Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.
учебно-методический материал по географии (10 класс)

Анисимова Елена Валентиновна

 Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           Анисимова Е.В., учитель географии

ГБОУ средняя школа №376 Московского района

Г, Санкт -Петербурга

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 10

Автор УМК: А.П. Кузнецов. География. 10-11 классы

Тема урокаМировая транспортная система.Тип урока: открытие нового знания

Планируемые  результаты:

Личностные: воспитывать любовь к родине, причастность к ее процветанию, развить самостоятельное мышление, повысить интерес к обучению.

Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.

Планируемый предметный результат:

 определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях транспорта в странах разного типа; познакомить со странами -  лидерами по основным видам транспорта; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР;

этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

методы, приемы , техники

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1 орг момент

Приветствие, проверка отсутствующих, готовность учащихся ,

Подготовка к учебной деятельности,

Отчет дежурного

Регулятивные УУД (организация свое деятельности)

готовность учащи хся к восприятию материала

2 мотивация

Демонстрирует мини-фильм про историю расцвета и упадка города Петры, который стоял на перекрестке транспортных путей  (Иордания)

Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках.

Задает вопрос о том, какая тема урока,

Что узнаем?

Чему научимся?

Что для этого необходимо?

Для чего необходимы эти знания?

Смотрят отрывок видео и делают вывод о том, что потеряв значение как важный транспортный узел, город пришел к упадку.

Называют тему урока.

Высказывают предположения о картине мира, в котором отсутствует транспорт

«Что бы было, если бы…»

Определение целей и задач урока

Планирование урока:

1познакомиться с мировой транспортной системой.

2 узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.

3 дать характеристику видов транспорта.

4 знать об особенностях транспорта в странах разного типа.

5 поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.

Дискуссия на основе предложен-ных фактов,

Выдвижение гипотез

«Мозговой штурм», планирова-ние урока

Развитие личностных (смыслообразова-ние), познавательных (целеполагание) (анализируют,

аргументируют

свою точку зрения),

коммуникативных

(планирование сов-

местных действий) регулятивных (целеполагание, планирование)

принимают и сохраняют учебную задачу и цель Формулируют цели и задачи урока,

Учащиеся делают выводы о роли транспорта как «кровеносной системе хозяйства»

3 действия для приобретения недостающих знаний:

Актуализация опорных знаний

Предлагает вспомнить

материал 9 класса,

Задает вопрос:

Что такое транспорт?

предлагает кластеры, которые надо дополнить, чтобы ответить на вопросы Виды транспорта, Мировая транспортная система

Задает вопрос:

Каким образом можно измерить работу транспорта?

Используют полученные знания в 9 кл «Транспорт России», Отвечают на вопрос, дают формулировку.

Заполняют схему «Классификация видов транспорта» Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный.(слайд №2 изображения )

Заполняют схему

формулируют понятие, исходя из зрительных образов (на слайде изображение самолета, аэровокзала, взлетной полосы). “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”.

Поиск определений в словаре (грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность, воздушная трасса)

Фронталь-ная беседа на основе слайдов

Работа со словарем

Развитие познавательных      ( поиск, выделение необходимой информации, формирование общеучебных навыков)

Регулятивных

УУД

Дают определение понятия транспорт, транспортная система,грузооборот, пассажирооборот, грузоподъемность,  

Называют виды транспорта, записи в тетради

4 Выявление и освоение  способа действий

Организует работу в группах

Предлагает ответить на вопрос: В чем географические различия в мировой транспортной системе”.

Предлагает представить работу групп

Группа №1 составляет круговую диаграмму на основании статистических данных “Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”.

Группа №2

Анализ учащимися карты «Мировой транспорт» из школьного атласа.

Заполняют таблицу

Группа №3, №4, №5, №6

Группы презентуют свою работу, обмениваются вопросами

Работа в группах

Анализ карты

Составление диаграммы

Заполнение таблицы

Развитие познавательных (формирование общеучебных навыков) (умение презентовать свою работу)

Регулятивных

Коммуникативных (планирование совместной деятельности)

УУД

Дают характеристику отдельным видам транспорта,

Заполнение таблицы,

диаграммы

5 Контроль и самоконтроль

Предлагает занимательные задания

Тайны транспорта

Тесты

Высказывают свои гипотезы

тестирование

Интеллек

туальная разминка

тесты

Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль)

Тестирование (контроль)

6 Этап коррекции знаний и способов действий

Предлагает сравнить полученные результаты работы групп с эталоном (содержанием учебника)

Работают с учебником

Делают выводы

Прием «Опрос эксперта»

Регулятивные  УУД (контроль и коррекция)

Формулировка выводов

7 Включение содержание в контекст решения жизненно важных задач

Задает вопросы:  о Перспективах  и проблемах развития транспортной системы.

1Какой вид транспорта имеет наибольшие перспективы развития в 21 веке и почему?

2 Каким требованиям должен отвечать транспорт 21 века?

Каковы перспективы развития транспортной системы в России? в Крыму?

Предлагает провести деловую игру

Ваши предложения по развитию транспортной системы в  Крыму.

Высказывают предположения о влиянии НТР на развитие транспорта:

увеличение грузоподъемности; увеличение пропуск-ной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости;увеличение скорости, создание новых видов транспорта; Использование новых видов топлива; увеличение скорости и грузоподъёмности транспорта;

Высказывают предположения о развитии транспортной системы в Крыму: строительство железной дороги Керчь-Симферополь, модернизация паромной переправы, строительство моста или туннеля, который соединит Крымский полуостров с материком, ремонт и реконструкция старых магистралей, развитие портов, уменьшение загрязнения воздуха транспортом путем использования новых видов транспорта.

Дискуссия

Высказыва-ние гипотез

Деловая игра

Развитие познавательных

Регулятивных

Коммуникативных

УУД

Деловая игра

Проблемы и перспективы развития транспорта

В мире, России, Крыму

8 Подведение итогов

рефлексия

Предлагает оценить работу в группах, подводит итоги урока, выставляет оценки,

Мотивирует на дальнейшую учебную деятельность,

Знакомит с домашним заданием

Оценивают свои достижения на уроке, определяют все ли пункты плана они рассмотрели, какие умения они приобрели, что нового узнали, каким способам деятельности научились: Какова была тема урока? Какова была цель урока? Что узнали нового? Достигли ли мы цели?

Выбирают проекты, которые им интересны, например, Необычные аэропорты мира

Изобретения, которые изменят работу транспорта

Рефлексия

«микрофон»

Развитие личностных (смысло-образование), коммуникативных (общение с учителем) Регулятивные(оценка, волевая саморегуляция)

Ответы на вопросы учителя

Домашнее задание

Параграф 17

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Карточки для индивидуальной работы  групп:

1

Задание для группы № 1 Автомобильный транспорт

1.Стоимость перевозок

2.Место железнодорожного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)

3. .Место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте «Структура мирового грузо- и пассажирооборота»)

4.Страны с наибольшей протяжённостью автомобильных дорог

5.Наибольшая плотность автодорог (работа с картой «Мировой транспорт») 

Задание для группы №  2 Авиационный транспорт:

1 место и роль воздушного транспорта в мировом пассажирообороте   (работа с таблицей)

2 Каково место воздушного транспорта в мировом грузообороте (работа с таблицей)

3 Какие страны выделяются по развитию воздушного транспорта(работа с картой «Мировой транспорт») 

4 Назовите крупнейшие аэропорты мира(работа с картой «Мировой транспорт»)

2 Задание для группы №  3Водный транспорт

1 Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта – морскому?

(Морской транспорт обслуживает 4/5 всей международной торговли).

2 Как влияет на водный Транспорт НТР: Увеличились скорости, грузоподъёмность судов (Наливные грузы – танкеры; Навалочные и насыпные грузы; Контейнерная революция.)

3 Порты универсальные и специализированные (работа с картой «Мировой транспорт») 

4 Каналы и проливы, важнейшие перекрёстки мировых морских трасс(работа с картой «Мировой транспорт») 

ТЕСТЫ:

1 По протяженности автомобильных дорог лидирует

1 Япония                 2  Германия         3 США             4 Канада

2 по протяженности железных дорог лидирует:

1 Россия   2 Бразилия 3 Австралия   4   Египет

3 выберите две страны , лидирующие по тоннажу морского торгового флота:

1 США И Китай    2 Индия и Япония   3 Норвегия и Канада    4 Панама и Либерия 

4 Какой регион занимает первое место в мире по густоте автомобильных и железных дорог?

1Западная Европа  2 Южная Азия   3 Северная Америка   4 Австралия и Океания

5 самый крупный по грузообороту порт мира находится в

1Германии   2 США   3 Нидерландах   4  Японии

6 В какой стране находится половина самых крупных аэропортов мира?

1 Япония  2 США   3 Франция   4 Китай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан"

Урок может быть применен при изучении темы "Гидросфера" в 6 классе. На уроке раскрываются основные понятия, связанные с изучением Мирового океана....

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....

Технологическая карта урока географии в 5 классе «Мировой океан и его части»

Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и первичное закрепление нового материала.Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, Формировать способ...

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан, его части"

формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; - формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на ко...

Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...