«Проектная деятельность на уроках географии»
материал по географии

Надежда Олеговна Ковалева

география

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_geografii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Объектом исследования является образовательный процесс.

 Предметом – география, как средство личностно ориентированного подхода в образовательном процессе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

-выявить суть  проектного метода обучения, как примера современных педагогических технологий;

-выявить пути формирования учителем, мотивации совместной деятельности учащихся для работы над проектом;

-сравнить особенности «способностной» педагогики со «знаниевой» педагогикой, как одной из современных технологий оптимизации учебного процесса;

-рассмотреть возможные пути реализации метода проектов на уроках географии.

В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: использование проектной деятельности в обучении географии оптимизирует учебный процесс, гарантированно обеспечивает планируемые результаты.

Для решения поставленных задач мной использовались следующие методы:

-теоретический анализ научно-педагогической литературы;

-изучение и обобщение передового педагогического опыта;

-тестирования и беседы;

-опытно-экспериментальная работа

Исследование предполагает следующие этапы:

1.Диагностический – изучение психологической, педагогической литературы по проблеме, научные труды по методике преподавания географии, методологии и методологического исследования, обобщение передового педагогического опыта учителей географии;

2.Опытно-экспериментальный – продолжение изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, разработка и использование проектов на уроках географии (увеличивая число вопросов и заданий на создание учебных проектов от 6 к 10 классу, так как задачи проектного обучения сильно отличаются не только по ступеням, но и по уровням);

3.Заключительный – подведение итогов работы, анализ результатов работы на основе диагностики результатов обучения, как существенной составляющей технологии обучения – это сверка показателей качества обучения в начале и в конце учебного года (представлены  в виде мониторинга)

Типы проектов, которые я использую в своей  учебной деятельности

Критерии

Тип проектов

Проекты

Содержание

  • экологические

«Экологическая обстановка города» 10 класс. Это исследование экологического состояния атмосферы. Наблюдение с помощью дневника погоды за   годовым и месячным ходом  температур и построение графиков; исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров» и рекомендации по строительству пром. предприятий согласно данным «розе ветров»; исследование волжской воды на загрязнители и предложение путей решения проблемы; исследование почвенного покрова района на наличие тяжелых металлов  и рекомендации по улучшению плодородия почвы.

  • физико-географические

 «Бразилия»,»Индия», «Япония»(т.е по странам)

 «Районы туризма Старого и Нового Света»

  • социально-экономические

«Демографическая ситуация в России»

«Демографическая ситуация в  Московской области»

  • краеведческие

Большинство проектов 6,8,9 классов основываются  на краеведческом материале

  • историко-географические

«Культурно-исторические достопримечательности мира»

Уровень интеграции

  • монопредметные

«Бразилия», «Индия», «Япония»,т.е по странам

  • межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)

«Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли»

Продолжительность выполнения проекта

  • мини – проект (несколько недель);

Это проекты по странам мира

  • средней продолжительности (несколько месяцев);

Наблюдение с помощью дневника погоды за   месячным ходом  температур и построение графиков, исследование ветров по сезонам года и построение «розы ветров»

  • долгосрочные.

Анализ изменения климата по годам (с 2005 по 2007гг)

Количество участников проекта

  • коллективные

Преобладают коллективные, групповые.

  • индивидуальные

На конференцию- индивидуальные

Способ преобладающей деятельности

  • познавательные

Проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. «Проблемы мирового океана» Результат проекта оформляется в виде презентации.

  • творческие

Планируемыми результатами могут быть создание  географического журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов.

  • игровые

Учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли,  обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения. «Проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории»

  • практико-ориентированные

Направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности ит.д.  «Проект по очистке леса или парка от мусора». Желательно осветить в прессе.

  • исследовательские

Ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задач, предмета и субъекта исследования, определение совокупности методов исследований, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. «Агрохимическое исследование почвы около школы», «Исследование влияния талого снега, собранного около школы, на проращивание фасоли» Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Использование средств обучения

  • классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические);

Таблицы, схемы, аудиозаписи

  • информационные (компьютерные)

Использование компьютера, мультимедиапроектора.

Учебные географические проекты

Сфера деятельности человека

Проектная деятельность по географии

Примеры названий проектов по географии

Научно-познавательная

Изучение географических проблем историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии

  • «Экологические проблемы города»,
  • «Демографическая ситуация в  Московской  области»

Практико-преобразовательная

Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений экспериментально-измерительных работ на местности.

  •  «План школьного участка  школы будущего»
  • «Используя план города, выявить участки с неблагоприятной экологической обстановкой» (влияние транспорта)

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.

  • «Глобальные проблемы человечества»
  • «Климат и человек»

Коммуникативные

Включает коммуникативные потребности  учащихся направленые на решение проблем связи, передачи энергии и информации с помощью компьютеров и развитие личностно – коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации.

  • «Проект школы будущего»
  • «Визитные карточки регионов мира»
  • «Страны и народы»

Художественно-эстетическая

Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических процессов и явлений, охватывающих географию.

  • «Любимое место в моём городе»
  • «Приветствую тебя, мой милый сердцу уголок»
  • «Птицы нашего края»
  • «Растения и животные Красной книги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...