Разработка урока по географии "Природа Сибири"
методическая разработка по географии (8 класс)

Яркина Екатерина Борисовна

Разработка урока по географии для 8-го класса по теме "Природа Сибири" в технологии "Педагогическая мастерская".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_sibiri.razrabotka_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока « Природа Сибири» в технологии  «Педагогическая мастерская . Выполнила Яркина Е.Б., учитель географии ГБОУ школа №507 Московского района Санкт-Петербурга, 2016 г.

Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний.  В педагогических мастерских, как ни в какой, на наш взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Не случайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

                                                      -1-

 В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( проблемы ).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

                                                         -2-

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

                                                          -3-

 Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.

Тема урока по географии в 8-ом классе- « Природа Сибири» .

                                                        -4-

Разработка урока в технологии «Педагогическая мастерская»

                        Предмет-география, класс-  8-ой.

                            Тема урока: Природа Сибири.

Цель урока: Сформировать у учащихся представления об особенностях природы Азиатской части России, о богатстве ресурсов, грамотном их использовании , продолжить формировать представление о географическом, национальном  единстве территории России.

Ход урока:

Для проведения урока необходим раздаточный материал, на доске- физическая карта России,  политико-административная карта России, цветные карандаши, кнопки, индивидуальные атласы 8-го класса по географии России.

  1. Тема урока не объявляется заранее, учащимся предложено самим сформулировать тему в конце урока, определив о какой территории идет речь .

Для формирования групп учащимся предложено вытянуть из в «ромашки» в руках преподавателя фрагмент контурной карты России одинакового формата( надписи на фрагменте отсутствуют).  Далее необходимо узнать в фрагменте определенную территорию на карте России и приколоть этот фрагмент на физическую карту.( 3-4 региона России – Русская равнина, Урал, Кавказ, Дальний Восток и т.д.) По совпадениям формируются группы  из 3-5 человек.

  1. Первое задание- раздаточный материал « Болота».

Учащимся раздается текст, который необходимо прочитать и сформулировать в группе общий ответ-«Мои ощущения от прогулки по болотам…». Далее учащимся предлагается ответить на вопрос -каковы причины образования болота? И напоследок  ученикам предлагается описать « красоты болот».

                                        -5-

                                                          Текст № 1

«Болота – это целостный природный комплекс, где три основных его компонента – переизбыток влаги, органические отложения в виде торфа и специфическая растительность – определяют существования друг друга и экосистемы в целом. Торф удерживает влагу, а болотная растительность в условиях переувлажнения образует торф.

Болота возникают в результате переувлажнения почвы и зарастания водоемов . Заболачиванию способствуют также плоский рельеф, наличие близкого стояния водоупора и грунтовых вод, а также подъем последних в результате гидротехнического строительства и нерационального орошения.
Различают болота верховые, образующиеся в верхних частях водосборного бассейна, низинные (в поймах рек) и переходные.

Болота и заболоченные земли широко распространены на равнинах в областях избыточного увлажнения и многолетней мерзлоты. Они занимают свыше 10% территории России. Болота встречаются во всех природных зонах, однако наблюдается достаточно четко выраженная зональность в степени заболоченности территории и распространении разных типов болот.
Наибольшего распространения болота достигают в тундре, лесотундре и тайге.

Среди наиболее заболоченных регионов в европейской части - Карелия и Кольский полуостров: болота занимают здесь 30 % всей площади, а в Прибеломорском районе Карелии - до 70 %. Своеобразный рельеф, созданный древними ледниками, вызвал появление болот особого типа, который получил название карельского. Болота размещаются между холмами и соединяются друг с другом узкими торфяными "протоками", образуя сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.
В Западной Сибири болота тянутся с перерывами на 1,7 тыс. км с севера на юг и на 1,7 тыс. км с запада на восток. Это самый заболоченный регион не только в России, но и в мире. Здесь сосредоточено более четверти торфяников Земли.

В болотах Западной Сибири сосредоточены огромные водные запасы - около тысячи кубических километров. Это в 2,5 раза больше объёма воды, ежегодно выносимой Обью в Карское море. Такая концентрация влаги способствует дальнейшему распространению торфяников. От болот медленно вытягиваются "языки", которые, встречая препятствия в виде возвышенностей или рек, начинают "обтекать" их. Ежегодно болота отвоёвывают тысячи гектаров суши. Мощность торфа достигает в лесной зоне России 4-6 м, а в Западной Сибири 10 м и более.»

                                                        -6-

3.Учащимся предложено отгадать загадки.

                                   Текст № 2.

 Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит

 В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Чуть дрожит на просторе, —
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.

Бежала — шумела,
Заснула — заблестела.

Угадав, что ответ-река, учащиеся получают новые фрагменты контурной карты России с изображением рек, пытаются приколоть их к определенной речной системе на физической карте России. Подписывают на фрагментах названия рек. ( Даны  названия  и изображения сибирских рек – Лена, Енисей, Обь, Иртыш, Ангара, Яна, Индигирка…)

                                                 -7-

4.Учащимся  предложено прочитать текст о заповедниках (№ 3, № 4 ) и ответить на вопрос -каковы причины создания охраняемых территорий? ( нужно соотнести тексты о заповедниках и богатстве ресурсов- т.е. сделать вывод о деятельности человека ). Далее следует вопрос- какие ландшафты встречаются в тексте

                                   Текст № 3

Заповедник Верхне-Тазовский

История создания
Предложения об организации заповедника в верхнем течении Таза – тогда почти не изученной и таинственной реки – появились в 60-х годах, а сам заповедник был создан в 1986 году, площадью 631 тысяча га. Он охраняет уникальные экосистемы находящейся под угрозой исчезновения ненарушенной северной тайги в верховьях Таза. Территория заповедника важна также для охраны сокращающейся популяции таежного северного оленя и перспективна для реакклиматизации Сосьвинского бобра.

Физико-географические особенности
Заповедник расположен в самой восточной части Северных Увалов, почти полностью в пределах Верхне-Тазовской возвышенности, которая представляет собой равнину, приподнятую на высоту до 200 метров. 
Главная река заповедника – Таз, является второй по величине рекой Западной Сибири, ее длина 1041 км. Полностью вошли в заповедник довольно крупные левые притоки Таза - реки Ратта и Поколька. Озер в заповеднике немного. В основном, они ледникового происхождения, а на реках, где развита пойма, много небольших удлиненных озер-стариц с илистым дном.
Климат заповедника суровый, континентальный, с длинной  холодной зимой и довольно теплым летом. Разница минимальных зимних и максимальных летних температур может достигать 100 градусов!

Разнообразие флоры и фауны
 Очень живописны местные боры-брусничники, - здесь хорошо развит лишайниковый покров, делающий бор еще более светлым, похожим на красивый заснеженный парк. В годы хорошего урожая ягод брусники, в лишайниковом бору буквально некуда ступить: подошвы путника давят крупные гроздья ягод, оставляя красные пятна следов на белоснежном лишайниковом ковре. В такие годы в борах-брусничниках скапливается много глухарей, рябчиков, сюда же приходят и медведи. Бруснике среди кустарничков сопутствуют водяника, толокнянка.
                                                      -8-

В фауне заповедника преобладают лесные виды. Фауна млекопитающих типично северо-таежная. Обычна лиса, встречаются песец, медведь, горностай, соболь, росомаха, единично встречаются волки. 
Из крупных дневных хищных птиц наиболее заметен орлан-белохвост. Относительно обычен ястреб-тетеревятник, очень редки беркут и сапсан.

Заповедник Юганский

История создания
Заповедник "Юганский" был создан в 1982 году для сохранения и изучения практически не нарушенных экосистем Среднего Приобья. Это особенно важно в связи с активным освоением нефтегазовых и лесных ресурсов Западной Сибири. Фактически территория заповедника является единственным относительно нетронутым участком в этом районе Тюменской области.

Физико-географические особенности
Заповедник находится в южной части Среднеобской низменности в центре Западно-Сибирской равнины. Рельеф территории заповедника равнинный, с небольшим уклоном к долине Оби. Наиболее возвышенная юго-восточная часть достигает отметок 102 метров над уровнем моря.
Заповедник расположен в междуречье Большого и Малого Югана, последняя река формирует естественную северо-восточную границу заповедника. Наиболее крупные реки заповедника Негусъях, Вуяяны, Колкоченъягун.
Климат района характеризуется влажностью и континентальностью, - диапазон колебаний абсолютных температур составляет почти 90ºС. Зима холодная и продолжительная. Средняя температура января -19° С, но иногда морозы достигают –55°С. Лето короткое, но жаркое, средняя температура июля +17ºС.

Разнообразие флоры и фауны
Разнообразен растительный мир заповедника. По площади преобладают леса разного состава, треть территории занята болотами.
Темнохвойные деревья - ель, пихта и кедр - составляют основу коренных среднетаежных лесов в Западной Сибири.
Болота являются неотъемлимой частью среднетаежной растительности, и здесь они весьма разнообразны. Наиболее богаты по видовому составу низинные болота. Здесь можно встретить много редких и интересных видов, в том числе редкие виды орхидей: дремлик болотный, пололепестник, любку двулистную, мякотницу.

                                                    -9-


Животный мир заповедника типичен для западносибирской таежной зоны. Благодаря большим площадям болот, множеству озер и мелких рек на протяжении всего теплого периода нет спасения от кровососущих насекомых.
Соболь является фоновым видом среди хищников, ласка и горностай редки, иногда встречается рысь. Медведь плотно заселяет территорию, так что его следы можно найти повсюду.
Краснокнижные черный аист, орлан - белохвост, беркут, скопа вьют гнезда, а кречет, краснозобая казарка, пискулька и сапсан отмечены только на пролете.

Заповедник Гыданский

История основания
Государственный природный заповедник "Гыданский" был создан в 1996 году, но его полноценная деятельность началась только в 2001-м, когда был назначен штат сотрудников. 
Целью создания этого заповедника является охрана и изучение ненарушенных тундровых экосистем северо-запада Западной Сибири, прибрежно-морских экосистем Карского моря, а также участков массового гнездования куликов и водоплавающих птиц.

Физико-географические особенности
Крайний север Гыданского полуострова и прилегающие острова представляют собой равнину с мягким увалистым рельефом. На территории заповедника распространена сплошная мерзлота, ее мощность составляет до 150-300 метров.
Территория заповедника находится в Атлантической области Арктического климатического пояса. Самые теплые месяцы года – июль и август со средними температурами от +5°С на побережье Карского моря до +10,2°С на юге Енисейского залива, в отдельные летние дни температура может повышаться до +20°С и даже более. Самый холодный месяц - январь, иногда февраль, когда средние температуры составляют от -24°С до -28°С. Абсолютный температурный минимум -63°С.

Разнообразие флоры и фауны
Территория заповедника расположена в подзоне арктических тундр, и только южное побережье Гыданской губы и бассейн реки Гыды включается в самую северную полосу типичных тундр. Здесь встречаются карликовая береза, ивы сизая и мохнатая, ива полярная, пушица многоколосковая и горец живородящий.

                                                    -10-


В летний период на суше обычны песец, лемминги, на полуострове Явай и острове Шокальского – северный олень. Отмечены заходы белого медведя как в зимний, так и летний периоды. В прибрежных водах обычны белуха, кольчатая нерпа, лахтак (морской заяц). 
В заповеднике гнездятся и проводят линьку большое количество водоплавающих птиц. Из птиц заповедника в Красную книгу России занесены белоклювая гагара, малый лебедь, пискулька, краснозобая казарка, орлан-белохвост, сапсан, белая чайка. 
Через территорию заповедника проходит Восточно-Атлантический путь пролета черной казарки. В 2002 году только в одной точке наблюдений на острове Шокальского был отмечен пролет 17 тысяч особей черной казарки в течение семи дней!
Интересно, что в связи с глобальным потеплением в последние 30 лет на территории заповедника отмечены некоторые виды птиц (гуменник, болотная сова), рыб (судак, щука) и растений (полярная ива, морошка), северная граница распространения которых проходила значительно южнее.

                                                   Текст № 4

Природные ресурсы этой территории весьма разнообразны. Запасы нефти и газа таких месторождений, как Уренгой, Медвежье, Сургут выводят регион в число мировых лидеров. На её территории также сосредоточено 60% общих запасов торфа России. На юге равнины расположены богатейшие расположения солей. Большое богатство–  водные ресурсы. Кроме поверхностных вод – рек и озёр, - найдены огромные резервуары подземных вод.

Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры – этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы. Кроме того, тундра – основной район разведения северного оленя. Тайга Западной Сибири издавна славилась добычей пушнины и древесины.

С древними осадочными породами триасового и юрского возраста, суммарная толща, которых более 800-1000 м, связаны залежи бурого угля. ,  его запасы оцениваются в 8 и более млрд. тонн. Однако основное богатство территории– это нефтяные и газовые залежи. Установлено, что равнина эта представляет собой уникально богатую нефтегазоносную провинцию Земли.

За полтора десятилетия (с 1953 по 1967 г.) было разведано более 90 месторождений нефти, газа и газаконденсата (светлой нефти)

                                                   -11-

 Последние 3 десятилетия регион держит первенство в России по добыче нефти и природного газа. Поиски в недрах «чёрного золота» и «голубого топлива» позволили обнаружить большие запасы железных руд . Но эти огромные разнообразные богатства не так-то просто освоить.

Нефтяные и газовые месторождения региона природа «защитила» от человека и мощными болотами, и мерзлотными грунтами. Строить в условиях таких грунтов крайне сложно. Зимой человеку мешают сильные морозы, большая влажность воздуха, сильный ветер. Летом одолевают многочисленные кровососущие – мошкара и комары, мучающие людей и животных.

5. Учащимся предложено рассмотреть иллюстрации ( виды степей , тундровых территорий, тайги.) , прочитать текст № 5 с описанием природных зон.  Разложить  тексты  к определенным иллюстрациям.  ( можно повесить на доску). Найти похожие черты.

                                                 Текст № 5

Арктическая тундра занимает самые северные районы. Здесь сплошной растительный покров практически отсутствует. В понижениях рельефа и по морозобойным трещинам селятся зеленые мхи, лишайники, низкорослые осоки, куропаточья трава, маки, кассиопея. Встречаются карликовые березки и различные виды северных ив. Значительные площади заняты минеральными осоковыми болотами . Южнее расположена подзона мохово-лишайниковой тундры. На увлажненных участках с суглинистыми почвами преобладают моховые тундры. Здесь помимо мхов растет около 30 видов травянистых растений (куропаточья трава, водяника, мятлик арктический, пушица, осоки). На сухих повышенных местах с песчаными и щебнистыми грунтами развиваются лишайниковые тундры. Растительность представлена кустистыми лишайниками (кладония, алектория, цетрария). В долинах рек, на хорошо прогреваемых склонах располагаются тундровые луга, покрытые цветковыми растениями - лютики, огоньки, валериана и др . Растительный покров кустарниковой тундры представлен, в основном, березкой и ольхой высотой до 0,5-1,5 м. В заболоченных понижениях типичны кустарниковые ивы, багульник, голубика, брусника. Нижний ярус растительности под невысокими кустарничками образуют зеленые и сфагновые мхи. На юге зоны появляется стелющаяся форма сибирской лиственницы, высота стволов которой не превышает 2 м.

Фауна зоны представлена немногочисленными видами млекопитающих (северный олень, песец, лемминги, полевки).

                                                             -12-

 Из птиц постоянно в тундре живут полярная сова и тундряная куропатка.

Весенний прилет перелетных птиц вносит разнообразие в видовой состав - летом здесь встречаются различные гуси, утки, гагары, кулики, а также охотящиеся на них хищники - мохноногий канюк, сокол-сапсан и орлан.

Животный мир лесотундры более разнообразен. Из млекопитающих наиболее обычны горностай, лисица, заяц-беляк, лемминги, полевки, землеройки, в южных районах обитает белка. Зимой из тундры переселяются северный олень и песец, летом с юга прилетает много птиц: дрозды, сокол-сапсан, рогатый жаворонок и др. На юге зоны встречаются таежные виды, такие как росомаха, бурый медведь, щур и трехпалый дятел.

На первый взгляд пейзаж западносибирских степей даже в лучшее время года, в начале лета, сравнительно однообразен. Плоская или слегка волнистая равнина с широким, ничем не ограниченным горизонтом, занятая то массивами злаковых целинных степей, то зеленью посевов зерновых и технических культур, то правильными черными полосами только что вспаханной целины – таков типичный ландшафт, открывающийся перед глазами жителя степной полосы. Лишь местами однообразие этого ландшафта нарушается неглубокими пологосклонными логами и плоскими озерными котловинами с темной зеленью зарослей тростника или блестящими на солнце солончаками, чередующимися с издали бросающимися в глаза, еще неуспевшими пожелтеть под лучами степного солнца «тарначами» – негустыми зарослями степных кустарников.

. Средние температуры года здесь выше 0°; исключение составляют лишь степные районы Восточного Забайкалья, где средние годовые температуры иногда оказываются ниже –3, –4 .Зима в степях не менее холодная, чем в южных районах тайги, но, конечно, менее продолжительная. Температура самого холодного месяца составляет от –15 до –20°, но в забайкальских степях она, как правило, опускается ниже –25 и даже –30°. В отдельные дни здесь бывают морозы –45–50°. Несмотря на такие морозы, снежный покров не достигает большой мощности и распределяется на открытых степных равнинах очень неравномерно.. Сильные зимние ветры нередко почти целиком сдувают снег с повышенных участков степей и уносят его в балки и озерные котловины. По этой причине на оголенных открытых участках целиком вымерзают озимые и сильно иссушаются верхние горизонты почвы. Случаются также кратковременные суховеи – сильные знойные ветры, опаляющие растения и вызывающие быстрое иссушение почвы; иногда они сопровождаются пыльными бурями.

                                               -13-

Сезонная смена растительности здесь выражена наиболее ярко. «...Сказочно быстро изменяется южная степь с наступлением весны. В лучах весеннего солнца тает снег, и в почве, жадно поглощающей живительную влагу, возрождаются к жизни многочисленные скрытые в земле организмы. Из сочных перезимовавших корневищ и луковиц, пробивая тонкую почвенную пленку, тянутся к свету и теплу тысячи всходов, набухают и прорастают семена весенних однолетников. И за короткий промежуток времени в несколько весенних дней на месте серо-желтого покрова, вышедшего из-под растаявшего снега, во всем многообразии оттенков сияет красочный цветочный покров. Синие и желтые ирисы, пестрые тюльпаны, степные пионы, золотистые лютики, белые ветреницы и многие другие формы, различные в разных районах степи, но везде свежие и ясные, сочные и яркие, знаменуют возрождение жизни после долгого зимнего покоя и скрытого подземного существования.

6. Раздать учащимся фрагменты контурной карты с изображение субъектов Российской Федерации (соответственно без надписей). Дать задание приколоть эти фрагменты к определенной территории на политико-административной карте. Цветными карандашами заштриховать и подписать названия республик (красный), краев (желтый), областей (оранжевый), автономных округов (фиолетовый). Выдать для чтения текст с кратким описание понятий - республика, область, край, автономный округ.

Задать вопрос - можно ли закрасить одним цветом все субъекты? ( ответ-в этих субъектах проживает  много народов,  название территории говорит о национальном составе, множество цветов – множество народов! )

Выдать ученикам изображение радуги в любом формате и попросить объяснить соответствие цветов в радуге и на картах: зеленый - равнины, синий- моря, голубой –реки, коричневый –горы, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый- вышеперечисленные субъекты   РФ.

Задать вопрос - а хорошо было бы жить в одноцветном мире? Ответ- нет, должно быть разнообразие во всем: природа, люди… Многообразие цветов дает одну радугу, так и разнообразие на карте создает пространство одной большой страны!

Вопрос: Какую территорию мы сегодня рассмотрели в качестве одной части большой страны? ( Взгляд на обе карты)

Ответ: СИБИРЬ

                                                     -14-

Вопрос - главная тема текстов ? ( природа)

Формулируем тему урока - Природа Сибири.

7. Рефлексия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Методическая разработка урока "Байкал - жемчужина Сибири"

Данный урок помогает развивать  у  учащихся познавательный  интерес к  предмету, создавать условия для формированияумений работать в коллективе, воспитывать то...

разработка урока Природные особенности Западной Сибири

Разработка открытого урока по географии в 8 классе с использованием ГСО....

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири"

Любое дело рук человеческих не рождается вдруг, а растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она ...

Разработка урока по географии 9 кл "Пространство Сибири"

Разработка урока по географии 9 кл "Пространство Сибири"...

Разработка урока по географии 9 кл "Пространство Сибири"

Разработка урока по географии 9 кл "Пространство Сибири"...

Разработка урока географии "Западная Сибирь " 8 класс

На данном уроке   организована работа по усвоению особенностей экономико-географического положения, ресурсной базы и хозяйственной специализации Западной Сибири....