Кейс-метод как один из способов достижения новых образовательных результатов
статья по географии

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных  ситуаций. Ситуации могут быть самыми различными по объёму и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Кейс метод, как один из  способов

достижения новых образовательных  результатов».

         Начну с притчи Шалвы Александровича Амонашвили, которая на мой взгляд, является знаковой для современного образования.

        «Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребёнка крылаты. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу». В чём же современная знаковость данной притчи?

        Знаковость, лежащая на поверхности, заключается в том, что развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения.

        Теперь о глубинной знаковости притчи для нас.

        Понятно, что под крыльями ребёнка подразумеваются те образовательные результаты, которые получены им в результате педагогического воздействия. Для нас с вами эти результаты достаточно подробно прописаны в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Говоря образным языком, нам объяснили, какими должны быть крылья, чтобы при их помощи можно было не только взлететь, но и летать.

И тут возникает закономерный вопрос, как сделать ребенка крылатым, как получить тот образовательный результат, который нашел отражение в  образовательных стандартах нового поколения.  Думаю, что  этот вопрос задает себе каждый учитель, среди них и я.

 Одно дело задавать вопросы – другое искать на них ответы, т.е. искать необходимые методические, профессиональные возможности, для достижения новых образовательных результатов. Здесь хороши все способы.

Это и  преломление  уже имеющегося у каждого из нас   продуктивного технологического, методического инструментария сквозь призму новых результатов образования.  Это и поиск новых инструментов (технологий, методов, приемов).

Одним из таких методов, для меня  стал кейс – метод. Нет, не в силу его нарастающей популярности в педагогическом сообществе (хотя и это тоже аргумент в его пользу),  а в силу его  продуктивной  значимости для достижения  новых образовательных результатов. Впервые о данном методе я услышала на курсах в Республиканском институте квалификации управления и  образования 5 лет назад. Заинтересовавшись этим методом, стала  работать  над темой  «Кейс метод, как один из  способов достижения новых образовательных  результатов».  Моя работа носит  не только теоретический, но и практический характер. И сегодня хочу поделиться с вами своим опытом именно по этому вопросу, так как считаю, что данный метод универсален для любых предметных областей.

Кейс-метод – это рассмотрение и оценка реальной ситуации (в переводе с английского «case» - случай).   Метод  дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.  

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных  ситуаций. Ситуации могут быть самыми различными по объёму и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса решений.

Метод демонстрирует академическую  теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний  и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.

В настоящее время могу сказать, что разработка кейса является сложной задачей, требующей  эрудиции, педагогического мастерства и … главное  времени.

Кейс  – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация.  

При этом предусматриваются  те УУД, которыми будут овладевать  учащиеся в ходе   работы  с данным кейсом.  

Кейс включает в себя:

  1. сюжетную часть (ситуация,  случай, проблема, история из реальной жизни, контекст ситуации – хронологический, исторический, особенности действия или участников ситуации, комментарии ситуации)

2. методическую часть – вопросы и задания для работы с кейсом;

       3. информационную часть – приложения.

Подготовку кейса осуществляю пятью этапами.

На 1 этапе  определяю цель создания кейса.

На 2 подбираю ситуации соответствующие цели

На 3 этапе провожу работу по поиску источников информации для кейса. При создании своих кейсов по географии материал черпаю  из реальной жизни, науки, литературы, научных статей, СМИ и,  конечно - же из Интернет-ресурсов

На 4 этапе подготавливаю первичный вариант представления материала в кейсе. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы

На  заключительном этапе веду подготовку методических рекомендаций по использованию кейса, т. е. разрабатываю задания для учащихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.

Опыт показывает, что  хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности, т. е содержать проблемы, понятные школьнику;

- быть актуальным на сегодняшний день, должен вызывать интерес и сопереживания;

- иллюстрировать типичные ситуации, т. е. должен рассказывать;

– развивать аналитическое мышление

– провоцировать дискуссию;

Теперь коротко о том, как выстраивается работа учащихся  с кейсом.  

На ознакомительном этапе  происходит вовлечение учащихся в обсуждение  ситуации.  В своей практике  использую мини-кейсы с объёмом печатного текста не более 3 страниц, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут.

Основной этап работы – работа  группах. На  этом этапе школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем учащимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами.

            По моим наблюдениям  считаю, что оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории – 4. Хочу вас предупредить, что если вы  вынуждены будете увеличить размер группы или  число групп, то вам  понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а учащимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока.  

3 этап - итоговая презентация авторского продукта группы с последующей дискуссией. Каждая группа представляет  свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более трех  минут, чтобы хватило времени на проведение групповой дискуссии.

На первых этапах работы по методу кейсов у меня не хватало времени на групповую дискуссию, и я заканчивала урок, подводя итоги и тем самым, навязывая свою точку зрения на решение данной проблемы. Но я считаю, что межгрупповая дискуссия является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе  высокий развивающий потенциал.

Кейсы могут быть самыми разнообразными.  В настоящее время приобретен опыт разработки трех типов кейсов.

1. практических, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации (Япония)

2. обучающих, основной задачей которых выступает обучение (природные зоны)

3.научно-исследовательских, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности (топонимы Онохоя)

 Приведу конкретные примеры:

Тема кейса

Тема курса географии

Вид кейса

«Мирный»  атом Японии.

Электроэнергетика мира (10 класс)

Практический

«Биосфера»

Биосфера (6 класс)

Обучающий

«Топонимы посёлка Онохой»

(за пределами программы)

Научно-исследовательский

Таким образом, мы видим, что при использовании метода кейсов изменяется  роль учителя и учащихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся  активными.

Результатом становится развитие таких компетенций, как: аналитические умения (анализ ситуации, вскрытие противоречия, расщепление проблемы на составляющие элементы, синтез, обобщение полученных знаний); практические умения (для решения кейса часто необходимо применить разнообразные методы познания и способы деятельности, например, выполнить математические расчёты, проанализировать карты и др.); творческие умения ( решение кейса почти всегда многовариантно, а потому учащемуся необходимо сделать выбор, найти своё оригинальное и эффективное решение учебной задачи, что требует творчества и нестандартности мышления); коммуникативные умения ( один из этапов реализации кейс-технологии – обсуждение проблемы в группе и выработка общего решения, поэтому кейс формирует у учащихся умения слушать и слышать собеседника, развивает навыки устной речи, учит аргументации, формирует общую культуру общения); социальные умения (зачастую кейс требует максимального погружения в проблему при использовании приёмов ролевых игр, это формирует у учащихся социальные навыки взаимодействия, развивает потребность в социальных связях, способствует адаптации личности в современном обществе).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что география располагает широкими возможностями для реализации кейс-технологии. Именно «проблемность» географии, изучающей всё многообразие проблем современного мира, служит богатым потенциалом для интеллектуального и нравственного развития человека, позволяет играть ей значимую социальную роль в обществе, формируя географическую культуру, которая является частью общей культуры молодого поколения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Использование приемов ЛСМ как способа достижения метапредметных образовательных результатов при изучении темы "ЛАЗЕРЫ"

При изучении темы "Лазеры" очень эффективно использовать педагогическую технологию логиго- смыслового моделирования, которая позволяет наглядно в виде схем разложить трудно усваемваемый мате...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Электронная образовательная среда как инструмент достижения новых образовательных результатов

Материал будет полезен и интересен заместителю директора, руководителю кафедры и председателю методического объединения...