
8. Наиболее высокая температура на поверхности:
А- Меркурия В- Земли
Б- Марса Г- Венеры
9. Белые полярные шапки на полюсах имеются:
А- у Меркурия и Венеры
Б- у Венеры и Земли
В- у Земли и Марса
Г- у Меркурия и Марса
10. Луна – это спутник:
А- Меркурия В- Земли
Б- Венеры Г- Марса
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Характеристика планет Солнечной ситемы
Планеты
Удаленность от Солнца
Диаметр и масса
Особенности поверхности и температура планет
Атмосфера
Спутники
Мир живой и неживой природы
ОБРАЗЕЦ:
Юпитер
778,3 млн.км.
143000 км
Облака с различными полосами,
t-130°С
Не имеет мезосферы
28 спутников. Самый большой Ганимед
Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"
Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....
Технологическая карта урока "Соседи Солнца"
Цель:сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.Планируемый результат обучения: В результате изучения темы...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока "Соседи Солнца"
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)Цель: развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.Задачи:образоват...