Факультатив по географии "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (7 класс)
В рамках данного факультатива усилены комплексный страноведческий, гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала. Так, в частности, страноведческий подход позволяет учащимся исследовать любую территорию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по географии «Клуб путешественников»
для 7 класса
Учитель географии:
Петров К.Г.
2019 - 2020 учебный год
Факультатив «Клуб путешественников» общим объемом 17 учебных часов рассчитан на учащихся 7-х классов.
В рамках данного факультатива усилены комплексный страноведческий, гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала. Так, в частности, страноведческий подход позволяет учащимся исследовать любую территорию. Гуманизационный и культурологический компоненты данного курса позволяют расширить знания учащихся о человеке, его расселении, расах, языках, о приспособлении к окружающей среде, о материальной и духовной культуре, особенностях бытового уклада жизни, о религиозных особенностях того или иного народа.
В ходе освоения курса учащимися осваиваются такие виды деятельности, как проектные задания, пресс – конференции, работа со статистическим материалом, заочные и очные экскурсии, мультимедийные уроки, работа с геоинформационными системами.
Цели:
- вызвать интерес к предмету «География материков и океанов», желание знакомиться со странами мира в дальнейшем;
- расширить географический кругозор учащихся, подготовить к восприятию обязательной учебной дисциплины «Социально-экономическая география мира»;
- в процессе изучения познакомить учащихся с различными современными технологиями, методами и формами представления географической информации;
- продолжить развитие способностей к самоопределению, определению будущего профиля профессии, связанного с географией.
Задачи:
- познакомиться с историей планеты Земля и особенностями географической оболочки;
- расширить представления учащихся о разнообразии природных условий материков и океанов Земного шара.
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
- расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
- воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни.
Планирование результатов изучения
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Предметные:
- показывать материки и части света;
- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту;
- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;
- объяснять зональность в распределении температур, атмосферного давления, осадков;
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
- приводить примеры влияния океанов на природу материков;
- приводить примеры воздействия и изменения природы под влиянием деятельности человека.
Учащиеся научатся:
- излагать историю изучения и освоения материков;
- называть страны и столицы;
- называть знаменитые и наиболее интересные достопримечательности стран мира;
• сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• определять характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- выделять особенности материальной и духовной культуры народов в различных регионах Земного шара.
Учащиеся получат возможность научиться:
- свободно рассказывать о разнообразии природных условий на различных материках и стран, расположенных на этих материках;
- определять особенности населения отдельных регионов и стран;
- работать с различными источниками географической информации;
- использовать новейшие геоинформационные программы и технологии, Интернет-ресурсы; вести поиск информации о странах и континентах в Интернете;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- свободно рассказывать о природных и культурных достопримечательностях различных стран мира.
Содержание факультатива (17 часов).
Тема 1. Африка (2 ч).
Занимательные факты из истории исследования Африки. Испанцы и португальцы: догнать и перегнать друг друга. Юнкер: в дебрях Африки.
Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Нагорье Ахаггар. Египет. Египет – «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Храмы Карнака и Луксора. Тунис: наследие Карфагена. Марокко: «красный» город, ущелье Дадес. Алжир: оазис Улад-Саид. Эфиопия: озеро Асаль, Данакиль – «земля ужаса, тягот, смерти», Эрта-Але.
Кения: озеро Рудольф, щелочные озера Восточной Африки. Конго: Рувензори – «Лунные горы» Африки, «могучая река». Гана: «золотой» берег Африки. Замбия: водопад Виктория.
Танзания – заповедная страна: Нгоро-нгоро – «живая лаборатория», вулкан Ол-Дойньо-Ленгай – «Гора Бога», плато Серенгети. Намибия: Берег скелетов, котловина Этоша – «озеро миражей». Ботсвана: пустыня Калахари, Окаванго – прибежище жизни. Зимбабве: холмы Матопо – «гранитная могила», Водопад Виктория - «Дым, который гремит».
ЮАР: Монт-о-Сурс – Чертов Зуб, Столовая гора, пещеры Кэнго, каньон реки Блайд. Сейшелы. Атолл Альдабра. Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро – «сверкающая» гора.
Тема 2. Австралия и Океания (2 ч).
«Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии. Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?
Западная Австралия. Пустыня Те-Пиннаклс – очарованный легион. Ущелья Хамерсли. Хильер – «розовое» озеро. Полосатые скалы Бангл-Бангл.
Северная территория. Госс-Блафф – таинственный кратер. Айерс-Рок – «огненная» скала, Олгас – таинственные купола. Девственная природа национального парка Какаду. Вокруг биллабонга. Дарвин.
Южная Австралия. Пустыня Симпсон – «иссохшее сердце» Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост.
Квинсленд. Фрейзер – остров из песка. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Большой Водораздельный хребет. Австралийские Альпы. Бреднайф – «Хлебный нож» в горах Варрамбанглз. Водопад Волламан: отвесное падение. Пирамида Болла. Сидней.
Канберра – Австралийская Столичная территория.
Новая Зеландия. Роторуа – страна пара, огня и вулканических извержений. Залив Милфорд-Саунд: зеленые «слезы», дождевой лес, бухта Анита, пик Митре, ущелье Синбад, водопад Сатерленд-Фоллз. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана.
Тема 3. Антарктида (1 час).
Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. Русское открытие Антарктиды. Капитан Росс. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Покоритель Южного полюса. Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб.
Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.
Тема 4: Южная Америка (2 ч).
Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. Огненная Земля, пролив Всех Святых и подвиг Капитана Дрейка. На волоске от гибели: французские математики в дебрях Южной Америки.
В дебрях Амазонки. Пантанал – необъятные болота Южной Америки. Земля «Святого Креста»: Рио-де-Жанейро – «волшебный город», Бразилиа. Каучуковая лихорадка. Эквадор. Галапагосские острова.
Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, на пике Колумба. Музей золота, соляной собор. Каменные идолы Сан-Аугустина.
Затерянные миры Венесуэлы. 100 столовых гор Гвианского плоскогорья. Отвесные склоны Аутаны. Рорайма – «плывущее» плато. Анхель – «Пасть дьявола».
Перу. Лима – столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу-Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. По следам цивилизаций Чиму и Моче в городе Весны. Озеро Титикака: остров Солнца. Каньон Колька. Цветущие «канделябры».
Чили. Соленые озера Анд: Лагуна-Колорада, Лагуна-Верде, полигональный солончак. Атакама: гаруа или 400 лет без дождей. Дымящая гора. Горы Пайне. Пенитентес – «кающиеся грешники» Анд. Остров Пасхи: загадки истории.
Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Национальный парк Лос-Гласьярес: ледники Морено и Упсала, озеро Лаго-Архентино. Буэнос-Айрес. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.
Тема 5. Северная Америка (2 ч).
Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Эрнандо Кортес в поисках Эльдорадо. Драма Гудзона. Подвиг Макензи. Путешествие Льюиса и Кларка.
Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.
Канада: Дельта Маккензи, пинго – вечнозеленые острова Канады. Река Наханни – «двойной гром». Уэстерн-Брук. Озерный край Банф: альпийский самоцвет. Ниагара – «Гремящая вода».
США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Дым, пепел и взрывы Катмая.
Йосемитская долина – страна чудес. Что означает Йосемити? Пурпурные тени Хаф-Дома. Скала-гигант. Пляшущая вода: каскады Аппер-Йосемите и Лоуэр-Йосемите.
Йелоустон – наглядное пособие по геологии. Гранд-Призматик. Обсидиан-Клифф – «стеклянная» гора. Олд-Фейтфул: надежный гейзер. «Террасы Минервы». Деревья, превратившиеся в камень. Башня дьявола.
Арки и каменная радуга пустыни Юты. Красные столбы каньона Брайс. Великий ступенчатый путь. Пещера Лечугилья – опасный путь. Гранд-Каньон. Бисти-Уайлдернесс: пейзаж в лунных тонах.
Аризонский кратер и долина памятников. Каньон Де Челли. Крейтер: озеро-вулкан. Долина смерти. Уайт-Сандс: гипсовая пустыня. Озеро Моно: двойное великолепие.
Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Эверглейдс – «травяные воды». Мангровый лабиринт Флориды.
Гавайские вулканы. Центральная Америка. Мексиканский каньон Кобре. Коста-Рика: вулкан Поас.
Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?
Тема 6. Европа (3 ч).
Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.
Страны Бенилюкс. Бельгия: Брюссель, Брюгге. Нидерланды. Польдеры, дамба, тюльпанный рай. Люксембург.
Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Долина Грейт-Глен. Олд-ман-оф-Сторр: Старик из Сторра. Гибралтар. Ирландия: тропа великана или 40 000 базальтовых колонн. Скалы Мохер: безмолвие в шуме ветра. Бенбалбин: история горы в Западной Ирландии.
Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Замки Луары: история, запечатленная в камне. Замок Шамбор. Глубочайшее ущелье Европы - Вердон. Мер-де-Глас – ледяное море. Монблан. Монако.
Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Австрия. Вена – музыкальная столица мира. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Швейцария – через призму Альп. Лихтенштейн – «город-крепость».
Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань. В самом сердце Пиренеев: Ордеса. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Альгамбра – жемчужина Гранады. Замок Алькасар – символ Толедо. Андорра. Италия. Рим: вечный город. Собор Святого Петра в Риме. Величие былых эпох. Венеция – «тонущий» город. Пизанская башня. Ватикан: город-государство. Риттенские истуканы. Доломитовые Альпы. Гора Этна. Сан-Марино. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Ущелье Самария. Мальта.
Балканские страны. Сербия. Косово. Босния и Герцеговина. Черногория. Македония. Хорватия: у Адриатического моря. Словения. Албания.
Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Беловежская пуща. Украина.
Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.
Тема 7. Азия (3 ч).
Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Мечеть Омейядов в Дамаске. Саудовская Аравия: Священная Кааба. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Мертвое море: соляная твердь. Оман. Ливан. Израиль. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Банди-Амир.
Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения.
Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Храмы Кхаджурахо. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Долина Инда: Львиная река. Непал. Долина Катманду. Кали-Гандак: река, берущая начало на крыше мира. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Бутан. Пакистан. Бангладеш. Шри-Ланка. Мальдивы.
Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан.
Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год. Сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени. Пекин - северная столица. Гугун – «запретный» город. Великая китайская стена. Ущелья Янзцы: восточная мистерия, лестница в скале. Хуаншань - Желтая гора. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Такла-Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань – Каменный лес. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея.
Юго-Восточная Азия. Тайвань. Ущелье Тароко. Мьянма. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Таиланд. Бухта Пхангнга. Малайзия. Филиппины. Шоколадные холмы. Индонезия. Кракатау: жизнь возвращается. Кели-Муту: хамелеон острова Флорес. Бруней. Пещеры Мулу: карстовое чудо в дождевом лесу. Сингапур.
Тема 8. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 ч).
Викторина "Удивительные места мира"
Обобщающий итоговый урок.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Тема | Дата |
1 | 1 | Занимательные факты из истории исследования Африки | 1 нед. сентября |
2 | 1 | Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Страны лилипуты | 3нед. сентября |
3 | 1 | «Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии. | 1 нед. октября |
4 | 1 | Новая Зеландия. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. | 3 нед. октября |
5 | 1 | Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды | 2 нед. ноября |
6 | 1 | Занимательные факты из истории исследования Южной Америки | 4 нед. ноября |
7 | 1 | Перу. Лима – столица конкистадоров. В дебрях Амазонки. | 2 нед. декабря |
8 | 1 | Открытие и исследование Северной Америки | 4 нед. декабря |
9 | 1 | Канадский Арктический архипелаг. США. | 2 нед. января |
10 | 1 | Северная Европа | 4 нед. января |
11 | 1 | Западная Европа | 2 нед. февраля |
12 | 1 | Южная Европа | 4 нед. февраля |
13 | 1 | Юго-западная Азия и страны Закавказья | 2 нед. марта |
14 | 1 | Восточная Азия | 1 нед. апреля |
15 | 1 | Юго-Восточная Азия. | 3 нед. апреля |
16 | 1 | Викторина "Удивительные места мира" | 1 нед. мая |
17 | 1 | Обобщающий итоговый урок. | 3 нед. мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (факультатив)
Примерная рабочая программа по английскому языку( факультатив) для системы начального профессионального образования по профессии: " наладчик станков и оборудования механообработки"...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"
Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"
Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"...
Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"
В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...
Факультатив "Подготовка учащихся к ГИА в 8 классе"
Календарно-тематическое и поурочное планирование с пояснительной запиской по подготовке учащихся 8 класса к ГИА....


