конспект урока географии 9 кл "Транспорт"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Роль, виды и  значение транспорта

Цель: ознакомить учащихся с транспортом

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

- изучить состав транспортного комплекса;

- познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

- познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

- проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

- рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;

- читать и анализировать тематические карты, статистические материалы

Метапредметные:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-  оценивать работу одноклассников;

-  выделять главное, существенные признаки понятий;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- давать характеристику географических объектов;

- классифицировать информацию;

Личностные:

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры.

Технологии: информационная и коммуникативная, здоровьесберегающие, проектная, проблемно-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик, учебник, атлас, контурные карты

Структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  Создание  мотивационной установки

Приветствует учащихся

 Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 

 Тогда вперед!

Посмотрите видеоролик (о транспорте)

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Да

Смотрят ролик

Актуализция субъектативного опыта учащихся

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Какова тема урока?

К какому сектору экономики относится транспорт?

- На какие относительно самостоятельные  части подразделяется третичный сектор?

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы учителя

-третичный сектор

- производственную инфраструктуру, куда входит коммуникационная система-транспорт и связь и социальную инфраструктуру- сферу обслуживания

Постановка учебных целей и задач

Создание мотивационной установки

- Как вы думаете: какова цель урока?

На какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ? Каковы задачи урока

1.Познакомиться с транспортом России

2.Узнать о значении транспорта

3.Показать его роль, проблемы и перспективы

4. Охарактеризовать виды транспорта

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной. Почему? Какова же основная задача транспорта?

Формулируют цель и задачи урока

Отвечают перемещение в пространстве людей, информации, энергии, грузов,  большие размеры страны, связь районов и звеньев хозяйства

Актуализация опорных знаний и умений

Все виды транспорта делят на две группы: универсальные, которые могут перевозить и грузы и людей ; специализированные, которые перемещают лишь отдельные грузы (нефть, газ, электроэнергию).

Специализированные виды транспорта мы с вами изучали.

Какой вид транспорта перемещает нефть и газ?

А как перемещается электроэнергия?

Отвечают:

Трубопроводный

По ЛЭП

Открытие новых знаний

Групповая работа( мини-проекты)

Работа с картой

К сегодняшнему уроку вы получили опережающие задания, разделившись на группы по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный. Каждая группа представит нам свою работу в виде презентации, где вы должны были отразить:  

1. Описание своего вида транспорта

 2. Значение

 3. Проблемы.

Одинакова ли плотность автодорог? (нет) – Назовите районы с наибольшей и наименьшей плотностью ? (Центральная Россия; Европейский Север, Сибирь и Дальний Восток).

Почему на Севере нет главных магистралей? (суровый климат).

Определите по карте основное напрвление перевозок(С ЗАПАДА НА восток и наоборот)

Почему (Россия вытянута с запада на восток)

По рис 22в  учебнике назовите крупные порты России(Выборг, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток

По карте

- Назовите крупнейшие аэропорты.

- Почему в северных районах нашей страны воздушный транспорт является одним из основных?

Следующая задача, стоящая перед нами : сравнить виды транспорта, используя свои наблюдения и  статистический материал в учебнике. ( стр 62 таблицы № 12, 13)  (Раздаточный материал – таблица с заданием № 1) – 2-3 мин.

Выступление группы : Автомобильный транспор

Работают с картой, отвечают на вопросы

Выступление группы:

Железнодорожный транспорт

Работают с картой, отвечают на вопросы

Выступление группы: Морской транспорт

Работают с картой, отвечают на вопросы

Выступление группы Авиационный транспорт

Работают с картой, отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Первичная проверка понимания

Взаимоконтроль

А теперь проверим полученный результат  

- Какой вид транспорта превосходит по скорости? (воздуш)

- Какой вид транспорта самый дорогой? (воздуш) Какой вид транспорта имеет самую низкую себестоимость перевозки(морск)

-Какой вид транспорта занимает первое место по грузообороту? (трубопр)

- Какой вид транспорта превосходит по пассажирообороту (автом)

-Какой вид транспорта наиболее зависим от погодных условий (авиац)

-Какой вид транспорта больше всего загрязняет окружающую среду? (автом)

А теперь поменяйтесь  полученной таблицей и проверьте друг у друга свои результаты.

Отвечают на вопросы

Проверяют таблицы

Первичное закрепление

Групповая работа

Ситуационные задачи

Определите  преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Перед вами на столах лежит таблица. Каждой группе необходимо определить заполнить ее по своему виду транспорта., используйте учебник

Обсудим

Теперь я предлагаю вам ситуационные задачи, которые предназначены для формирования экологического мышления

1.Вы покупаете автомобиль. Один стоит 300 тыс. рублей, другой, внешне такой же стоит 330 тыс. рублей. Выясняете у продавца - почему такая разница в стоимости. Оказывается, первый продается без каталитического нейтрализатора, второй с каталитическим нейтрализатором. На каком остановите выбор?

2.Вы - владелец автомобиля. Ваш выбор - автомобиль под окном на газоне, либо через квартал на платной автостоянке?

Анализируя ответы учащихся важно показать, что слова "экологическое мышление" до тех пор будут оставаться пустым звуком, пока каждый из живущих в этом селе, городе, в стране не сломает сложившиеся стереотипы поведения, перестанет смотреть на действия своего соседа и начнет действовать в интересах природы, в конечном итоге в интересах самого себя.

Заполняют таблицу

Обсуждают

Решают задачи

Ожидаемый ответ :Конечно же тот, который дешевле, ведь пока в нашей стране ездят миллионы автомобилей без каталитического нейтрализатора, поэтому зачем переплачивать лишнее.

Под окном, так удобнее им пользоваться, он все время на виду и под рукой.

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

  1. П.14-15
  2. Ответить на вопросы после параграфов

3.Проект на тему : «Транспорт Тульской области»

Записывают д/з

Рефлексия

Слова напутствия

Фраза для одногруппника

Переходим к этапу рефлексии

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Оцените учащихся своей группы. Выберите  фразу для одногруппника:

Ты молодец.: фамилии

Я доволен твоей работой на уроке.:фамилии

Ты мог бы поработать лучше.: фамилии

Оценивают свою работу и работу других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...