Мастер - класс "Использование игровых технологий для активизации познавательной активности школьников на уроках географии"
методическая разработка по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс « Использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности на уроках географии»
Ход мастер-класса:
1.Приветствие.
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Рада, что все мы здесь сегодня собрались. Надеюсь, что у нас получится интересный, а главное, полезный разговор.
- Настроенье каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- География – наука!
- Ей хотим мы научиться .
И сегодня на уроке обещаем не лениться.
2. Актуализация мастер-класса
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Любой учитель , независимо от стажа работы задаётся вопросом «Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес к изучаемому предмету у детей? ». Думаю, в таких случаях, у большинства в помощь приходит замечательное средство – игра! В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Вообще, на своих уроках я использую различные технологии: музейная педагогика с сочетанием проектной технологии ( сейчас занимаемся созданием проекта о ветеране ВОВ нашего посёлка) , да и проектная деятельность сама по себе, ведь в современных рамках образования должна проводиться защита проектов по учебным предметам, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления.
Но , исходя из опыта, я хочу сказать, что игровая технология гораздо эффективнее влияет на работу детей, на запоминание ими материала.
Термин «Дидактическая игра» ввели Фребель и Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». В нашей стране термин стал употребляться с 1960 года , как формула «учения с увлечением». Если углубляться в статистику, то по исследованию специалистов только 68 % учителей в настоящее время применяют дидактические игры, но не более 3 раз в год.
Что же такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Этот метод может быть использован в различных образах: деловая, сюжетная и дидактическая игры, игра- путешествие. Игровая технология в обучении ребёнка играет особую роль. Через неё реализуется опыт творческой деятельности, она стимулирует социальную активность школьника. Игровая деятельность – это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива , и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр.
Что же такое образовательная игра? Образовательная игра – это активные методы , используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогический целей.
Нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно , от учителя требуется такт , терпение, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно ввести детей в игру , а не навязывать её.
3. Мастер-класс
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам отправится в путешествие по карте мира и немножечко поиграть. Каждый учитель географии знает, что одним из основных требований к знаниям, умениям и навыкам при обучении является знание карты, умение показать географический объект на ней. Как раз-таки в изучении Мирового Океана и материков важную роль могут иметь игры. Они помогут быстрее запомнить названия морей и островов, государств и их столиц. Хочу рассказать о двух географических играх, которые можно применять при изучении географических объектов.
Игра «Раз! Два! Три!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке , они произносят слова : «Раз !Два! Три! Море назови!». При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Первый, кто промолчит – выбывает из игры, о остальные продолжают игру. Оставшиеся участники продолжают игру со словами, например «Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город, страну материка)».
И так продолжается игра, пока не останется минимальное количество участников.
Игра «Вверх-вниз»
Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т.п.) ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства , все участники игры опускают руки вниз. Сделавший 2 ошибки выбывает из игры. Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения , иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует движения ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить , но называть уже надо горы, реки, озера.
Как вы заметили, игра требует двигательной активности. Поэтому её можно использовать в качестве физминутки.
Вот и закончилось наше маленькое путешествие по миру. Вы согласны с тем, что игра – это искра, зажигающая в нас любознательность?
А вот мне теперь любопытно, как вам понравился мастер-класс. Если он был для вас:
- полезным и интересным – Большой палец
- получил конкретную рекомендацию – Указательный
- мне было трудно и не интересно – мизинец
В заключении своего выступления хотелось бы сказать , что не нужно давать детям знания, которые душат их разум, задача педагога – совершенствовать методы и способы работы так, что детям было интересно , и чтобы им запоминался каждый урок, как яркий момент.
Современный учитель – он как Прометей-
Зажигает в сердцах детских пламя знаний.
И старается не отставать от детей,
Совершенствуясь, не прекращая исканий.
Педагог – он не тот, кто лишь только учит.
Педагог-это много профессий в одной.
Если нужно- певец, и певцом будет лучшим!
Если нужно – артист, и артист – неземной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-38409-1512634219.jpg)
Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии
статья о Стимулирование познавательной активности школьников на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31607.jpg)
Проект, как способ активизации познавательной активности школьников
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в про...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372605-1387826353.jpg)
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...
Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников
Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/14/picture-653985-1439506710.jpg)
Использование нестандартных форм уроков для активизации познавательной активности школьников.
Методическая тема....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/16/picture-427176-1652685906.jpg)
Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников
В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....