«Дидактический материал по географии для учащихся 6-9 классов»
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Петенко Анна Владимировна

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания по географии

Начальный курс физической географии, 6 класс

Учитель: Петенко А.В

Тема: «План и карта», 6 класс

Вариант 1

  1. Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.
  2. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?
  3. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?

Вариант 2

  1. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:3000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения, исходя из определения понятия «масштаб».
  2. Чем отличаются понятия «относительная» и «абсолютная» высота? Какая из них подписывается на картах?
  3. Сравните понятия «план местности» и «географическая карта».

Вариант 3

  1. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 18.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Западный склон холма крутой, восточный пологий.
  2. Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 15°, то чему равно расстояние в километрах?
  3. Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?

Тема: «Атмосфера»

Вариант 1

  1. Дайте определение  понятия «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?
  2. Отчего возникает ветер?
  3. Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?

Вариант 2

  1. Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?
  2. Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?
  3. Какое время года в Буенос-Айресе, Кейптауне, Сиднее, если у нас: весна; зима?

Вариант 3

  1. Каким образом нагревается воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от земной поверхности, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?
  2. Что общего в образовании облаков и тумана?
  3. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?

География материков и океанов, 7 класс

Тема: «Мировой океан»

Вариант 1

  1. Какие виды волн вы знаете? Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?
  2. С чем связано возникновение течений в океане?
  3. На какие группы по способу передвижения подразделяют органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам?

Вариант 2

  1. Используя знания о распределении солнечного света и тепла по поверхности Земли, объясните, как и почему изменяется температура поверхностных вод Мирового океана.
  2. Что такое теплое и холодное течение? Каким образом они показываются на картах? В каких направлениях движутся?
  3. Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?

Вариант 3

  1. Почему вода в океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в морской воде?
  2. Каким образом обитатели океана приспособились к условиям жизни? Могут ли глубоководные рыбы жить в поверхностных водах? Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?
  3. Почему Северо-Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего +12°С, считается теплым, а Канарское течение с температурой воды +19°С – холодным?

Тема: «Южная Америка»

Вариант 1

  1. Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?
  2. Почему Амазонка самая многоводная река планеты?
  3. Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «пампа», «льянос», «кампос», «сельвас»?

Вариант 2

  1. Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.
  2. Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?
  3. Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.

Вариант 3

  1. Одни из самых высоких гор на Земле - Анды. Используя нужную вам карту, докажите этот факт с точки зрения строения земной коры и теории движения литосферных плит.
  2. На какой из ранее изученных материков похожа Южная Америка по особенностям своего животного мира? Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?



Предварительный просмотр:

«Дидактический материал по географии для учащихся 6-9 классов».                                                                                                     

  Учитель:Петенко А.В                                                                              

Во всех классах:

  • 1вариант  - слабый;
  • 2вариант  - сильный;

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.

6класс

Тема: «План и карта» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.

  1. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?

  1. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?

Вариант 2

  1. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения исходя из определения понятия «масштаб».

  1. Чем отличаются понятия «абсолютная» и «относительная» высота? Какая из них подписывается на картах?

  1. Сравните понятия «географическая карта» и «план местности».

Тема: «Атмосфера» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Дайте определение  понятие «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?

  1. Отчего возникает ветер?

  1. Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?

Вариант 2

  1. Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?

  1. Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?

  1. Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если у нас: весна; зима?

Тема: «Атмосфера».

Класс делится на 4 команды и получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин. Команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

  1. Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)

  1. Как высчитывается среднесуточная температура?

  1. Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)

  1. Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)

  1. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)

  1. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)

  1. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).

  1. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).

  1. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)

  1. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

  1. Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).

  1. Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)

  1. Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)

  1. Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

 Тема «Пояса освещённости Земли»

                                                          Карточка № 1.

  1. Как называется параллель, на которой 22 июня солнце находится в зените, то есть под углом 90 градусов?

  1. Где солнце в зените находится в день зимнего солнцестояния?

  1. На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?

Карточка № 2.

  1. Как называется параллель ,на которой 22 декабря солнце находится в зените под углом 90 градусов?

  1. Между какими параллелями находится жаркий пояс освещённости?

  1. На какой параллели 22 июня начинается полярная ночь?

                                                                               Карточка №  3.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиком и полярным кругом?

  1. На какой параллели 22 июня начинается полярный  день?

  1. Где солнце в зените находится  в день летнего солнцестояния?

Карточка  №4.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиками?

  1. На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?

  1. Как называется параллель, где в день летнего солнцестояния солнце стоит в зените ,то есть под углом 90 градусов?

                                                     

8 класс

Тема: «Южная Америка» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?

  1. Почему Амазонка самая многоводная река планеты?

  1. Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «сельвас», «льянос», «кампос», «пампа»?

Вариант 2

  1. Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.

  1. Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?

  1. Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.

7 класс

Тема: «Географическое положение. Граница» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова площадь России, протяженность ее морских и сухопутных границ? Через какие природные объекты она проходит?

  1. Какие из морей России относятся к окраинным, какие к внутренним?

  1. Какие виды хозяйственной деятельности человека связаны с морями и океанами? Какое значение для России имеет Северный морской путь?

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте положение России в пределах материка Евразия.

  1. Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?

  1. Вычислите примерную протяженность России с севера на юг и с запада на восток. Какие следствия имеет большая протяженность России?

Тема: «Климат России» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Что такое солнечная радиация? Нарисуйте схему и покажите на ней все основные виды.

  1. Используя необходимую вам карту, определите территории,  на которых выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? С чем это связано?
  2. Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат России?

Вариант 2

  1. Докажите на примере России, что климат зависит от географической широты, циркуляции воздушных масс, характера подстилающей поверхности.

  1. Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?

  1. Говорят, что в городе существует «остров тепла». Почему в центре города температура на 3-5 °С выше чем на окраинах?

Тема: «Рельеф и геологическое строение территории России»

Карточка № 1.

По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и впишите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Название форм рельефа

НИЗМЕННОСТИ

ВОЗВЫШЕННОСТИ

ПЛОСКОГОРЬЯ

ГОРЫ

Карточка №2.

По предложенному плану составьте характеристику Западно – Сибирской равнины:

  1. Географическое положение территории. К какой тектонической структуре приурочена?
  2. Породами, какого возраста сложена и как они залегают?
  3. Высота территории над уровнем моря?
  4. Какие внешние процессы формировали рельеф территории?
  5. Какими полезными ископаемыми богата территория, и как они размещены?
  6. Какие стихийные явления, связанные с рельефом, здесь наблюдаются?
  7. Как влияет деятельность человека на рельеф территории?

Карточка №3.

  1. Под действием каких сил происходит постоянное изменение рельефа Земли?

  1. По тектонической карте России определите, какие районы нашей страны являются сейсмоактивными, назовите их; укажите названия крупнейших действующих и потухших вулканов России.

Где в России в последние годы произошли сильные землетрясения? Каковы были их последствия?

Карточка №4.

  1. Вспомните, какие полезные ископаемые связаны:

А) с магматическими породами?

Б) с осадочными породами?

  1. По тектонической карте определите месторождения, каких руд характерны для палеозойской складчатости? Мезозойской складчатости?

Карточка №5.

  1. Что и как показано на тектонической карте России?
  2. По тектонической карте определите, на каких тектонических структурах расположены равнины, горы.

Карточка №6.

С помощью геохронологической таблицы определите, в какую эру и в какой период образованы:

  1. Уральские горы;
  2. Горы Кавказ;
  3. Горы Северо – Востока Сибири;
  4. Горы юга Сибири;
  5. Горы Дальнего Востока.

Карточка №7.

  1. Заполните таблицу: «Главные особенности рельефа нашей страны». С помощью учебника и атласа конкретизируйте их.

Особенности рельефа нашей страны

Примеры, подтверждающие эти особенности

Разнообразие

Преобладание равнин

Понижение территории к северу

Горное обрамление

  1. Назовите самую древнюю эру жизни Земли. В какой период, и в какой эре мы живем?

Тема: «Рельеф. Климат РФ» (Разноуровневые)

Карточка №1.

1.Устойчивый участок земной коры называется __________________.

2. На западе  России находится обширная __________________равнина.

3. Самые длинные и старые горы РФ называются ______________________.

4.Самые молодые горы России это _________________.

5.Объясните почему на  западе России выпадает осадков больше чем Сибири ?

Карточка №2.

1Самые молодые горы России находятся на ________________.

2.Самые длинные и старые горы России называются ______________.

3. Способность Солнца излучать тепло и свет называется ________________.

4.На востоке России находится _________________ плоскогорье

5.Объясните почему на севере России  холоднее чем в центре Европейской части страны?

Данные карточки позволяют провести контроль достаточно быстро, не требуют много времени от урока, просты при проверке и позволяют достаточно полно проверить знания учащихся.

9класс

Тема: «Население» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова численность населения России? Какое место среди стран мира занимает Россия по численности населения?
  2. Какие народы населяют Россию? По каким признакам, и на какие группы их можно разделить?
  3. Что такое естественный прирост? От каких факторов он зависит?

Вариант 2

  1. Какие различия существуют в величине естественного прироста на территории России? Объясните этот факт.
  2. Какие зоны расселения выделяют на территории России?
  3. Как различаются города по выполняемым ими функциям?



Предварительный просмотр:

Дифференцированные задания по географии . 6 класс

Тема. Форма, размеры и движение Земли.

1 уровень
1. Как представляли Землю люди в древности?
2. Какую форму имеет планета Земля?
3. Приведите примеры окружающих нас предметов,
сходных по форме с Землей.
4. Назовите два основных вида движения Земли.
2 уровень.
1. Приведите доказательства шарообразности Земли.                                                                                         2. Кто первым из ученых предположил шарообразность Земли.

Тема «Гидросфера»

1 уровень.
1.Перечислите источники загрязнения вод  реки Оби.

2 уровень.
1. Перечислите мероприятия по охране вод своей ме-
стности.
2. Как используются воды вашей местности?

Тема «Литосфера»
1 уровень
1. Где можно увидеть характер залегания горных по-
род?
2 уровень
1. Назовите формы рельефа.                                                                                                                                           2. Определите форму поверхности наблюдаемой местности.
3. Определите по рисунку характер залегания горных пород
4. Определите по коллекции горные породы своей местности.

Тема «Рельеф»

1 уровень

1.На карте полушарий покажите крупнейшие горные системы каждого материка.

2.Какие движения земной коры приводят к образованию гор?

2 уровень

1.Чем океаническая земная кора отличается от материковой?

2.Используя физическую карту России в атласе, дайте описание физико-географического положения самого высокого действующего вулкана страны.

3.Чем литосфера отличается от земной коры?

Тема «Стороны горизонта. Ориентирование»
1 уровень

1.Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.                              

 2. Какими способами можно измерить расстояние на местности?

  1. уровень

1.Определите на местности стороны горизонта.

Тема «План и карта»

  1. уровень

1.Что такое градусная сетка?

2.Через сколько градусов проведены на карте и глобусе параллели и меридианы?

2 уровень

  1. Выделите черты сходства и различия плана местности и географической карты.
  2. Почему карты имеют иные условные знаки, чем планы?

3 уровень

  1. Покажите очертания материков и океанов на карте полушарий и глобусе. Объясните, где их очертания ближе к истинным. Ответ поясните.

Тема «Атмосфера»

1 уровень

1.Какое положение занимает Солнце на экваторе в дни осеннего и весеннего равноденствий? В дни солнцестояния?

2.Что такое атмосфера, назовите ее составные части.

3.Назовите причины, вызывающие изменение погоды в течение суток.

4. Перечислите основные показатели, характеризующие погоду.

5.Назовите источники загрязнения атмосферы.

  1. уровень

1.Что, кроме Солнца, является источником поступления тепла на Землю?

2. Приведите примеры связей между элементами погоды.

3. Как охраняется атмосфера в вашей местности?

4.По предложенным данным постройте круговую диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов.

Тема «Биосфера»

1 уровень

Опишите представителей растительного и животного мира одной из природных зон.

2 уровень

1.Как растения приспособились к недостатку и избытку влаги?                        

2. Приведите примеры и укажите место на Земле, где произрастают эти растения.

3 уровень

  1. Почему большинство африканских антилоп и львы имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ПЛАН И КАРТА» (40 МИНУТ)

1 вариант

1 уровень

1. Дайте определение понятий: план местности, географические координаты, масштаб,

географическая долгота, абсолютная высота.

(5х2 балла за понятие = 10 баллов)

  1. Определите географические координаты вулкана Везувий и г. Мехико(5 баллов)

2 уровень

1. Чем отличаются понятия: абсолютная высота и относительная высота? Какая из них подписывается на карте?(8 баллов)

2. Изобразите на чертеже расстояние 500 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб.(8 баллов)

3. Определите по карте, какое из морей более мелкое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте.(8 баллов)

3 уровень

1. Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5 м (высота сечения 5 м), западный склон крутой, восточный – пологий.

(10 баллов)

2. По физической карте мира определите, в каком из заливов – Гудзоновом или Мексиканском – больше воды? Ответ объясните.

  1. баллов)

2 вариант

1 уровень

1. Дайте определение понятий: азимут, относительная высота, географическая карта, географическая широта, горизонталь.

(5х2 балла за понятие = 10 баллов)

2. Определите географические координаты вулкана Ключевская Сопка и г. Токио.(5 баллов)

2 уровень

1. Сравните понятия: географическая карта и план местности. Результаты сравнения занесите в таблицу.(8 баллов)

Общие черты

Различия

План

Карта

2. Изобразите на чертеже расстояние 800 м. Масштаб выберите самостоятельно, подпишите численный и именованный масштаб.

(8 баллов

3. Определите по карте, какое море более глубокое: Берингово, Черное, Карское. Свой ответ обоснуйте.(8 баллов)

3 уровень

1. Изобразите при помощи горизонталей впадину глубиной 17,5 м, сечение выберите самостоятельно.(10 баллов)

2. По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если уровень воды в океане поднимется на 200 м?

(10 баллов)

Схема перевода рейтинговой (балльной) оценки в традиционную 5-балльную шкалу отметок

Балльная

Традиционная оценка

5-балльная отметка

Примечание

36–32

5

Обязательно выполнение одного из заданий 3 уровня

31–24

4

23–18

17 и менее

3

2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ.7 КЛАСС»

Примерные задания по теме  «ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН – ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ ЗЕМЛИ. ОКЕАНЫ»

1 уровень

1.Охарактеризуйте географическое положение любого океана по типовому плану.

2.Выделите наиболее характерные черты природы каждого из океанов.

3.Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какиеиз них используются наиболее интенсивно?

4.Назовите основные виды хозяйственной деятельности человека в Мировом океане.

5.Какие виды полезных ископаемых добывают в шельфовой зоне океана? Приведите примеры районов добычи.

6.В чем проявляется отрицательное воздействие человека на природу океанов?

7.Перечислите последовательно моря, заливы и проливы, которые пересечет корабль, отплывающий из Мурманска в Севастополь.

8.Занесите перечисленные морские течения в соответствующие графы таблицы: Гольфстрим, Куросио, Бенгельское, Бразильское, Канарское, Калифорнийское, Западных ветров, Северное пассатное, Северо-Тихоокеанское, Перуанское, Северо-Атлантическое.

Холодные течения

Теплые течения

9.С чем связано возникновение течений в океане?

10.Что называется водными массами, какими свойствами они характеризуются?

11.Назовите, в каких широтах океанические воды отличаются относительно низкой (высокой) соленостью и какова ее величина?

12. По атласу определите, какие объекты входят в состав тихоокеанского «Огненного кольца».                                                                                                        13.Какие государства находятся на побережье Индийского океана?

2 уровень

1.Объясните происхождение крупных форм рельефа дна океанов, опираясь на основные положения теории литосферных плит.

2.Какое влияние на природу океанов оказывают их географическое положение и размеры? Приведите примеры такого влияния.

3.Выделите в океанах природные комплексы, в которых проявляется широтная зональность, и комплексы, образующиеся под влиянием суши.

Объясните их особенности.

4.Приведите пример теплого (холодного) течения в южной части Индийского океана и объясните его происхождение.

5.Проследите по карте ход изотермы 0 °С в Северном полушарии и установите роль теплых и холодных течений в формировании климата суши.

6.Какое влияние оказывают течения на количество осадков, выпадающих над Северной Америкой и Евразией?

7.Как можно объяснить различия солености морей: Баренцево – 35 промилле, Карское – 10, Лаптевых – 18, Восточно-Сибирское – 4–5, Чукотское – 35?

8.Составьте классификации течений в Мировом океане по разным основаниям.

9.Сформулируйте закономерности размещения теплых и холодных (ветровых и стоковых) океанических течений вдоль берегов материков.

10.Как особенности географического положения Северного Ледовитого океана отражаются на его природе?

11.Когда Атлантический океан стал главным водным путем на Земле? С чем это связано?

3 уровень

1.Северная Атлантика оказывает сильное влияние на погоду в Европе. Объясните, в чем проявляется это влияние. Приведите примеры такого влияния на погоду своей местности.

2.Мировой океан – будущее человечества. Докажите или опровергните  правильность этого утверждения.

3.Как вы считаете, почему представление о неисчерпаемости биологических богатств Мирового океана оказалось несостоятельным? Предложите меры по охране биологических ресурсов Мирового океана.

4.Проложите на карте маршрут туристского судна или научно-исследовательского корабля. Объясните направления маршрутов целями плаваний.



Предварительный просмотр:

Ситуационные упражнения

для решения олимпиадных задач

по географии(с ответами)

7-8 класс

Учитель: Петенко А.В

  1. класс

Тема: «Рельеф Земли»

  1. На основании последних измерений, проведенных при помощи спутников и лазерных лучей, ученые установили, что Европа и Северная Америка удаляются друг от друга со скоростью 2,1 см в год, а Австралия и Южная Америка сближаются ежегодно на 8 см, в то время как расстояние между Африкой и Южной Америкой увеличивается на 2 см. Чем объясняются подобные изменения на поверхности Земли?

Назовите теорию, объясняющую подобные геологические изменения. Кто автор этой теории, в каком году он ее предложил?

Ответ: Немецкий географ Альфред Лотар Вегенер

Теория дрейфа литосферных плит, 1912 год

  1. Представьте, что Вы просмотрели в классе видеофильмы о природе Аппалачей, Скалистых гор и Анд. Какие из этих гор самые молодые? Смогли бы Вы ответить на этот вопрос, опираясь на визуальные наблюдения за рельефом каждой из этих горных систем? Постарайтесь, как можно подробнее аргументировать свой ответ.                  

Ответ: Самые молодые горы – Анды, но это можно установить только по тектоническим картам.

  1. Почему берега Тихого океана часто гористы, а берега арктических морей плоские, низменные?

Ответ: Возникновение гор на тихоокеанском побережье связано с литосферными плитами.  Их границы проходят по всему побережью Тихого океана, и именно здесь появились горы (примеры: Кордильеры, Анды и др.).  Побережья арктических морей в Евразии и Северной Америке – это территории  платформенных участков, поэтому здесь располагаются равнины.                  

Тема: «Атмосфера и климат»

1. Количеством солнечного тепла определяется температура воздуха. Солнечное тепло распределяется по поверхности Земли субширотно. Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли изотермы имеют широтное направление? Объясните выявленные факты.

Ответ: Температура воздуха зависит не только от количества тепла, которое получает территория. Важен и характер поверхности, на которую это тепло поступает: суша и океан, возвышенность или низменность. Эти и другие условия нарушают широтный ход изотерм.

Тема: «Мировой океан»

1. В одном литре воды Балтийского моря содержится в среднем 18 гр. соли, а в Красном море 42 гр. Чем объясняется отклонения от средней солёности вод Мирового океана?

Ответ: Красное море расположено в тропическом поясе, где выпадает мало осадков. Высокие температуры приводят к большому испарению воды, а соли при этом остаются, поэтому солёность Красного моря значительно выше среднеокеанической. Балтийское море располагается в умеренном поясе. Здесь выпадает больше осадков и меньше испарение. Кроме того, значительное количество пресной воды приносится реками, поэтому солёность воды одна из самых низких. И Балтийское и Красное море – внутренние моря, слабо связанные с океанами, что препятствует перемешиванию вод и сохраняет их особую солёность.

2.Этот остров открыт в 1722 г. голландским мореплавателем Якобом Роггевеном.  Официальное название его связано  с праздником, произошедшим в день его открытия. В течение всей истории мореплавания он оставался в стороне от морских трасс, и в настоящее время ситуация не изменилась. Большой интерес на этом острове представляют каменные статуи,  высотой до   8 м –  остатки исчезнувшей культуры коренного населения. Загадки острова легли в основу многих фантастических произведений. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал доказывал, что коренное население этого острова – выходцы с южноамериканского континента.

О каком острове идет речь? Какое событие дало названию острову? Определите его координаты, если известно, что высота солнца в дни равноденствия – 65 (тень падает на юг), а местное время отстает от времени Гринвичского меридиана на 7 часов 12 минут. Назовите происхождение острова. Укажите тип климата. Из какого природного материала выполнены каменные статуи?

Ответ: Остров Пасхи

Пасха (пасхальное воскресение)

25° ю.ш. и 108° з.д.

Вулканическое

Тропический морской

Вулканический (спресованный) пепел

Тема: «Африка»

1. Когда солнце находится в зените над экватором и южным тропиком, средняя температура воздуха, достигает 24°С. Однако над Северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура 32°С. Чем это можно объяснить?

Ответ: Температура воздуха определяется не только высотой солнца над горизонтом, но так же зависит от близости океанов, движения воздушных масс, характера растительности. Юг материка- узкая часть, и океаны позволяют суше сильно прогреваться. Север – самая широкая часть материка. Во внутренних районах выпадает мало осадков, располагаются пустыни, тепло расходуется в основном на нагревание песка (поверхности), который отдаёт его воздуху. Этим объясняется высокая средняя температура июля.

2. Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Ответ: Снег в районе экватора может оказаться только на вершинах довольно высоких гор, т.е. в тех районах, где снеговая линия находится на высоте около 5000 м над уровнем моря. Таких гор в непосредственной близости от экватора немного: это или Анды в Южной Америке, или гора Кения в Африке.

В задаче упоминается еще и «величайший шрам на лике Земли». Несомненно, речь идет о полосе Великих Восточно-Африканских разломов.

Следовательно, путешественник находился на покрытой снегом вершине Кения.

3. Где могла быть сделана в путевом дневнике подобная запись: «Да это и впрямь страна парадоксов! Здесь нет рек и озер, но, как ни странно, порой бывает вполне реальной опасность утонуть для путешественников. Климат здесь жаркий и сухой, а коренные жители этих мест часто страдают ревматизмом. Однажды ночью я захотел пить и, выйдя из палатки, взял с земли кувшин с водой. К моему удивлению, я обнаружил на поверхности кувшина тонкий ледок; посмотрев на термометр, я застыл в недоумении – он показывал 5 градусов тепла»?

О какой территории идет речь? Почему, несмотря на отсутствие рек и озер, существует вероятность утонуть? Как называются на этом материке эти объекты? С чем связано замерзание воды при положительной температуре?

 

Ответ:

Подобная запись могла быть произведена в пустыне Сахара.

Русла высохших рек – вади, по которым чаще всего проходят караванные тропы, во время ливней заполняются бурными потоками воды.

Сухость воздуха вызывает сильное испарение, способствующее охлаждению воды; даже при положительной температуре воздуха вода здесь покрывается тонким слоем льда.

Тема: «Антарктида»

1. На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.

Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Ответ: Этот материк Антарктида. Ее положение позволяет пересечь Тихий, Атлантический, Индийский океаны при сохранении одного и того же пути следования вдоль ее берегов – с запада на восток или наоборот.

Для путешественника, проходящего через Южный полюс, север и юг действительно меняются местами: до полюса у путешественника север находится за спиной, юг впереди, после полюса наоборот.

В Антарктиде из-за мощных ледяных покровов, переходящих в прибрежный лед, трудно установить, где кончается суша и начинается море.

 

Тема: «Евразия»

1. Местечко Черрапунджи в предгорьях Гималаев называют «мокрым местом» земной суши. Здесь ежегодно выпадает до 12000 мм осадков. Какими причинами это можно объяснить? Каков годовой режим выпадения осадков в этом районе? Вычислите, за сколько лет в Москве выпадет примерно столько же влаги, сколько в Черрапунджи – за год. Назовите районы и страны на других материках, в которых подобно Черрапунджи имеются самые «мокрые» места.

Ответ: В тропических и субэкваториальных районах выпадают обильные осадки, когда под действием солнечных лучей с поверхности океанов в теплых областях испаряется большое количество воды. Насыщенные влагой воздушные потоки, движущиеся с Индийского океана, достигают наветренных, южных склонов Гималайских гор и поднимаются вверх, в результате чего вода выпадает на землю в виде ливневых дождей. Поскольку это место расположено довольно высоко над уровнем моря, днем оно сильно прогревается под лучами жаркого солнца, и дождевые облака висят над плато до тех пор, пока с наступлением вечера не начнет холодать. Поэтому чаще всего дожди идут ночью.

Сегодня в Черрапунджи в среднем 180 дождливых дней в году. Самые сильные ливни проходят в период с июня по сентябрь и связано это с вторжением экваториальных очень влажных воздушных масс.

В Москве среднегодовое количество осадков составляет, судя по климатической карте, от 500 до 1000 мм в год, следовательно, верны будут вычисления 12000/1000=12 лет или 12000/500=24 года, если брать среднюю величину, которая и близка к реальному показателю в 750мм в год, получаем 12000/750=18 лет. В этом задании проверяем умение работать с климатической картой, поэтому здесь важно умение определить количество осадков и рассчитать количество лет.

В основном это места, близко расположенные к экватору, зачастую приморские. К ним можно отнести: Индию, Филиппины, Малайзию, север Бразилии, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, запад Чили, Сьерра-Леоне, Либерия, Нигерия (т.е. экваториальные районы Африки на западном побережье), о-в Тасмания и т.д.

2. Евразия омывается четырьмя океанами. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат материка? Почему?        

Ответ:  Влияние Атлантического океана на климат Евразии проявляется больше всего вследствие западного переноса в умеренных широтах.

Тема: «Австралия»

1. Родиной одного из самых больших деревьев на Земле является самый маленький материк. Отдельные зеленые гиганты превышают даже высоту 100 м. Настоящие «небоскребы», только зеленые. Интересно, что название этого дерева не соответствует действительности – в переводе с греческого означает «я хорошо покрываю», то есть даю большую тень. Но все как раз наоборот – тени эти деревья дают мало.

        О каких деревьях идет речь? Назовите материк, на котором они распространены. Чем обусловлена эта особенность? Приведите дополнительную информацию об этих представителях флоры.  

Ответ: 1) Австралия    2) Эвкалипты

3) Отсутствие тени под густыми ветвями объясняется особенностями размещения их узких листочков, которые всегда обращаются к солнцу не всей поверхностью, а ребрами. Из-за этого солнечные лучи проходят сквозь листья, как сквозь жалюзи.

4) Высота деревьев различна, их насчитывается свыше 300 видов, листья эвкалиптов являются кормом для медведей-коал.

Тема: «Южная Америка»

        Это самый большой из «затерянных миров». Почти вся его территория покрыта океаном растительности. Гигантские деревья растут так густо, что их верхушки сплелись в непроницаемый зеленый свод. Даже в солнечный день здесь господствует полумрак. Воздух постоянно насыщен водяными парами. Пахнет гнилью. В реках опасно купаться. Здесь много рыб, полчища которых, несмотря на небольшую величину, способны за несколько минут съесть быка. Вооруженные зубами, не уступающими бритве, они очень опасны. Кроме того, в тропических лесах даже обычный дождь часто вызывает у человека головную боль и тяжелые болезни, в частности, лихорадку и расстройство желудка. Коренное население – потомки монголоидов, ошибочно принятые  Х.Колумбом за жителей Индии.

        О какой физико-географической территории (природной зоне) идет речь? На каком материке она расположена? Назовите рыб, упомянутых в тексте. Как принято называть коренное население территории? Назовите тип климата. Приведите дополнительную информацию, характеризующую особенности флоры, фауны, климата  и географического положения этой природной зоны.

       Ответ: 1) Амазония (сельва)

        2) Южная Америка

        3) Здесь круглый год цветет пышный «букет» из почти 15 тысяч видов растений. Из них только пород деревьев свыше 400 видов (в Европе всего 200). Возле подножья зеленых великанов нет ни одной травинки, растут одни лишь мхи, папоротники, орхидеи, разнообразные лианы.

        4) Здесь много кайманов, гигантских анаконд и др.

5) Экваториальный тип климата.

6) При высоких средних температурах (от 25 до 29° С) выпадает от 2000 до 3000 мм атмосферных осадков.

7) Индейцы

8) Подавляющее количество растений мало изучено, многие, имеющие большое целебное значение, часто называют самой большой «аптекой» нашей планеты.

Тема: «Общие сведения о природе Земли»

Каковы различия природы Северного и Южного полушарий? Для этого сравните:

а) Площадь, занимаемую сушей.

б) местоположение суши

в) преобладающие формы рельефа экзогенного происхождения

г) климатические особенности

д) распространение различных форм оледенения: наземного, подземного, морского.

е) наличие теплых морских течений в высоких широтах

ж) преобладающие зональные типы ландшафтов

з) разнообразие природных условий в целом.

Ответ оформите в виде таблицы.  

 

Ответ:

1. Суша занимает в Северном полушарии 39%, а в Южном лишь 19%.

  2. Вокруг полюса в Северном полушарии находится океан, в Южном - суша.

  3. В Северном полушарии ледниковые, водно-ледниковые и мерзлотные формы рельефа, которые в Южном полушарии почти не встречаются.

  4. Для Северного полушария характерен континентальный климат, для Южного океанический. Средняя температура воздуха Северного полушария выше, чем Южного.

  5. В Северном полушарии преобладают подземное и морское оледенения, в южном-наземное.

  6. В Северном полушарии теплые течения заходят в Северный Ледовитый океан, в южном доходят лишь до субтропиков.

  7. В Северном полушарии ландшафты тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов; в Южном наибольшая площадь приходится на ландшафты влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь и полупустынь.

  8. В целом природа более разнообразна в Северном полушарии.  

8 класс

Тема: «Часовые пояса»

В два часа ночи в одном сибирском городе, находящимся недалеко от знаменитого водоема, название которого в переводе с тюркского обозначает «озеро озер», семью разбудил междугородний звонок из Ярославля. Сетуя в начале на прерванный сон, сибиряки затем простили невнимательных родственников.

  1. В каком городе это могло произойти?
  2. Как вы думаете, почему?
  3. Как называется озеро, на берегах которого располагается искомый город?

Ответ:1) Искомый город – Иркутск.                                                                      

2) Причина – разница во времени (города находятся в разных часовых поясах). При движении на восток происходит сдвиг во времени в сторону увеличения. Разница во времени между Ярославлем и Иркутском 5 часов. Поэтому когда в Иркутске два часа ночи, то в Ярославле девять часов вечера.                                                                

3) Озеро Байкал.                                                                                    

Тема: «Внутренние воды»

1. Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами. По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном  берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем. Эта же река дала имя северо-восточному ветру.

Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают  землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема.

Что это за водоем?

В каких субъектах Российской Федерации он расположен?

Как называется река, вытекающая из водоема?

Как называется река, давшая  название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?

У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?

Как называется поселок, в котором располагается исследовательский институт?

Ответ:

Это озеро Байкал.

Расположено оно  в двух субъектах Российской Федерации – Республике Бурятия и Иркутской области.

Вытекает из озера река Ангара.

Река, давшая название хребту, называется Баргузин. Хребет – Баргузинский, зверек – баргузинский соболь, северо-восточный ветер – Баргузин.

Залив называется Провал, он находится у устья реки Селенга.

Поселок называется Листвянка.

 

2.В таверне Афин поспорили два грека-капитана, два старых морских волка, проплававших всю жизнь и побывавших, казалось, во всех краях Ойкумены, какая река самая большая и длинная.

 «Да что твой Истр! Ты бы ещё Танаис вспомнил! – Да что ты знаешь, ты дальше Боспора Киммерийского не бывал, а ещё споришь! – Ну и что, зато Борисфен могуч и свиреп, как Зевс! – Не только Борисфен, но и его «дети», те, которые кочуют по его берегам. – Да, несладко нашим городам в Понте Эвксинском с такими соседями, то-то наши города с лягушками сравнивают – А что сделаешь, ведь не из-за золотого руна приходится там оставаться».

Определите, какие географические объекты упомянуты в данном тексте. Подпишите эти объекты на фрагменте контурной карты. Расположите реки, названные греками, в порядке увеличения их длины (при этом используйте современные названия).


Ответ:
Истр – р. Дунай;     Танаис – р. Дон;

             Боспор Киммерийский – Керченский пролив;

             Борисфен – р. Днепр;

Понт Эвксинский – Черное море.

Дон, Днепр, Дуна

  1. В степях юга Русской равнины и Западной Сибири примерно такое же количество осадков, как и в тундрах полуострова Ямал. Различается ли в этих регионах годовой слой речного стока, и если да, то почему?  

                                                               

Ответ: На Ямале сток больше, так как меньше испарение. Кроме того, вечная мерзлота препятствует просачиванию талой и дождевой воды в грунт, что тоже увеличивает общий объем стока.

  1. Почему в формировании сети русских городов велико значение рек Русской равнины и Сибири?                                                                                                    

Ответ: Российские города в основном располагаются в Европейской части страны и на юге Сибири. Образование городов (особенно в прошлом) было связано с реками – основными торговыми и транспортными путями, источниками рыбы, гарантами безопасности благодаря высоким берегам и т. д.

  1. В купе вагона поезда, идущего за Урал, встретились два пассажира. Один из них ехал домой, другой - в командировку. Выяснилось, что оба они любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот, который ехал домой, жаловался, что хотя озёр на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен, ведь у него дома, на возвышенности Центральной России в небольших озерах, берега которых покрыты сосновыми лесами, рыбы видимо-невидимо.

В каких районах России живет каждый из пассажиров? Какими причинами было вызвано образование озер в каждом из случаев?                                                  

Ответ: Район за Уралом - это плоская степная равнина на юге Западно - Сибирской низменности. Высокие летние температуры там способствуют сильному испарению, и поэтому вода в крупнейших озерах (Чаны, Кулундинское) солоноватая, что определяет почти полное отсутствие в них рыбы. По типу озерных котловин это просадочные озера, образование которых связано с оседанием грунтов; так называемые озера-блюдца.

 Второй район расположен в области действия ледника на территории Центральной России. Вероятно, это Валдайская возвышенность, озера которой образовались между моренными холмами.

  1. «Море было спокойно. Дул не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более тридцати: верховик и низовик, сивер и култун, бережник и полуденник, наконец, жуткий, смерчевой -  сарма». О каком море, по вашему мнению, идет речь в этом отрывке?

Ответ: Речь идет об озере Байкал, которое сибиряки называют морем.    

7. Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?

Ответ:

В середине прошлого века русский академик Бэр объяснил размыв рекою одного берега и связанное с этим отступление речного русла с противоположной стороны, а также часто встречающуюся крутизну берегов вращением Земли вокруг оси. Эта сила еще называется силой Кориолиса (ускорением Кориолиса). Этим фактором объясняется то, что реки в северном полушарии отклоняются к правому берегу и сильнее подмывают его, а в южном – к левому.

Волга – река северного полушария, а, следовательно, крутой – правый берег. Некоторые селения, города на этом берегу неоднократно страдали от подмыва берега рекой. Города левого берега, возникшие на самом берегу Волги, в настоящее время находятся на значительном отдалении от реки.

8. Значительная часть рек России течёт с юга на север и впадает в Северный Ледовитый океан. Как эта особенность речного стока влияет на природу северных частей России?

Ответ: Реки текут с юга на север. Ледоход на юге в верховьях рек начинается раньше, когда на севере реки ещё покрыты льдом. Получаются скопления льда –заторы, поднимается уровень воды, она разливается, затапливая большие площади.

 

Тема: «Климат»

1. На территории России нет места, где зимой не выпадал бы снег. Однако в разных регионах средняя многолетняя высота снежного покрова неодинакова, она изменяется от 10-20 см до 120 см.  Проанализируйте факторы, определяющие высоту снежного покрова, и охарактеризуйте ее пространственное распространение на территории России. Назовите по одному малоснежному  региону в Европейской и Азиатской частях России. Объясните причины малоснежности.  

     

Ответ: 1) Географическая широта (определяет продолжительность зимнего периода)

Рельеф территории (наветренные склоны более многоснежны, внутри горные котловины – самые малоснежные места)

Циркуляция атмосферы

области атмосферного давления (циклональная активность в зимнее время увеличивает высоту; антициклональная – уменьшает)

– ветер (влияет на перераспределение снега в по рельефу)

Влияние океана

2) Равнинная и предгорная части Северного Кавказа (20 см) и Прикаспий (10 см).

Причины:

– незначительная продолжительность зимнего сезона,

–  континентальный климат,

–  влияние Сибирского антициклона в Прикаспии.

Центральное и южное Забайкалье.

Причины:

– резко-континентальный климат,

– влияние Сибирского антициклона,

– рельеф территории

  1. Столица России не может похвастаться мягким климатом. Зимние морозы часто застают врасплох плохо знающих географию зарубежных туристов, которые наивно предполагают разгуливать с непокрытой головой по нашему городу в январскую стужу. Но правильно ли на этом основании предположить, что Москва – самая северная из столиц мира? Есть ли столицы, географически расположенные севернее? Холоднее ли там зимы? Подтвердите ответы сведениями с карт.

Ответ:  Нет. Рига, Таллинн, Хельсинки, Стокгольм, Осло, Рейкьявик. Зимы во всех этих городах теплее из-за влияния более теплых океанических воздушных масс.

  1. Укажите, в каких районах России для покрытия крыши традиционного сельского жилища использовались следующие строительные материалы: солома, дранка (тонкие деревянные планки), глина, тростник. Какими природными условиями это вызвано?      

   

Ответ: Для покрытия крыши в традиционных сельских жилищах использовался подручный материал: в лесной зоне, например, на севере Европейской части,- древесина (дранка), в степной зоне – высушенные стебли злаков (солома). Глина использовалась в районах с минимальным годовым количеством осадков, где отсутствовала опасность размыва крыши во время сильных ливней, например, в Прикаспии. В ряде районов, особенно в сухостепной и пустынной зонах, там, где жилища строились по долинам рек (Нижнее Поволжье, Кубань), крыши покрывались высушенными стеблями приречных растений (тростником)

  1. Почему на «полюсе холода» Северного полушария – Оймяконе  зимой значительно холоднее, чем в лежащей практически на той же широте столице Карелии Петрозаводске?

Ответ: Различия в климате этих территорий при близкой географической широте связаны с действием других климатообразующих факторов и в первую очередь с ослаблением влияния теплого атлантического воздуха за Уралом. В восточной части Сибири климат зимой определяется мощными антициклонами с безоблачной погодой и интенсивным охлаждением земной поверхности ночью. Этот процесс особенно интенсивен в межгорных котловинах (напр. в Оймяконской). Напротив, в Карелии климат зимой определяется циклонами с Атлантики и Северного моря, для которых характерны относительно высокие зимние температуры воздуха и облачность, препятствующая охлаждению поверхности земли.    

  1. Холодный фронт, беспрепятственно пройдя Восточно-Европейскую равнину, достиг Кавказских гор.

Какие изменения погоды и почему вызовет он по другую сторону Кавказских гор, если пересечет их: 1)в высокогорной части; 2) в районе невысоких прибрежных хребтов Западного Кавказа; 3) обойдет Кавказские горы с запада и проникнет в Закавказье с северо-запада, со стороны Черного моря; 4) обойдет Кавказские горы с востока и проникнет в Закавказье с юго-востока, со стороны Каспийского моря? Ответ оформите в виде таблицы.  

                                                                                             

      Ответ:

Характер вторжения холодного фронта вызовет по другую сторону Кавказских гор следующие изменения погоды:

  1. Повышение температуры и понижение относительной влажности воздуха. Поднимаясь по северным склонам гор, воздух охлаждается и теряет влагу. Перевалив через хребет, он начинает спускаться вниз по противоположному склону гор и при этом нагревается. А так как ему приходится  опускаться с большой высоты, то он приходит теплым и сухим. Это фен.
  2. Резкое понижение температуры. Преодолевая невысокий хребет, воздух стремительно направляется к теплому морю. Этот холодный ветер, имеющий северное или северо-восточное направление, получил название бора или норд-ост. В зимнее время он приносит значительное похолодание, а в летнее может наблюдаться без заметного понижения температуры.
  3. Похолодание на Черноморском побережье Кавказа.
  4. Похолодание в восточной части Закавказья.  

6. Вы являетесь докладчиком на конференции на тему «Охрана атмосферного воздуха в России». Что вы можете рассказать об этом? Доклад составьте по следующему плану:

1) Как именно происходит загрязнение атмосферного воздуха;

2) К чему приводит загрязнение атмосферного воздуха;

3) Как влияет погода на загрязнение воздуха;

4) Что может предотвратить загрязнение атмосферного воздуха;

5) В каких городах России атмосферный воздух наиболее загрязнен.

6) Какова ситуация с загрязнением атмосферного воздуха в вашем регионе? Какие крупные загрязнители, проблемы с охраной атмосферного воздуха, влияние погоды?

Ответ: (примерный план ответа)

1) В результате хозяйственной деятельности человека изменяется газовый состав и запыленность нижних слоев атмосферы. С распаханных земель во время бурь поднимается в воздух миллионы тонн частиц почвы. При разработке полезных ископаемых, при производстве цемента, при внесении удобрений и трении автомобильных шин о дорогу, при сжигании топлива и выбросе отходов промышленного производства в атмосферу попадает большое количество разнообразных газов и взвешенных частиц. Кроме того, загрязнение может быть шумовым, световым, тепловым, электромагнитным, радиационным. Еще загрязнение может быть природным (фоновым) и антропогенным.

2) Это вредит здоровью людей, загрязнению водоемов, к болезням и гибели животных, растений, сельскохозяйственных культур (положительно оценивается приведение примеров).

3) Особенно сильно ощущается загрязнение воздуха в антициклональную погоду. Опускающийся в центре антициклона воздух прижимает выбросы к поверхности, поэтому концентрация вредных веществ повышается. В циклоне же воздух более активнее перемешивается, поднимается в верхние слои тропосферы и растекается на большие расстояния.

Кроме того, при соединении сернистого газа с водой образуются кислотные дожди, которые часто выпадают вдали от места выбросов газа.

4) Предотвратить загрязнение можно, прежде всего, применением современных технологий для снижения выбросов в атмосферу вредных газов. Бороться с последствиями загрязнения можно создавая зеленые зоны в городах вдоль дорог, крупных предприятий, в жилых, производственных и деловых кварталах городов. Ведь деревья задерживают пыль, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а также снижают влияние шума. На деревьях и траве задерживается до 70% пыли, находящейся в нижнем слое воздуха. Деревья поглощают углекислый газ, содержащийся в 40-метровом слое воздуха. Для уменьшения выбросов в атмосферу промышленными предприятиями на них строятся очистные сооружения (пыле-, газоуловители). Твердое и жидкое топливо заменяется газом и электроэнергией. (Возможны и другие направления варианта ответа, не изменяющие основной сути).

5) В России городами с наиболее загрязненными  воздушным бассейном традиционно считаются: Москва, Братск, Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Стерлитамак, Улан-Уды. Наибольший суммарный выброс в атмосферу промышленных отходов в год наблюдается в городах: Липецк, Омск, Хабаровск, Казань, Воронеж.

6) В атмосферу области ежегодно поступает более 200 тыс. тонн загрязняющих веществ, из их только автотранспорт дает около 170 тыс. тонн. Т.е. первый загрязнитель воздуха в области – автотранспорт.

7. По мнению некоторых климатологов менее чем через полвека вечные арктические льды станут сезонным явлением. Какие процессы приведут к исчезновению ледового покрова, и как это скажется на хозяйственной деятельности в арктическом бассейне нашей страны?

Ответ: Потепление климата. Полное или частичное сокращение ледового покрова Арктики позволит сделать более активным судоходство, Севморпуть, улучшить условия для рыболовства, добычи нефти и газа на шельфе и освоения прибрежных месторождений полезных ископаемых.

                                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для промежуточной аттестации учащихся 8-х классов

Материал содержит 5 вариантов заданий для проведения промежуточной аттестации по математике учащихся 8-х классов. ...

«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».

Учебно -методическое пособие по географии...

Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов

Данные словарные диктанты предназначены для формирования грамотной математической речи, для развития внимания и оперативной памяти учащихся 5-6 классов коррекционных школ V вида. Могут пригодиться и у...

Презентация Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов

Данные словарные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной и точной математической речи....

«Дидактический материал по географии для учащихся 6 класса»

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя побе...

Дидактический материал. Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»

Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»...

Дидактический материал. "Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»

Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»...