Разработка урока географии "Западная Сибирь " 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Телегина Надежда Ивановна

На данном уроке   организована работа по усвоению особенностей экономико-географического положения, ресурсной базы и хозяйственной специализации Западной Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapadno-sibirskaya_rav.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии

9класс

                                           Тема урока «Западная Сибирь»

Славянская культура

Урок разработала

Телегина Надежда Ивановна

учитель географии

МБОУ ЕСОШ №1

ст. Егорлыкская

2013-2014 уч.год

Цель урока: создать условия для организации работы по усвоению особенностей экономико-географического положения, ресурсной базы и хозяйственной специализации Западной Сибири.

Цели учащихся:

  1. Узнать особенности природы и ЭГП экономического района Западная Сибирь.
  2. Уметь работать с различными источниками знаний и анализировать их.
  3. Оценивать факты и события.
  4. Выполнять задания по образцу, в измененной ситуации и  творческие.

Цели учителя:

  1. Добиться устойчивого внимания учащихся.
  2. Сформировать знания об экономическом районе Западная Сибирь.
  3. Продолжить формировать умение самостоятельной работы с различными источниками знаний.
  4. Создавать ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.
  5. Способствовать развитию свободной творческой деятельности на основе творческого мышления.

Задачи:

Создать условия для:

  • выявления особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала  района;
  • составления “образа территорий”, входящих в состав экономического района Западная Сибирь;
  • составления  характеристики отраслям специализации  района и факторам их развития;
  • определения состояния экономики  и проблем;
  • развития внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовки учащихся к жизни в постиндустриальном обществе;
  • закрепления умения извлекать информацию из карт атласа;
  • раскрывать причины зависимости природно-ресурсного потенциала и                                             отраслей   хозяйства, а также зависимость развития района от особенностей ЭГП;
  • развития познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры.

Оборудование:

Физическая и социально-экономическая карты Западной Сибири; атласы – 9 класс,   контурные карты, учебник

Ход урока

  1. Мотивационный этап.

     Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами говорили о населении Сибири. Давайте проверим знания. Тест состоит из трех частей. Каждая часть имеет разный уровень сложности. На оценку «3» вы можете выполнить только первую часть; «4» - первую и вторую; «5» - все три части. Время выполнения 8 минут. Удачи.

Проверка домашнего задания.

I часть.

1. Не являются народом севера:  а) якуты; б) манси; в) эвенки; г) калмыки.

2. Русские составляют меньшинство в:

а) республике Тыве;

б) Ханты – Мансийском АО;

в) республике Саха – Якутия.

3. Сдвиг населения на юг в 19 в. был связан:

а) за пушниной;

б) сельскохозяйственное освоение земель;

в) строительство Транссибирской магистрали.

4.   Крупнейший научный центр Сибири:

а) Иркутск; б) Новосибирск; в) Омск.        

5. Присоединение Сибири к Русскому государству началось с похода:

а) Хабарова Е.П.;  б) Дежнева С.И.;  в) Ермак Тимофеевич Аленин.

II часть.

Какие из народов Сибири исповедуют буддизм и почему?

III часть.

Сибирь всегда была местом ссылки из Центральной России. Как вы думаете, какое влияние могли оказывать на местное население ссыльные?

Проверка домашнего задания.

Учитель. Кто выполнил работу без ошибок?

Какое задание было сделано неправильно? Давайте разберемся.

  1. Планируемый  этап.

          Мы продолжает изучение Азиатской части России. Сегодня нам предстоит познакомиться с экономическим районом Западная Сибирь.

 ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Вспоминать тебя мне неохота,
Память не тревожа и не зля,
В вечном утонувшая болоте
Западно-Сибирская земля!

Учитель. М.В.Ломоносов писал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью».

Проблемный вопрос: Почему так считал М.В.Ломоносов?

Учитель. Правы вы или нет, давайте это выясним.

В народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Мы будем следовать этим мудрым словам, и работать все вместе.

        Экономику Западной Сибири мы будем изучать 2 часа. Давайте определимся с задачами урока. С чего начинается знакомство с экономическим районом? Что мы хотим узнать? (учащиеся определяются с задачами урока, обсуждают их в паре).

И так сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:

1. Выявить состав и особенности ЭГП экономического района Западная Сибирь.

2. Оценить  природные условия и природные ресурсы Западной Сибири для развития хозяйства региона.

3. Определить отрасли специализации Западной Сибири.

4. Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.

Задание 1.  Работая с политико-административной картой России, определите состав экономического района Западная Сибирь. Тот, у кого это задание вызывает затруднение, можете использовать карту в учебнике на стр. 221.

Состав:

5 областей – 1. Тюменская (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО);

                      2. Новосибирская;

                      3. Томская;

                      4. Омская;

                      5. Кемеровская.

1 край -  Алтайский край (г. Барнаул).

1 республика - Алтай (г. Горно-Алтайск).

Учитель. Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать один из двух вариантов:

I вариант. Оценка ЭГП по плану:

Положение по отношению к природным объектам.

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

II вариант.  заполните пропуски в тексте.

Площадь района составляет_______км2.

Здесь проживает________тыс. чел.

Западная Сибирь - это район России, который граничит с  3 государствами: _________________.

Российскими соседями являются ____________________ районы.

На Севере Западная Сибирь имеет выход к_______морю.

Состоит район из_____субъектов:____областей,____автономных округов,____края,_____республики.

По территории района проходят две важные транспортные магистрали_______________

Наиболее тесные связи налажены с______________экономическим районом.

Выгоды  ЭГП  Западной Сибири  заключаются  в _________________

Отрицательным фактором является_____________.

  Проверка задания:

  1. Поднимите руки, кто правильно оценил ЭГП района?
  2. В чем были затруднения?

Учитель: Разные части России отличаются природными условиями

Задание 2. Работа в парах.

 Дайте краткую характеристику природных условий Западной Сибири. В чем отличие природных условий? Оцените природные условия (слайд №9,10) (задания по выбору).

I вариант. Заполните таблицу, работая с картами атласа.

Западная Сибирь

Рельеф

Низменность – Западно-Сибирская равнина

На юге горы Алтай

Климат

 С     Арктический

  Ю   Континентальный

Воды

Обь и ее притоки, болота

Почвы

1/3 всех почв – вечная мерзлота, 4/5 подзолистые почвы, на юге черноземы

Природные зоны

Широтная зональность:

С   Арктическая пустыня

      Тундра

      Тайга

      Лесостепи

Ю  Степи      

II вариант. Работая с текстом учебника, оцените природные условия Западной Сибири. Сделайте вывод.

Вывод: освоение территории осложнено заболоченностью территории, вечной мерзлотой, полярной ночью на севере Западной Сибири.

Проверка задания.

1. Оцените  свою работу в группе по пятибалльной системе.

2. Оцените работу своего напарника.

3. Что вызвало затруднения?

Задание 3. Работа в парах. Определите по карте атласа, какие природные ресурсы (минеральные, лесные, водные, почвенные) имеет район. 

Варианты выполнения задания (по выбору учащихся):

I вариант. Нанесите природные ресурсы  на контурную карту. Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири.  

II вариант. Покажите по карте основные природные зоны Западной Сибири. Какими природными ресурсами они одаривают человека? Как используются эти ресурсы? (работа в парах).

Сформулируйте вывод: Западная Сибирь (богата, небогата) природными ресурсами, особенно_________ .

Вывод.

Проблемный вопрос: Чем объяснить, что в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа?

Если вопрос вызывает у вас затруднения, воспользуйтесь учебником стр.224.

      Проверка задания.

  1. Кто не справился с заданием? Почему?
  2. Поменяйтесь картами и оцените работу друг друга.

Задание 4. Варианты задания по выбору учащихся:

I вариант. Используя знания о природных ресурсах, предположите, какие отрасли хозяйства будут развиты в Западной Сибири. Выпишите отрасли в таблицу.

Отрасли специализации

Продукция отраслей

Центры и районы

II вариант. Какие специальности будут востребованы в этом регионе? (работа в парах).

При проверке задания заслушиваются оба варианта ответов.

Учитель. 1. Почему вы выбрали именно этот вариант задания?

  1. Кто сделал ошибки при выполнении задания?

Идет процесс выравнивания.

Продолжим работу с таблицей на следующем уроке.

Вы много сегодня узнали о Западной Сибири. Какие  экологические проблемы возникли в этом районе в связи с хозяйственной деятельностью?

Экологические проблемы:

  1. Уничтожение оленьих пастбищ.
  2. Загрязнение рек нефтью.
  3. Загрязнение воздуха в районе  угольной пылью, дымом.
  4. Эрозия почв.
  5. Заболоченность.

А вот как решить эти проблемы – это будет ваше домашнее задание.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

 Задание. Оцените свою работу на уроке. Максимальный бал – 8.

Показатели

Оценка

Моя самооценка

Меня оценила группа

Степень сотрудничества с учащимися

Степень сотрудничества с учителем

Итоговая оценка

4. Домашнее задание: § 49-50

  1. Определите пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь.
  2. Готовимся к ГИА (тестовое задание для каждого учащегося).

     Тест ГИА.

1. В западной Сибири зона севера занимает:

  1. Большую часть территории;
  2. Примерно половину;
  3. Меньшую часть.

2. Какая природная зона отсутствует на Западно- Сибирской равнине?

  1. тундра
  2. тайга
  3. смешанные леса
  4. широколиственные леса

3. Из ресурсов Западной Сибири наибольшее значение для страны имеют:

  1. Лесные;
  2. Топливно-энергетические;
  3. Рудные.

4. Комплекс конструкционных материалов развит в Западной Сибири:

  1. На севере;
  2. На юге.

5. Установите соответствие:

Природные ресурсы

Месторождения

  1. Нефть.
  2. Газ.
  3. Уголь.
  4. Железная руда.

А. Уренгойское.

Б. Горная Шория.

В. Сургутское.

Г. Кузнецкий бассейн.

Ответ запишите в таблицу:  

А

Б

В

Г

2

4

1

3

6. Хозяйство Западной Сибири в основном использует ресурсы:

  1. Собственные;
  2. Привозные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...