календарно-тематическое планирование 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Терехова Татьяна Николаевна

Календарно-тематическое планирование 8 класс к учебнику А. И. Алексеева "География России. Природа и население

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_8_klass.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

( МКОУ «Дракинская СОШ»)

        

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей  естественно-математического циклаПротокол № 1

от «         »  __________ 2019 г.,

Руководитель:   ________     /Михайлова Н. А./

Согласовано

заместитель директора по УВР

________/________________/

      «_____» «__________ » 2019г

Утверждено:                

 Директор школы:

_________    /_________ /

«_____» «__________ » 2019 г

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

                                                         Класс 8

                                             2019-2020 учебный год

                                                                  Ф. И.О. учителя:   Терехова Т. Н.

с. Дракино

2019 г

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа ««География России. Природа и население» составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев.

Данную программу реализует  учебник: А.И. Алексеев, В.А. Низовцев,  География России. Природа и население (издательство «Дрофа»)

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Количество часов  в неделю: 2 часа,   в год: 70 часов

Цель курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

        

Задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны на ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • Вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

   Нормативно-правовая базаНастоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд.,

перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. --  (Стандарты второго поколения).

       3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета  на этапе основного общего образования.

Форма контроля. Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Учебно-методический комплекс

  1. Учебник для  8 класса общеобразовательных учреждений “География России. Природа и население” под редакцией А.И. Алексеева, книга первая. Москва, изд. “Дрофа”, 2016
  2. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. – М.: Просвещение, 2007

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

●воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

●формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-формирование ответственного отношения к  учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

● формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

●формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

●освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

● развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

●формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

● формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

●формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

●развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Географияросии. Природа и населеение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

8 класс

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература,  приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

8  класс

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении России и её отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

8 класс

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

Предметные результатыосвоения основной образовательной программы по географии:

  1. Называть и (или) показывать:
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государства;
  • особенности   географического  положения,   раз меры территории, протяженность морских и сухо путных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  по годы в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленно го, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных место рождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, сектора ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства от дельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

Содержание программы.

Введение  (2 часа).

    Изучение географии как один из способов познания  окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того,  чем живут люди, как они взаимодействуют  с окружающей средой и изменяют  её. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.                                               Практическая работа №1.  Ознакомление с тематическими картами, решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот).

Раздел  -  1.  Пространства  России (9 часов).

     Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное  устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.  Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний  Восток на рубеже  19 – 20 вв. Завершение процесса расширения территории в 20 веке, перелом в миграциях расселения. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географическое описания. Развитие теоретического знания – выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории. Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств ранее входивших в состав СССР. 2. Определение разницы во времени отдельных территорий. 3. Оценка особенностей географического положения России.                  Практическая работа №2 Определение по физической карте России географических координат крайних точек, границ России, нанесение их на к/к.Практическая работа №3 Решение задач на определение поясного времени.

Раздел  -  2.  Природа  и  человек.

Тема  1.   Рельеф  и  недра России(5 часов).

     Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.  Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на  природу,  хозяйство,  жизнь населения. Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.  Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно – ледниковый рельеф. Вода – «скульптор лика земли». Карстовые процессы.  Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.      Богатства недр России.  Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве.  Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых  на окружающую среду. Рекультивация  земель.                                                                         Практическая работа №4 Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

Тема   2.   Климат(6 часов).

     Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа   на количество тепла. Сезонность главная особенность климата России. Россия холодная страна. Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная  солнечная радиация, их  различия на разных  широтах.  Закономерности циркуляции воздушных масс.  Атмосферные  фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.  Разнообразие типов климата  нашей страны  и разнообразие  условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко  континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический  климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

 Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к  климатическим условиям. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.Практическая работа №5 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов России.

Тема   3.  Богатство  внутренних  вод  России(5 часов).

     Роль воды на Земле. Реки.  Значение рек в заселении и освоении  территории  России. География российских рек. Сточные области.  Формирование  и строение речной долины. Базис эрозии. Речные  бассейны и водоразделы.  Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек(расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих рек для хозяйства и жизни населения. Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия. Разнообразие и значение озёр России.  Происхождение озёрных котловин.  Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения  по территории  страны.  Вода в жизни человека. Водные ресурсы.  Реки – транспортные артерии страны. Каналы – рукотворные  реки.  Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое. Проблемы рационального  использования водных ресурсов.                                                                  Практическая работа №6 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

Тема  4.  Почвы – национальное достояние страны(4 часа).

    Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий тип хозяйства. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело. Факторы почвообразования. Гумус вещество присущее только почве. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном  профиле.  География почв России.  Их особенности,  распространение по территории  России. Почвенная  карта.  Почвы и урожай.  Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы.  Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений.    Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв.   Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема  5.  В природе  всё  взаимосвязано(3 часа).

      Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.  Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности. Человек и ландшафты. Природно  – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты причины их возникновения и условия их существования. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты. Практическая работа № 7 Выявление зависимости между природными компонентами на примере одной из зон.

Тема  6.  Природно – хозяйственные зоны в России (11 часов).

     Учение о природных зонах.  В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических  зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.   «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое  расселение. Экологические  проблемы.  Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таёжных ландшафтах Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения  тайги. Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота.  Торф и его свойства. Роль болот в природе.  Что дают болота человеку?  Смешанные леса – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса  Восточно – Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.  Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов.  Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов – зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.   Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы.  Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах.  Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.  Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов  Кавказских и Уральских  гор, гор Сибири и Дальнего Востока.  Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.                                                                             Практическая работа №8  Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

Тема   7.  Природопользование и охрана природы России(6 часов).

        Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления.  Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории

Раздел  -  3.  Население  России(18 часов).

Тема  1. Сколько нас Россиян? (2 часа).

        Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.  Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.  Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Тема  2.  Кто мы?  (2 часа)

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Регионы и местности России с преобладанием мужчин и женщин. Половозрастная пирамида населения России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста.  Факторы старения населения и сохранения высокой доли молодёжи. Диаграммы как источники географической информации. Их виды.

Тема  3.  Куда и зачем  едут  люди? (3 часа)

       Виды миграций населения. Факторы миграций.  Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.  Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России. Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения.  Картограмма как вид географической информации.

Тема  4.  Человек и труд. (1 час)

      Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема  5.  Народы  и  религии  России.(3 часа)

   Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.  Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приёмы их чтения и анализа. Связь географии народов  и административно – территориального  деления России. География русского языка. Значение русского языка для нерусских народов России.   Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на  повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема  6.  Где  и  как  живут  люди?(7 часов)

       Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных  районах России  и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Различие городов по людности, по функциям. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества.  Города России историческое формирование их сети.  Типы городов России.   Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Люди – главное богатство страны. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.   Практическая работа № 9 Определение по статистическим источникам плотности населения, доли городского и сельского  населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока в теме

Раздел.      Тема урока

Практические работы

 Дата

план

факт

                                                                   Введение (2 часа).

1

1

Что изучает физическая география России.

3.09.19

3.09.19

2

2

Практическая работа №1.

№1. Ознакомление с тематическими картами, решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот).

6.09.19

4.09.19

                                      Раздел 1 Пространства России (9 часов).

3

1

Россия на карте мира

10.09.19

10.09.19

4

2

Границы России.

13.09.19

11.09.19

5

3

Практическая работа № 2.

№2 Определение по физической карте России географических координат крайних точек, границ России, нанесение их на к/к.

17.09.19

17.09.19

6

4

Россия на карте часовых поясов.

20.09.19

18.09.19

7

5

Практическая работа № 3.

№3 Решение задач на определение поясного времени.

24.09.19

24.09.19

8

6

Формирование территории России.

27.09.17

25.09.17

9

7

Географическое изучение территории России.

1.10.19

1.10.19

10

8

Обобщение по теме: «Пространства России».

4.10.19

2.10.19

11

9

Итоговое тестирование по теме: «Пространства России».

8.10.19

8.10.19

Раздел  -  2.  Природа  и  человек.                   Тема 1.Рельеф и недра России (5 часа)

12

1

Строение земной коры на территории России.

11.10.19

9.10.19

13

2

Важнейшие особенности рельефа России.

15.10.19

15.10.19

14

Современное развитие рельефа.

18.10.19

16.10.19

15

3

Практическая работа № 4.

№4Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам.

22.10.19

22.10.19

16

4

Использование недр.

25.10.19

23.10.19

17

5

Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России».

5.11.19

5.11.19

                              Тема 2   Климат России (6 часов).

8.11.17

18

1

Общая характеристика климата России.

8.11.19

6.11.19

19

2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

12.11.19

12.11.19

20

3

Распределение температур и осадков.

15.11.19

13.11.19

21

4

Типы климата нашей страны.

19.11.19

19.11.19

22

5

Климат и человек.

Практическая работа №5

№5 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов России.

22.11.19

20.11.19

23

6

Тематический контроль по теме: «Климат России».

26.11.19

26.11.19

                       Тема 3 Богатство  внутренних вод России (5 часа).

29.11.17

24

1

Реки.

29.11.19

27.11.19

25

2

Реки. Практическая работа №6

№6 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

3.12.19

3.12.19

26

3

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

6.12.19

4.12.19

27

4

Человек и вода.

10.12.19

10.12.19

28

5

Итоговое тестирование   «Внутренние воды».

13.12.19

11.12.19

Тема 4          Почвы – национальное достояние (4 часа).

29

1

Почвы – «особое природное тело».

17.12.19

17.12.19

30

2

География почв России.

19.12.19

17.12.19

31

3

Почвы и урожай

24.12.19

24.12.19

32

4

Рациональное использование и охрана почв.

27.12.19

25.12.19

Тема 5       В природе все взаимосвязано (3 часа).

33

1

Понятие о природном территориальном комплексе.

Практическая работа № 7.

№7 Выявление зависимости между природными компонентами на примере одной из зон.

14.01.20

14.01.20

34

2

Свойства природных территориальных комплексов.

17.01.20

15.01.20

35

3

Человек в ландшафте.

21.01.20

21.01.20

Тема 6 Природно-хозяйственные зоны России (11 часов).

36

1

Учение о природных зонах.

24.01.20

22.01.20

37

2

«Безмолвная» Арктика.

28.01.20

28.01.20

38

3

Чуткая Субарктика.

31.01.20

29.01.20

39

4

Таежная зона.

4.02.20

4.02.20

40

5

Болота.

7.02.20

5.02.20

41

6

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов.

11.02.20

11.02.20

42

7

Лесостепи и степи.

14.02.20

12.02.20

43

8

Полупустыни, пустыни, субтропики.

18.02.20

18.02.20

44

9

«Многоэтажность» природы гор.

21.02.20

19.02.20

45

10

Человек и горы. Практическая работа № 8

№8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.

25.02.20

25.02.20

46

11

Итоговое тестирование   по теме «Природно-хозяйственные зоны России»

28.02.20

26.02.20

                Тема 7 Природопользование и охрана природы в России (6 часов).

47

1

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

3.03.20

3.03.20

48

2

Рациональное использование природных ресурсов.

6.03.20

4.03.20

49

3

Рациональное использование природных ресурсов (продолжение).

10.03.20

10.03.20

50

4

Охрана природы и охраняемые территории.

13.03.20

11.03.20

51

5

Обобщение по теме: «Природа и человек»

17.03.20

17.03.20

52

6

Итоговое тестирование по теме: «Природа и человек».

20.03.20

18.03.20

Раздел 3  Население России (18 часов).

  Тема 1. Сколько нас – россиян? (2 часа)

53

1

Численность населения

4.04.20

4.04.20

54

2

Воспроизводство населения

6.04.20

6.04.20

Тема 2. Кто мы? (2 часа)

55

1

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).

10.04.20

8.04.20

56

2

Возрастной состав населения России.

14.04.20

14.04.20

Тема 3. Куда и зачем едут люди? (3 часа)

57

1

Миграции населения в России.

17.04.20

15.04.20

58

2

Внешние миграции – В Россию и из нее.

21.04.20

21.04.20

59

3

Территориальная подвижность населения.

24.04.20

22.04.20

Тема 4. Человек и труд (1 час)

60

1

География рынка труда.

28.04.20

28.04.20

Тема 5. Народы и религии России (3 часа)

61

1

Этнический состав населения

30.04.20

29.04.20

62

2

Этническая мозаика России.

5.05.20

5.05.20

63

3

Религии народов России

8.05.20

6.05.20

Тема 6. Где и как живут люди? (7 часов)

64

1

Плотность населения.

12.05.20

12.05.20

65

2

Расселение и урбанизация.

15.05.20

13.05.20

66

3

Города России

19.05.20

19.05.20

67

4

Сельская Россия.

22.05.20

20.05.20

68

5

Практическая работа №9

№9 Определение по статистическим источникам плотности населения, доли городского и сельского  населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

26.05.20

26.05.20

69

6

Обобщениепо теме: «Население России»

27.05.20

27.05.20

70

7

Обобщение материала, изученного в 8 классе

29.05.20

29.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс  Г.В.Дорофеев и др....

Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова

Календарно - тематический план 10 класс  Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова...