Конспект урока географии для 9 класса «Транспорт России»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Шемет Инна Юрьевна

Задачи урока:

Образовательные:

-  Обобщить знания, умения по теме «Транспорт».

-  Закрепить у учащихся знания о разных видах  транспорта и его  роли в народном хозяйстве страны;

- Анализировать особенности различных видов транспорта,

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и дополнительными текстами;
  • умение самостоятельно предложить вариант железнодорожной трассы для развития своего региона;
  •  способствовать развитию аналитического и логического мышления;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к географии родной страны, края их экономике и экологии.

 - воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе,  развивать экономическую культуру.

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, с дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemet_i.yu_.transport_urok_geografii_9_klass.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии. «Транспорт России»9 класс

Учитель: Шемет Инна Юрьевна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Цель урока: Обобщить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России;  изучить особенности различных транспорта России .

Учебник:  В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население  и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011

Задачи урока:

Образовательные: 

-  Обобщить знания, умения по теме «Транспорт».

-  Закрепить у учащихся знания о разных видах  транспорта и его  роли в народном хозяйстве страны;

- Анализировать особенности различных видов транспорта,

Развивающие: 

  • развивать у учащихся умения и навыки работы с картой и дополнительными текстами;
  • умение самостоятельно предложить вариант железнодорожной трассы для развития своего региона;
  •  способствовать развитию аналитического и логического мышления;

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к географии родной страны, края их экономике и экологии.

 - воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе,  развивать экономическую культуру.

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в группе по картам, с дополнительной литературой.

Предметные: освоение знаний по основным географическим понятиям темы.

Деятельностный компонент: наносить на контурную карту основные транспортные магистрали (Транссибирская магистраль, БАМ), Севморпуть, Волго-Камский бассейн, транспортные узлы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

Карта «Транспорт России»", презентация, атласы, контурные карты, проектор мультимедиа.

Технологическая карта урока

«Транспорт России»

Этапы урока

Действие учителя

Действия учащихся

УУД

Время (мин)

1 Организационный момент.

2 Актуализация и систематизация знаний.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Предлагает учащимся ответить на вопрос: О чем мы говорили на предыдущем уроке?

Подводит под понятие транспорт.

- В чем важность этой сферы экономики?

- В чем  значение транспорта?

- Для чего нам необходим транспорт?

Обобщает и корректирует ответы учащихся. Через высказывания учащихся подводит их к  определению задачи урока по повторению, обобщению  транспорта как отдельной отрасли материального производства,

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Учащиеся активизируют знания, полученные в ходе ранее изученного на уроках, отвечая на вопросы.

Учащиеся рассуждают, слушают учителя, отвечают на вопросы. О  важности транспорта в экономике страны, так как без него не обходится  ни одно предприятие. Он делает жизнь удобнее.

Высказывают предположения  - для чего нужен транспорт.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Организация своей учебной деятельности.

Личностные:

Мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке.

1

3

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации.

Предлагает найти показатель для систематизации видов транспорта, используя таблицу. Слайд№ 7.

Подводит к систематизации транспорта по доле в перевозках грузов и пассажиров в целом.

Метод сериации от малого к большому.

Предлагает вести групповую работу по характеристике видов транспорта.

С помощью материалов в учебнике  определите плюсы и минусы разных видов транспорта

1.Морской транспорт.

Учитель предлагает определить, что это такое « Кратчайшая дорога между Европой и Азией. Мурманск - Диксон - Тикси - бухта Певек - Берингов пролив - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - это …»

Нанесите на контурную карту Севморпуть.

2. Возвращаемся к слайду № 7. находим следующий вид транспорта.

Следит за работой, при затруднении предлагает рассмотреть различные варианты. Интересуется источниками знаний. Предлагает нанести на контурную карту судоходные реки Волжского бассейна.

3. Возвращаемся к слайд у № 7, находим следующий вид транспорта. Предлагает работать по алгоритму. Показывает слайд.

Предлагает оценить развитость данного транспорта в разных регионах страны.

4 Возвращаемся к слайду № 7 , находим следующий вид транспорта. Предлагает работать по алгоритму.

Учитель говорит о самых современных, стоящихся трубопроводах. Проверяет общий кругозор. Предлагает назвать современные трубопроводы, такие как Северный и Южный поток, Сияние Севера, Сила Сибири, Дружба. Проверяет , насколько ученики могут сориентироваться в атласе.

5. Возвращаемся к слайду № 7 , находим следующий вид транспорта. Предлагает работать по алгоритму.

По атласу определите где наибольшая густота железных дорог. Найдите крупные железнодорожные магистрали

 

Отвечают на вопросы на слайдах устно. Пользуются записями в тетрадях.

Сравнивают различные виды по таблице. Используют термины: грузооборот и пассажирооборот

Выясняют особенности транспортной системы России, называют главные задачи транспорта, работают с атласами, текстом учебника, находят нужные определения, транспортные узлы, отмечают в контурной карте главные центры, магистрали, сопоставляют данные, обсуждают, анализируют, делают выводы.

Называют + и – морского транспорта.

+Дешевизна.

- Сезонность. Работа зависит от погодных условий.

Определяют Северный морской путь. Говорят, что это единственная дорога для снабжения населения Крайнего Севера продовольствием; стройматериалами, топливом.

Отмечают на контурной   карте порты, Северный морской путь.

2.Анализируют  данные таблицы, находят внутренний водный транспорт. Называют + и –.

+Дешевизна.

- Сезонность. Реки Сибири текут на север. В европейской части используется Волжский бассейн, который занимает первое место. (находят информацию из атласа).

3. Анализируют  данные таблицы. Предлагают  автомобильный транспорт. Называют + и –

+ Скорость перевозки, маневренность,

- Дороговизна, плохие дороги.

При работе со слайдом называют диспропорцию в обеспеченности автомобильными дорогами европейской и азиатских частей.

4. Анализируют  данные таблицы.  При сравнении трубопроводного и железнодорожного транспортов учитывают пассажирооборот.

Называют трубопроводный транспорт.

Называют + и –.

+ Транспортировка дешевая, транспорт не имеет выбросов в атмосферу

- в случае аварии может произойти экологическая катастрофа.

Называют примеры трубопроводов, используя атлас, записи в тетради.

5. Анализируют  данные таблицы.  

Называют железнодорожный транспорт.

Называют + и –.

+ высокая грузоподъемность, низкая себестоимость, всепогодность. Анализируют карту атласа,

отмечают, что в  Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, на востоке железных дорог мало.

Личностные :

Осознание   важности значения транспортного комплекса для улучшения жизни и качества людей, для экономики страны.

Предметные:

Выявлять и знать особенности транспортной системы России, его состав в ходе изучения данной темы, знать правила работы на уроке, умение работать с разными источниками информации.

Находить на контурной карте и настенной карте транспортные узлы, магистрали.

Метапредметные:

Способность к сотрудничеству и коммуникации, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации.

15 минут

3.  Применение  знаний. практическая работа в группе

по закреплению  знаний. 

Характеристика одной из транспортных магистралей по картам  атласа

Вариант  1 Транссибирская магистраль,

Вариант 2 БАМ.

Учитель предлагает составить план характеристики видов транспорта. После обсуждения показывает слайд, на котором отмечены пункты. При необходимости ведет к нужной формулировке.

Систематизация , слайд № 12

1 Протяженность магистрали

2 Направление магистрали

3 Природные условия , затрудняющие функционирование  магистрали

4 Крупные транспортные узлы магистрали

5 Состав и направление грузопотоков.

6 Перспективы развития.

Работают в группах.  Работают с атласами, текстом учебника, составляют характеристику магистрали . Находят материал,  выбирают нужные факты, обсуждают,  анализируют,  делают выводы записывают в тетради.

На контурной карте находят транспортные узлы, отмечают свою магистраль.

По выбору (1-2 человека) на стенной карте представляют полученную информацию. (слайд 13,14)

Предметные УД:

- закрепить знания

 - делать выбор информации при выполнении заданий в соответствии с планом

Коммуникативные УУД:

- использовать речевые средства для аргументации своей позиции Познавательные УУД:

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- выборочно пересказывать данные

- формулировать выводы о перспективах развития магистрали

10 минут

Поисково-исследователь-ский этап

7 мин.

«Пермский край остается в стороне от главных железнодорожных магистралей. Дороги широтного направления. Дорога на север до Соликамска используется слабо» слайды 15-17

Знакомит с проектом Белкомур. Дает подборку вырезок из СМИ о данной дороге. Предлагает составить характеристику данной дороги по ранее использованному плану.

Раздает материалы (см. приложение)

Помогает в формулировании выводов. Дополнительное задание (при наличии времени)  Определите каким  герб из предложенных территорий принадлежат гербы, слайд 18

Проверка знаний. Индивидуально ответить на вопросы теста.

Исследование (переработка информации,  анализ фактов, обобщение данных текстовых, картографических, диаграмм…)

После обсуждения в группах представляют свой вариант характеристики о Белкомуре. Говорят о международной значимости магистрали. Называют сроки строительства, роли Китая в софинансировании магистрали..

Опережающее знание: специализация Пермского края,

Решают тест.

Предметные

- Знать  особенности географического положения, климата, рельефа, полезных ископаемых указанных территорий.

-Находить  на карте указанные субъекты

-Делать вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.

Метапредметные

- Овладеют  навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

- Умеют  извлекать информацию из различных источников.

- Развивают аналитические умения и навыки.

Личностные

- Формируют  познавательную и информационную культуру.

- Умеют  высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

-предлагают свое решение развития родного края в мировых масштабах.

 7минут

2 мин

6 Рефлексия

Подведение итогов урока, транспорт – отрасль хозяйства, которая имеет большие перспективы. При выборе будущей профессии вы можете учитывать востребованность этих профессий.

Все ли было понятно?

 Как бы вы оценили свою работу? Предлагаю вам вспомнить скорость передвижения разных видов транспорта и оценить свои знания и работу на уроке одним из символом , нарисовать один из видов транспорта на карточке с тестом . Прошу поставить оценку и мне.

Спасибо за урок.

Осознают свою учебную деятельность, делают самооценку результатов себя и работы всего класса.

Личностные

- Формируют  уважение к труду учителя

- Умеют  высказывать,  своё отношение к проведенному уроку, оценить своё участие.

2мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Проверочная работа по географии 9 класс "Транспорт России"

Тестовая работа по теме  "Транспорт России" состоит из 15 заданий. Состоит из заданий с выбором одного ответа, работой с картой....