Технологическая карта урока Соседи Солнца 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Технологическая карат урока для 5 класс по географии на тему "Соседи Солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_5_klass_sosedi_solntsa_kombinirovannyy.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор

Гирфанова Лилия Ильдаровна

Предмет

География (начальный курс)

Раздел

Земля во Вселенной

Тема изучения

Солнечная система

Тема урока

Соседи Солнца

Тип урока

Комбинированный  

Цель урока

Формирование понятия  о Солнечной системе и планет Земной группы; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений  школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии.

Основное содержание темы

Планеты земной группы: Меркурий, Земля, Марс

Термины и понятия

Солнечная система, планета, планеты земной группы

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию

Осознавать единство  и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

Познавательные УУД:

-  Поиск и выделение необходимой информации

-  Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

-  Установление причинно-следственных связей

-  Построение логической цепи рассуждений  в форме суждений об объекте, его строении, связях

-  Понимание значения знаково-символической информации

-  Сравнение, выбор критериев для сравнения

-  Среобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст)

-  Соотнесение данных друг с другом, определение причинно-следственных соотношений, подводящих к гипотезе

-  Объяснение явлений, процессов, связей

Регулятивные УУД:

-  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Преобразование практической задачи в познавательную.

- Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

- Умение использовать речь для регуляции своей деятельности.

- Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

-  Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

-  Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме;

-  Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

-  Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности

-Знать о  представлениях древности о строении и форме Земли;

- Знать гипотезы возникновения Земли;

-Понимать и объяснять причины несостоятельности этих гипотез;

-Уметь сравнивать гипотезы;

-Уметь давать определения понятиям; -Знать состав «Вселенной».

оболочки

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

  • Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.   (Федеральный перечень: ФГОС 2011  РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)
  • Рабочая тетрадь.  Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2012 г.      
  • Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.
  • Атлас. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      
  • Контурные карты. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2012 г.      
  • Электронное приложение к учебнику.

Интернет-ресурсы:

Интерактивный материал:

карточки с тестовыми  заданиями

Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение

Астрономия: Солнечная система; Вселенная; планеты Земной группы

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Групповая (Г)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.):

Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.): Задает вопрос:  Какой вклад в изучение вселенной внёс Пифагор, Аристотель, Клавдий Птолемей? Предлагает составить таблицу и заполнить ее.

3.. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2  мин.):

Предлагает ответить на вопросы:

-Как называется планета, на которой мы живем?

- А можно Землю назвать соседкой Солнца?

- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.

- Что вы знаете о планетах?

- Что нового вы ожидаете узнать на уроке?

4. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф). Вспоминают и анализируют сведения

Вспоминают и анализируют сведения об оболочках Земли,  систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответ

Формулируют цель урока

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений

Давать определение понятиям

Выдвигают гипотезу и обосновывать ее,

Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

Строить логическую цепь рассуждений

 

Устанавливают причинно-следственные связи

Планировать свою деятельность

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцам.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Слушать в соответствии с целевой установкой.

 

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь выражать свои мысли

 

Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку

Проявлять устойчивый познавательный интерес

 

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут)

1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (15 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации.

Организует работу по получению новой информации (Приложение 1).

Предлагает обсудить вопрос:

- В чем сходства и отличия?

Вводит новые понятия (2  мин.): Вселенная– это все что существует: пространство, материя, время, энергия. В нее входят все планета, звезды, и другие космические тела.

Комета– небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца

3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (3  мин.): организует взаимообучение в группах из 4 человек по заданиям.

Предлагает выполнить задания (Приложение 2).

Организует проверку выполненной работы

4.  Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (5 мин.): На доске представлен план выполнения задания (Приложение 3), просит учащихся выполнить его. После выполнения этого задания, каждый ученик читает получившийся результат.

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Изучают материалы Приложения 1.

Заполняют таблицу в тетради (И).

Определяют суть различных видов круговорота веществ.

Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «Вселенная», «Солнечная система»

Выполняют тест (И), проверят по образцу и корректируют ответы

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация.

Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблица

Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков.

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения)

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Принимать и сохранять учебную задачу.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи.

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог

Адекватно использовать письменную речь

Осознанно строить речевое высказывание.

Слушать собеседника.

Адекватно использовать устную и письменную речь

Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Понимать границы собственного знания и «незнания».

Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (9 минут)

1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

2.Осуществляет рефлексию:

Сообщает, что изучили тему «Соседи Солнца». Просит закончить предложения:

Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание:

1. Изучить §19

2. Ответить на вопросы после текста параграфа.

5. Составить кроссворд по теме: «Как возникла Земля?»

Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика планет Земной группы

Планетами, которые относятся к земной группе, являются следующие: ВенераМарсЗемля,Меркурий, Плутон – все они имеют небольшие массы и размеры, их средняя плотность в несколько раз превзошла плотность воды; они способны медленно вращаться вокруг личных осей; у них малое количество спутников (у Марса - два, у Земли – всего лишь один, а у Венеры с Меркурием их вовсе нет).

 

Сходство планет в земной группе не исключает и кое-какого отличия. К примеру, Венера вращается в обратном направлении от движения вокруг Солнца, причем в двести сорок три раза медленнее Земли. Период вращения Меркурия (то есть год этой планеты) только на одну третью более периода вращения его вокруг своей оси.

Угол наклона оси к плоскостям орбит у Марса и у Земли примерно одинаков, но совсем иной у Венеры и Меркурия. Так же, как и у Земли, есть времена года, а это означает, что и на Марсе, хотя почти в 2 раза дольше, чем на Земле.

Возможно, к планетам наземной группы можно отнести и дальний Плутон - наиболее малую из девяти планет. Обычный диаметр Плутона составил более двух тысяч километров. Только лишь в 2 раза меньше диаметр спутника Плутона - Харона. Поэтому не факт, что система Плутон - Харон, как и система Земля - Луна, представляет собой двойную планету. 

Сходство и различие обнаруживается и в атмосферах планет земной группы. Венера и Марс обладают атмосферой в отличие от Меркурия, который впрочем, как и Луна, практически лишен ее. Венера обладает достаточно плотной атмосферой, в основном состоящей из сернистых соединений и углекислого газа. Атмосфера Марса напротив слишком разрежена и очень бедна азотом и кислородом. Давления у поверхностей Венеры почти, что в сто раз более, у Марса же почти в сто пятьдесят раз менее, чем у поверхностей Земли.

Горячка у поверхностей Венеры достаточно высока (около пятисот градусов по Цельсию) и остается почти одинаковой все время. Высокая температура поверхностей Венеры определена парниковым эффектом. Густая атмосфера плотная выпускает лучи Солнца, однако задерживает тепловое инфракрасное излучение, которое идет от нагретых поверхностей. Газ в атмосфере планеты наземной группы пребывает в постоянном движении. Зачастую во время пылевой бури, длящейся не по одному месяцу, большое количество пылищи поднимается в атмосферу Марса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1 Вариант.

1. В состав солнечной системы входит:

А- 9 планет В- 10 планет

Б- 6 планет Г- 8 планет

2. К планетам земной группы относят:

А- Юпитер В- Венеру

Б- Сатурн Г- Плутон

3. К планетам-гигантам относят:

А- Меркурий В- Венеру

Б- Марс Г- Юпитер

4. Планеты земной группы относительно Солнца располагаются в такой последовательности:

А- Меркурий – Венера – Земля - Марс

Б- Венера – Земля – Марс – Меркурий

В- Меркурий – Венера – Марс – Земля

Г- Марс – Венера – Меркурий – Земля

5. Слово «кратер» в переводе с греческого означает:

А- большое блюдце В- большой желоб

Б- большая чаша Г- большой овраг

6. Самая маленькая планета земной группы:

А- Марс В- Венера

Б- Земля Г- Меркурий

7. Самой дальней от Солнца планет земной группы является:

А- Земля В- Марс

Б- Венера Г- Меркурий

8. Самую плотную облачную атмосферу имеет:

А- Меркурий В- Земля

Б- Венера Г- Марс

9. Из планет земной группы спутники имеют:

А- Меркурий и Венера В- Меркурий и Земля

Б- Земля и Марс Г- Венера и Марс

10. Солнечная система по мнению ученых, образовалась примерно:

А- 1,5-2 млрд.лет назад В- 3,5-4 млрд.лет назад

Б- 2,5-3 млрд.лет назад Г-4,5-5млрд.лет назад

2 Вариант.

1. В состав солнечной системы входит:

А- 9 планет В- 11 планет

Б- 7 планет Г- 10 планет

2. К планетам земной группы относят:

А- Юпитер В- Меркурий

Б- Сатурн Г- Плутон

3. К планетам-гигантам относят:

А- Меркурий В- Венеру

Б- Марс Г- Сатурн

4. Вода встречается на поверхности планет:

А- Меркурии и Венеры

Б- Меркурия и Земли

В- Земли и Марса

Г- Венеры и Марса

5.Ближайшая к Солнцу планета земной группы:

А- Земля В- Марс

Б- Венера Г- Меркурий

6. Самая крупная планета земной группы:

А- Марс В- Венера

Б- Земля Г- Меркурий

7. Наиболее богатой железом является планета:

А- Марс В- Венера

Б- Земля Г- Меркурий

8. Наиболее высокая температура на поверхности:

А- Меркурия В- Земли

Б- Марса Г- Венеры

9. Белые полярные шапки на полюсах имеются:

А- у Меркурия и Венеры

Б- у Венеры и Земли

В- у Земли и Марса

Г- у Меркурия и Марса

10. Луна – это спутник:

А- Меркурия В- Земли

Б- Венеры Г- Марса

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Характеристика планет Солнечной ситемы

Планеты

Удаленность от Солнца

Диаметр и масса

Особенности поверхности и температура планет

Атмосфера

Спутники

Мир живой и неживой природы

ОБРАЗЕЦ:

Юпитер

778,3 млн.км.

143000 км

Облака с различными полосами,

t-130°С

Не имеет мезосферы

28 спутников. Самый большой Ганимед

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"

Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....

Технологическая карта урока "Соседи Солнца"

Цель:сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.Планируемый результат обучения: В результате изучения темы...

Технологическая карта урока "Соседи Солнца"

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)Цель:  развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.Задачи:образоват...