Мастер - класс "Использование игровых технологий для активизации познавательной активности школьников на уроках географии"
методическая разработка по географии

Малыгина Наталья Сергеевна
Данный мвтенбыл использован в рамках конкурса"Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000d4f88-ef62af3e.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс « Использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности на уроках географии»

Ход мастер-класса:

1.Приветствие.

- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Рада, что все мы здесь сегодня собрались. Надеюсь, что у нас получится интересный, а главное, полезный разговор.

- Настроенье каково?

- Во!

- Все такого мнения?

- Все без исключения!

- География – наука!

-  Ей хотим мы научиться .

И сегодня на уроке обещаем не лениться.

2. Актуализация мастер-класса

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

        Любой учитель , независимо от стажа работы  задаётся вопросом «Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес к изучаемому предмету у детей? ». Думаю, в таких случаях, у большинства в помощь приходит замечательное средство – игра! В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.        

        Вообще, на своих уроках я использую различные технологии: музейная педагогика с сочетанием проектной технологии ( сейчас занимаемся созданием проекта о ветеране ВОВ нашего посёлка) , да и проектная деятельность сама по себе, ведь в современных рамках образования должна проводиться защита проектов по учебным предметам, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления.

        Но , исходя из опыта,  я хочу сказать, что игровая технология гораздо эффективнее влияет на работу детей, на запоминание ими материала.

        Термин «Дидактическая игра» ввели Фребель и Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». В нашей стране термин стал употребляться с 1960 года , как формула «учения с увлечением». Если углубляться в статистику, то по исследованию специалистов только 68 % учителей в настоящее время применяют дидактические игры, но не более 3 раз в год.

        Что же такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Этот метод может быть использован в различных образах: деловая, сюжетная и дидактическая игры, игра- путешествие. Игровая технология в обучении ребёнка играет особую роль. Через неё реализуется опыт творческой деятельности, она стимулирует социальную активность школьника. Игровая деятельность – это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива , и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр.  

        Что же такое образовательная игра? Образовательная игра – это активные методы , используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогический целей.

        Нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно , от учителя требуется такт , терпение, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно ввести детей в игру , а не навязывать её.

3. Мастер-класс

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам отправится в путешествие по карте мира и немножечко поиграть. Каждый учитель географии знает, что одним из основных требований к знаниям, умениям и навыкам при обучении является знание карты, умение показать географический объект на ней. Как раз-таки в изучении Мирового Океана и материков важную роль могут иметь игры. Они помогут быстрее запомнить названия морей и островов, государств и их столиц. Хочу рассказать о двух географических играх, которые можно применять при изучении географических объектов.

Игра «Раз! Два! Три!»

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке , они произносят слова : «Раз !Два! Три! Море назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Первый, кто промолчит – выбывает из игры, о остальные продолжают игру. Оставшиеся участники продолжают игру со словами, например «Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город, страну материка)».

И так продолжается игра, пока не останется минимальное количество участников.

Игра «Вверх-вниз»

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т.п.) ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства , все участники игры опускают руки вниз. Сделавший 2 ошибки выбывает из игры. Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения , иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует движения ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить , но называть уже надо горы, реки, озера.

Как вы заметили, игра требует двигательной активности. Поэтому её можно использовать в качестве физминутки.

Вот и закончилось наше маленькое путешествие по миру. Вы согласны с тем, что игра – это искра, зажигающая в нас любознательность?

А вот мне теперь любопытно, как вам понравился мастер-класс.  Если он был для вас:

- полезным и интересным – Большой палец

- получил конкретную рекомендацию – Указательный

- мне было трудно и не интересно – мизинец

      В заключении своего выступления хотелось бы сказать , что не нужно давать детям знания, которые душат их разум, задача педагога – совершенствовать методы и способы работы так, что детям было интересно , и чтобы им запоминался каждый урок, как яркий момент.

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Педагог – он не тот, кто лишь только учит.

Педагог-это много профессий в одной.

Если нужно- певец, и певцом будет лучшим!

Если нужно – артист, и артист – неземной!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии

статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...

Проект, как способ активизации познавательной активности школьников

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в про...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....