Рабочая программа для 10-11 классов.
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа разработана для 10-11 классов, составлена на основе авт. Максаковсккий В.П. - М. Просвещение, 2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass11_2018.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

 Городского округа Солнечногорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чашниковская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________________

141592 Московская обл.,

г. о. Солнечногорск,                                                      

д. Чашниково,

м-рн. Новые дома, стр. 11-ш

тел./факс.8-499-736-74-67

e-mail: chashnikovo@list.ru

«Утверждаю»

Директор школы                            Панина А.Б.

«            »  сентября 2019 г.

Приказ №

Рабочая программа

 по географии

для 10 – 11 классов

на 2019 - 2020 учебный год

Разработана: Лукошкиной О.Ю

учитель первой категории

        

Чашниково, 2019

Пояснительная записка

  • Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней (полной) общей школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по географии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Данная программа  по географии  10-11 классы составлена на основе авт. Максаковский В.П. – М.: Просвещение, 2015.

Цели и задачи предмета:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
  • разнообразие народов и стран, особенности их хозяйственной деятельности и культуры.
  • представлять географическую картину мира, которая опирается на географические взаимосвязи общества и природы;
  • комплексное географическое страноведение;
  • воспроизводство и размещение населения, мирового хозяйства и географическое разделение труда.
  • сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • опираться на понимание географических взаимосвязей общества и природы;
  • ориентироваться на формирование общей культуры и мировоззрения.
  • уметь выполнять задачи общего образования;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • раскрывать географические аспекты глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий;
  • сформировать навыки познавательного интереса к другим народам и странам;
  • применять метод моделирования геоинформационных систем;
  • давать комплексную характеристику стран;
  • применять и использовать географические карты в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоение учебного предмета.

В результате обучения учащиеся должны

Знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание обучения

Введение (1 час)

1.Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

       Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Раздел 1. Общая характеристика мира (34 часа)

Тема 1.Современная политическая карта мира(5 часов)

     Что такое политическая карта мира?   События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии.

Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.

Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

   Практические работы: 1.Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2.Характеристика политико-географического положения страны (по выбору)

Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды ( 5 часов)

  Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

   Практические работы: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)

 Тема 3.География населения мира ( 6часов)

     Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

 Практические работы: 1.Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Тема 4 .Научно-техническая революция и мировое хозяйство ( 5  часов)

     Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление.

Эволюционный и революционный пути развития.

Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства ( 13  часов)

        Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

    Практические работы:

1.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Раздел 2. Региональная характеристика мира (30 часов)

    Тема 1. Зарубежная Европа ( 6часов)

    Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия ( 10часов)

    Тема 3. Африка ( 4 часа)

    Тема 4. Северная Америка ( 7 часов)

    Тема 5. Латинская Америка (  4 часа)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

      Практические работы:  1.Составление картосхемы производительных связей стран Восточной Европы

2.Доказать наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере развитых стран

3.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

4.Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии,  Африки, Латинской Америки (по выбору)

   

Часть 3. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

     Тема 1.Глобальные проблемы человечества (2 часа)

 Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Заключение  ( 1час)

 

В результате обучения учащиеся должны

Знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Тематическое планирование для 10 класса.

Тема

Количество часов

Введение

1

Общая характеристика мира

33

Современная политическая карта

5

География мировых природных ресурсов

5

География населения

6

Научно-техническая революция

5

География отраслей народного хозяйства

13

Календарно-тематическое планирование для 10 класса.

урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Введение- 1

1

Социально- экономическая география в системе географических наук.

Общая характеристика мира – 33

Современная политическая карта - 5

2

Политическая карта мира

3

Многообразие стран мира.

4

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

5

Государственный строй стран мира.

6

Обобщение по теме «Политическая карта мира».

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды – 5 часов.

7

Взаимодействие общества и природы.

8

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

9

Земельные и водные ресурсы стран мира.

10

Биологические, климатические и рекреационные ресурсы.

11

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Обобщение по теме «География природных ресурсов»

География населения мира – 6 часов.

12

Численность и воспроизводство населения.

13

Состав. Структура населения.

14

Размещение и миграции населения.

15

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.

16

Городское и сельское население. Население и окружающая среда.

17

Обобщение по теме «Население мира».

Научно-техническая революция и мировое хозяйство – 5 часов.

18

Характеристика научно-технической революции.

19

Мировое хозяйство.

20

Воздействие НТР на мировое хозяйство.

21

Территориальная структура хозяйства и региональная политика.

22

Факторы размещения производительных сил.

География отраслей мирового хозяйства 13 часов.

23

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность.

24

Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики. Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии.

25

Горнодобывающая промышленность, её значение и структура. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.

26

Особенности географии машиностроительной. Химической, лесной и текстильной промышленности. Промышленность и окружающая среда.

27

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

28

Животноводство и рыболовство.

29

География транспорта мира. Сухопутный транспорт.

30

Водный и воздушный транспорт.

31

География международных экономических отношений.

32

Международная торговля.

33

Международный туризм. Непроизводственная сфера.

34

Обобщение «География отраслей мирового хозяйства»

Контроль уровня достижения планируемых результатов.

- Тесты по темам: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», География населения Мира», «Научно-техническая революция», «География отраслей народного хозяйства», «Зарубежная Европа», Зарубежная Азия», «Африка», «Северная Америка», «Латинская Америка».

- Практические работы по темам: «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору), «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира», «Составление экономико-географической характеристики одной из стран (по выбору)», Сравнение картосхемы производительных связей стран Восточной Европы», «Сравнительная развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)»

- Контрольные работы: «География мировых природных ресурсов», «География отраслей мирового хозяйства», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия».

Материально-техническое обеспечение образовательного процессса.

- Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2013.

- Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2018.

- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2015 г.

    - Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту  - В.П.Максаковского 10 класс (М.:Просвещение), М.: Вако, 2015г.

Тематическое планирование для 11 класса

        

Тема

Количество часов

Региональная характеристика мира

31

Зарубежная Европа

6

Зарубежная Азия

9

Австралия и Океания

1

Африка

4

Северная Америка

7

Латинская Америка

4

Глобальные проблемы человечества

2

Обобщение по курсу

1

        

Календарно-тематическое планирование для 11 класса.

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Региональная характеристика мира - 31

Зарубежная Европа – 6 часов

1

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Европы.

2

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства.

3

Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география. Сельское хозяйство.

4

Географический рисунок расселения хозяйства.

5

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

6

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

Зарубежная Азия – 9 часов.

7

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии.

8

Население: особенности воспроизводства, проявление демографического взрыва.

9

Хозяйство: уровень развития и международная специализация.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

10

Субрегионы Зарубежной Азии.

11

Хозяйство Китая: достижения и проблемы.

12

Япония: территория, границы, положение. Население.

13

Хозяйство Японии.

14

Индия: территория, границы, положение. Население. Общая характеристика хозяйства.

15

Обобщение по теме «Зарубежная Азия».

Австралия и Океания – 1 час.

16

Географическая картина Австралии и Океании.

Африка – 4 часа

17

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.

18

Хозяйство: место Африки в мире.

19

Деление Африки на субрегионы. Северная и тропическая Африка.

20

ЮАР – экономически развитое государство Африки.

Северная Америка – 7 часов.

21

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.

22

США: территория, границы, положение. Государственный строй, население.

23

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике.

24

География промышленности, сельского хозяйства. Охрана окружающей среды.

25

Макрорегионы США.

26

Канада.

27

Зачёт по теме «Северная Америка».

Латинская Америка – 4 часа.

28

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки.

29

Население Латинской Америки.

30

Хозяйство Латинской Америки.

31

Бразилия.

Глобальные проблемы человечества- 3 часа.

32

Понятие о глобальных проблемах.

33

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.

34

Повторение по курсу.

Контроль уровня достижения планируемых результатов.

- Тесты по темам: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», География населения Мира», «Научно-техническая революция», «География отраслей народного хозяйства», «Зарубежная Европа», Зарубежная Азия», «Африка», «Северная Америка», «Латинская Америка».

- Практические работы по темам: «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору), «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира», «Составление экономико-географической характеристики одной из стран (по выбору)», Сравнение картосхемы производительных связей стран Восточной Европы», «Сравнительная развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по выбору)»

- Контрольные работы: «География мировых природных ресурсов», «География отраслей мирового хозяйства», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия».

Материально-техническое обеспечение образовательного процессса.

- Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2013.

- Географический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2018.

- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2015 г.

    - Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту  - В.П.Максаковского 10 класс (М.:Просвещение), М.: Вако, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...