Тематическое планирование по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Занина Ольга Леонидовна

Тематическое планирование по географии для 8 класс.

Составлено на основе примерной программы ФГОСООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_geografii_8_kl.docx96.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование       8 класс из расчета 2 часа в неделю  общее количество часов 70

Тема раздела, урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Соответствие элементам содержания примерной ООП

Количество часов, отводимых на освоение темы

Территория России на карте мира. 10 часов

1

Введение. Зачем необходимо изучать географию своей Родины.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны. Обозначение в к/к субъектов Российской Федерации. Называть  различные источники географической информации и методы получения географической информации; Определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию; Называть положительные и отрицательные особенности географического положения России и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения; Определять поясное время.

1

2

Стандартизированная письменная работа.

1

3

Россия на карте мира и Евразии.

П/Р .Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России

1

4

Граница России.

П/Р.Оценивание динамики изменения границ России и их значения.

Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России.

1

5

Россия на карте часовых поясов.

П/Р.Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.

1

6

Географическое положение России. П/Р.Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.

Характеристика географического положения России.

1

7

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

1

8

Геополитическое,геоэкономическое,геодемографическое,этнокультурное и эколого-географическое положение России.

1

9

Как формировалась государственная территория. П/Р.Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.

История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

1

10

Контрольная работа по теме:  Территория России на карте мира

1

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. 6 часов

11

Геологическая история и геологическое строение территории России.

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых и объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам.

Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России.

1

12

Особенности рельефа России.

П/Р .Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.

Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами.

1

13

Изображение рельефа России на картах разного масштаба.

Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

1

14

Как и почему изменяется рельеф России.

П/Р.Описание элементов рельефа России.

Факторы образования современного рельефа.

1

15

Стихийные природные явления в литосфере.

1

16

Человек и литосфера.

П/Р.Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.

Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.

1

Климат России. 7 часов.

17

Факторы, определяющие климат России.

П/Р.Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.

называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описание климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т.д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы.

1

18

Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России

Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт).

1

19

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

П/Р. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.

Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин  суммарной солнечной радиации на разных территориях России.

1

20

Сезонность климата.

П/Р. Составление прогноза погоды на основе различных.        источников информации

Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

1

21

Климатические пояса и типы климатов России.

Климатические пояса и типы климата России.

1

22

Климат и человек.

Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления.

1

23

Контрольная работа по теме: Климат и рельеф России.

1

Внутренние воды России. 6 часов

24

Разнообразие внутренних вод России.

П/Р.Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .

называть и показывать крупнейшие реки и озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы.

Разнообразие внутренних вод России

1

25

Разнообразие рек России. Режим рек. П/Р. Описание объектов гидрографии России.

Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек.

1

26

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища.

1

27

Водные ресурсы России.

Водные ресурсы в жизни человека.

1

28

Итоговое занятие по теме:

Внутренние воды России.

1

Почвы России. 3 часа

29

Образование почв и их разнообразие на территории России.

называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- определять основные направления мелиоративной работы человека на территории России

Образование почв и их разнообразие на территории России.

1

30

Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.

Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.

1

31

Почвенные ресурсы России.

Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

1

Растительный и животный мир России. 2 часа

32

Разнообразие растительного и животного мира России.

П/Р .Описание основных компонентов природы России.

объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира;- называть меры по охране растений и животных.

Разнообразие растительного и животного мира России.

1

33

Биологические ресурсы России.

Охрана растительного и животного мира. П/Р  Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.

П/Р. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.

Охрана растительного и животного мира

1

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование.7 часов

34

Разнообразие природных комплексов.

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно - территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.

Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные.  Природное районирование территории России.

1

35

Природно-хозяйственные зоны России

Природное районирование территории России.

1

36

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.

1

37

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

38

Лесостепи, степи и полупустыни.

П/Р. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

Лесостепи, степи и полупустыни.

1

39

Высотная поясность.

Высотная поясность.

1

40

Особо охраняемые природные территории.

41

Контрольная работа по теме:

Природное районирование и почвы.

1

Крупные природные комплексы России. 12 часов

42

Русская  равнина. Особенности природы.

показывать на карте крупные природные районы России:

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;

- выделять экологические проблемы природных регионов.

Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

1

43

Южные моря .Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

1

44

Крым .

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

1

45

Кавказ - самые высокие горы России

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

1

46

Урал «каменный пояс Русской земли»

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).

1

47

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

1

48

Западно-Сибирская равнина особенности природы.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

1

49

Средняя Сибирь и Северо-Восточная Сибирь особенности природы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

1

50

Горы Южной Сибири.

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

1

51

Байкал. Уникальное творение природы.

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

1

52

Дальний Восток – край контрастов.

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

1

53

Итоговое занятие по теме:

Крупные природные комплексы России

1

Население России.  10 часов.

54

Численность населения России.

П/Р. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять особенности размещения народов по территории страны, основные языковые семьи, современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.  

1

55

Воспроизводство населения.

П/Р.Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.

Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

1

56

Мужчины и женщины.

Продолжительность жизни.

П/Р. Чтение и анализ половозрастных пирамид.

Характеристика половозрастной структуры населения России.

1

57

Народы, языки и религии.

П/Р. Определение особенностей размещения крупных народов России.

Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России.

1

58

Городское и сельское население.

П/Р.Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.

Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

1

59

Размещение населения России.

П/Р. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.

Географические особенности размещения населения России.

1

60

Миграции населения в России.

П/Р. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

П/Р. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.

Миграции населения в России

1

61

Люди и труд.

П/Р. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

Особенности географии рынка труда России.

1

62

Контрольная работа по разделу "Население России"

1

63

Стандартизированная письменная работа

География своей местности. 7 часов

64

Географическое положение и рельеф.

П/Р. Построение профиля своей местности.

Понимать   закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Определять  особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

Географическое положение и рельеф.

1

65

История освоения.

История освоения.

1

66

Климатические особенности своего региона проживания.

П/Р.Описание характеристики климата своего региона.

Климатические особенности своего региона проживания.

1

67

Реки и озера, каналы и водохранилища.

Реки и озера, каналы и водохранилища

1

68

Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности.

П/Р. Описание основных компонентов природы своей местности.

Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности.

1

69

Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения.

Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения.

1

70

Особенности населения своего региона.

П/Р Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.

Особенности населения своего региона.

1

К/р 4

стандартизированные 2

П/р-31

70 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...