Факультатив по географии "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (7 класс)

Петров Константин Григорьевич

В рамках данного факультатива усилены комплексный страноведческий, гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала. Так, в частности, страноведческий подход позволяет учащимся исследовать любую территорию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakult7klub.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по географии «Клуб путешественников»

для 7 класса

Учитель географии:

 Петров К.Г.

 

2019 - 2020  учебный год

Факультатив «Клуб путешественников» общим объемом 17 учебных часов рассчитан на учащихся 7-х классов.

В рамках данного факультатива усилены комплексный страноведческий, гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала. Так, в частности, страноведческий подход позволяет учащимся исследовать любую территорию. Гуманизационный и культурологический компоненты данного курса позволяют расширить знания учащихся о человеке, его расселении, расах, языках, о приспособлении к окружающей среде, о материальной и духовной культуре, особенностях бытового уклада жизни, о религиозных особенностях того или иного народа.

В ходе освоения курса учащимися осваиваются такие виды деятельности, как проектные задания, пресс – конференции, работа со статистическим материалом, заочные и очные экскурсии, мультимедийные уроки, работа с геоинформационными системами.

Цели:

  • вызвать интерес к предмету «География материков и океанов», желание знакомиться со странами мира  в дальнейшем;
  • расширить географический кругозор учащихся, подготовить к восприятию обязательной учебной дисциплины «Социально-экономическая география мира»;
  • в процессе изучения познакомить учащихся с различными современными технологиями, методами и формами представления географической информации;
  • продолжить развитие  способностей к самоопределению, определению будущего профиля профессии, связанного с географией.

Задачи:

  • познакомиться с историей планеты Земля и особенностями географической оболочки;
  • расширить представления учащихся о разнообразии природных условий материков и океанов Земного шара.
  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни.

Планирование результатов изучения

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Предметные:

- показывать материки и части света;

- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

- давать характеристику карты;

- читать и анализировать карту;

- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;

- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;

- объяснять зональность в распределении температур, атмосферного давления, осадков;

- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

- приводить примеры влияния океанов на природу материков;

- приводить примеры воздействия и изменения природы под влиянием деятельности человека.

Учащиеся научатся:

  • излагать историю изучения и освоения материков;
  • называть страны и столицы;
  • называть знаменитые и наиболее интересные достопримечательности стран мира;

•  сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

•  определять характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • выделять особенности материальной и духовной культуры народов в различных регионах Земного шара.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • свободно рассказывать о разнообразии природных условий на различных материках и стран, расположенных на этих материках;
  • определять особенности населения отдельных регионов и стран;
  • работать с различными источниками географической информации;
  • использовать новейшие геоинформационные программы и технологии, Интернет-ресурсы; вести поиск информации о странах и континентах в Интернете;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

  • свободно рассказывать о природных и культурных достопримечательностях различных стран мира.

Содержание факультатива (17 часов).

 Тема 1. Африка (2 ч).

Занимательные факты из истории исследования Африки. Испанцы и португальцы: догнать и перегнать друг друга. Юнкер: в дебрях Африки.

Тассилин-Аджер: загадка Сахары. Нагорье Ахаггар. Египет. Египет – «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Храмы Карнака и Луксора. Тунис: наследие Карфагена. Марокко: «красный» город, ущелье Дадес. Алжир: оазис Улад-Саид. Эфиопия: озеро Асаль, Данакиль – «земля ужаса, тягот, смерти», Эрта-Але.

Кения: озеро Рудольф, щелочные озера Восточной Африки. Конго: Рувензори – «Лунные горы» Африки, «могучая река». Гана: «золотой» берег Африки. Замбия: водопад Виктория.

Танзания – заповедная страна: Нгоро-нгоро – «живая лаборатория», вулкан Ол-Дойньо-Ленгай – «Гора Бога», плато Серенгети. Намибия: Берег скелетов, котловина Этоша – «озеро миражей». Ботсвана: пустыня Калахари, Окаванго – прибежище жизни. Зимбабве: холмы Матопо – «гранитная могила», Водопад Виктория - «Дым, который гремит».

ЮАР: Монт-о-Сурс – Чертов Зуб, Столовая гора, пещеры Кэнго, каньон реки Блайд. Сейшелы. Атолл Альдабра. Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро – «сверкающая» гора.

Тема 2. Австралия и Океания (2 ч).

 «Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии. Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?

Западная Австралия. Пустыня Те-Пиннаклс – очарованный легион. Ущелья Хамерсли. Хильер – «розовое» озеро. Полосатые скалы Бангл-Бангл.

Северная территория. Госс-Блафф – таинственный кратер. Айерс-Рок – «огненная» скала, Олгас – таинственные купола. Девственная природа национального парка Какаду. Вокруг биллабонга. Дарвин.

Южная Австралия. Пустыня Симпсон – «иссохшее сердце» Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост.

Квинсленд. Фрейзер – остров из песка. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Большой Водораздельный хребет. Австралийские Альпы. Бреднайф – «Хлебный нож» в горах Варрамбанглз. Водопад Волламан: отвесное падение. Пирамида Болла. Сидней.

Канберра – Австралийская Столичная территория.

Новая Зеландия. Роторуа – страна пара, огня и вулканических извержений. Залив Милфорд-Саунд: зеленые «слезы», дождевой лес, бухта Анита, пик Митре, ущелье Синбад, водопад Сатерленд-Фоллз. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.

Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана.

Тема 3. Антарктида (1 час).

Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. Русское открытие Антарктиды. Капитан Росс. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Покоритель Южного полюса. Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб.

Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.

Тема 4: Южная Америка (2 ч).

Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. Огненная Земля, пролив Всех Святых и подвиг Капитана Дрейка. На волоске от гибели: французские математики в дебрях Южной Америки.

В дебрях Амазонки. Пантанал – необъятные болота Южной Америки. Земля «Святого Креста»: Рио-де-Жанейро – «волшебный город», Бразилиа. Каучуковая лихорадка. Эквадор. Галапагосские острова.

Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, на пике Колумба. Музей золота, соляной собор. Каменные идолы Сан-Аугустина.

Затерянные миры Венесуэлы. 100 столовых гор Гвианского плоскогорья. Отвесные склоны Аутаны. Рорайма – «плывущее» плато. Анхель – «Пасть дьявола».

Перу. Лима – столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу-Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. По следам цивилизаций Чиму и Моче в городе Весны. Озеро Титикака: остров Солнца. Каньон Колька. Цветущие «канделябры».

Чили. Соленые озера Анд: Лагуна-Колорада, Лагуна-Верде, полигональный солончак. Атакама: гаруа или  400 лет без дождей. Дымящая гора. Горы Пайне. Пенитентес – «кающиеся грешники» Анд. Остров Пасхи: загадки истории.

Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Национальный парк Лос-Гласьярес: ледники Морено и Упсала, озеро Лаго-Архентино. Буэнос-Айрес. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.

Тема 5. Северная Америка (2 ч).

Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Эрнандо Кортес в поисках Эльдорадо. Драма Гудзона. Подвиг Макензи. Путешествие Льюиса и Кларка.

Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.

Канада: Дельта Маккензи, пинго – вечнозеленые острова Канады. Река Наханни – «двойной гром». Уэстерн-Брук. Озерный край Банф: альпийский самоцвет. Ниагара – «Гремящая вода».

США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Дым, пепел и взрывы Катмая.

Йосемитская долина – страна чудес. Что означает Йосемити? Пурпурные тени Хаф-Дома. Скала-гигант. Пляшущая вода: каскады Аппер-Йосемите и Лоуэр-Йосемите.

Йелоустон – наглядное пособие по геологии. Гранд-Призматик. Обсидиан-Клифф – «стеклянная» гора. Олд-Фейтфул: надежный гейзер. «Террасы Минервы». Деревья, превратившиеся в камень. Башня дьявола.

Арки и каменная радуга пустыни Юты. Красные столбы каньона Брайс. Великий ступенчатый путь. Пещера Лечугилья – опасный путь. Гранд-Каньон. Бисти-Уайлдернесс: пейзаж в лунных тонах.

Аризонский кратер и долина памятников. Каньон Де Челли. Крейтер: озеро-вулкан. Долина смерти. Уайт-Сандс: гипсовая пустыня. Озеро Моно: двойное великолепие.

Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Эверглейдс – «травяные воды». Мангровый лабиринт Флориды.

Гавайские вулканы. Центральная Америка. Мексиканский каньон Кобре. Коста-Рика: вулкан Поас.

Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?

Тема 6. Европа (3 ч).

Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.

Страны Бенилюкс. Бельгия: Брюссель, Брюгге. Нидерланды. Польдеры, дамба, тюльпанный рай. Люксембург.

Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Долина Грейт-Глен. Олд-ман-оф-Сторр: Старик из Сторра. Гибралтар. Ирландия: тропа великана или 40 000 базальтовых колонн. Скалы Мохер: безмолвие в шуме ветра. Бенбалбин: история горы в Западной Ирландии.

Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Замки Луары: история, запечатленная в камне. Замок Шамбор. Глубочайшее ущелье Европы - Вердон. Мер-де-Глас – ледяное море. Монблан. Монако.

Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Австрия. Вена – музыкальная столица мира. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Швейцария – через призму Альп. Лихтенштейн – «город-крепость».

Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань. В самом сердце Пиренеев: Ордеса. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Альгамбра – жемчужина Гранады. Замок Алькасар – символ Толедо. Андорра. Италия. Рим: вечный город. Собор Святого Петра в Риме. Величие былых эпох. Венеция – «тонущий» город. Пизанская башня. Ватикан: город-государство. Риттенские истуканы. Доломитовые Альпы. Гора Этна. Сан-Марино. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Ущелье Самария. Мальта.

Балканские страны. Сербия. Косово. Босния и Герцеговина. Черногория. Македония. Хорватия: у Адриатического моря. Словения. Албания.

Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Беловежская пуща. Украина.

Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.

Тема 7. Азия (3 ч).

Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Мечеть Омейядов в Дамаске. Саудовская Аравия: Священная Кааба. Кувейт. Объединенные Арабские Эмираты. Катар. Бахрейн. Ливан. Йемен. Иордания. Мертвое море: соляная твердь. Оман. Ливан. Израиль. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Банди-Амир.

Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения.

Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Храмы Кхаджурахо. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Долина Инда: Львиная река. Непал. Долина Катманду. Кали-Гандак: река, берущая начало на крыше мира. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Бутан. Пакистан. Бангладеш. Шри-Ланка. Мальдивы.

Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан.

Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год. Сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени. Пекин - северная столица. Гугун – «запретный» город. Великая китайская стена. Ущелья Янзцы: восточная мистерия, лестница в скале. Хуаншань - Желтая гора. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Такла-Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань – Каменный лес. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея.

Юго-Восточная Азия. Тайвань. Ущелье Тароко. Мьянма. Вьетнам. Лаос. Камбоджа. Таиланд. Бухта Пхангнга. Малайзия. Филиппины. Шоколадные холмы. Индонезия. Кракатау: жизнь возвращается. Кели-Муту: хамелеон острова Флорес. Бруней. Пещеры Мулу: карстовое чудо в дождевом лесу. Сингапур.

Тема 8Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 ч).

Викторина "Удивительные места мира"

Обобщающий итоговый урок.


Календарно-тематическое планирование

 № урока

Количество часов

Тема

Дата

1

1

Занимательные факты из истории исследования Африки

1 нед. сентября

2

1

Тассилин-Аджер: загадка Сахары.  Страны лилипуты

3нед. сентября

3

1

«Терра астраулис инкогнита». Занимательные факты из истории открытия и исследования Австралии.

1 нед. октября

4

1

Новая Зеландия. Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии.

3 нед. октября

5

1

Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды

2 нед. ноября

6

1

Занимательные факты из истории исследования Южной Америки

4 нед. ноября

7

1

Перу. Лима – столица конкистадоров. В дебрях Амазонки.

2 нед. декабря

8

1

Открытие и исследование Северной Америки

4 нед. декабря

9

1

Канадский Арктический архипелаг. США.

2 нед. января

10

1

Северная Европа

4 нед. января

11

1

Западная Европа

2 нед. февраля

12

1

Южная Европа

4 нед. февраля

13

1

Юго-западная Азия и страны Закавказья

2 нед. марта

14

1

Восточная Азия

1 нед. апреля

15

1

Юго-Восточная Азия.

3 нед. апреля

16

1

Викторина "Удивительные места мира"

1 нед. мая

17

1

Обобщающий итоговый урок. 

3 нед. мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Записки путешественника"

Статья об обучающей поездке в Лондон....

Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"

Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"...

Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"

В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...

презентация Великие путешественники.

Великие путешественники Эпохи Великих Географических открытий....

английские фразы для путешественников

Данные фразы могут пригодиться, как для путешественников, так и для учеников. Они отлично подойдут для разыгрывания диалогов на уроках английского языка...

Географическая викторина "Юные путешественники"

Данную разработку можно использовать при обобщеннии знаний по курсу "Материки и океаны"....

Викторина "Имена русских путешественников на карте России и бывшего СССР" (География, 8-9 класс)

Викторина разработана для 8-9-классников. В помощь учителю географии, в викторине представлены вопросы с ответами....