План-конспект урока: «Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса»
план-конспект урока по географии (7 класс)

План-конспект к уроку географии по теме «Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

§ 1. Тема урока: «Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса»

Цель: сформировать представление о современных учениях происхождения и эволюции литосферы.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания о строении литосферы.
  2. Познакомить учащихся с гипотезами происхождения Земли, теорией литосферных плит.
  3. Обучить приемам чтения карты «Строение земной коры».
  4. Научит прогнозировать по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой

        2. Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)

- Какую оболочку Земли называют географической?

- Назовите основные свойства географической оболочки и приведите примеры их проявления.

- Сформулируйте закон географической зональности.

- Почему в состав географической оболочки входят не вся атмосфера и не вся литосфера?

- Что является основной причиной географической зональности?

3. Изучение нового материала.

Вы знаете, что формирование Земли произошло около 4,54 млрд лет назад. Современное географическое положение материков и океанов, особенности их рельефа — результат длительного геологического развития Земли. Существует несколько гипотез о формировании поверхности Земли, в том числе о развитии её крупнейших частей — материков и океанов.

Дрейф континентов. Гипотеза А. Вегенера. В 1912 году немецкий учёный Альфред Вегенер (1880–1930) выдвинул гипотезу о дрейфе континентов. Согласно его предположению, в геологическом прошлом существовал единый огромный континент Пангея, окружённый океаном Панталасса (ученики смотрят на рис 4 учебника, а так же стр 12,13 атласа).

Около 200 млн лет назад Пангея раскололась на два материка — Лавразию и Гондвану, разделённые океаном Тетис. Из Лавразии образовались большая часть Евразии, Северная Америка, Гренландия, из Гондваны — Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия, полуострова Индостан и Аравийский. Материки постепенно отдалялись друг от друга и приняли со временные очертания. Однако гипотеза А. Вегенера не могла объяснить, какие силы заставляют материки двигаться по пластичному слою в верхней мантии — астеносфере.

Теория литосферных плит. В начале 1960-х годов, когда была открыта система срединно-океанических хребтов, учёные разработали теорию литосферных плит. Согласно этой теории литосфера состоит из отдельных блоков — литосферных плит.

Литосферная плита — устойчивый блок литосферы, медленно движущийся по астеносфере (ученики записывают новое понятие в тетрадь).

Литосферных плит около 20. Они включают океаническую и материковую земную кору и самую верхнюю часть мантии (под материками до глубины 150–200 км, под океанами — примерно до 50 км). Крупнейшие литосферные плиты — это Евразийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Тихоокеанская ( Ученики ищут плиты на карте атласа.)

Литосферные плиты могут расходиться, сталкиваться и двигаться параллельно друг другу. В океанах границами литосферных плит являются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба. В срединно-океанических хребтах вещество мантии непрерывно поднимается к поверхности, остывает и затвердевает. В результате края разломов постоянно раздвигаются, а на их месте формируются молодые участки океанической земной коры ( Ученики рассматривают рис. 5 в учебнике). Примером может служить Срединно-Атлантический хребет высотой около 3,5 км. В глубоководных желобах происходит погружение одной литосферной плиты под другую. Поэтому объём Земли остаётся постоянным.

При встрече мощной материковой литосферной плиты и тонкой океанической — последняя «ныряет» под материковую и погружается (ученики рассматривают рис. 5 в учебнике). В недрах Земли океаническая плита достигает мантии и снова расплавляется. Материковая плита поднимается и сминается в складки. В результате такого взаимодействия на краю материка образуются высокие горные хребты или островные дуги, а в непосредственной близости в океане — глубоководные желоба. Так, у берегов Южной Америки образуются глубоководные желоба Перуанский и Чилийский и горы Анды с действующими и потухшими вулканами. (ученики ищут на карте, какие глубоководные желоба образуются при подтекании Тихоокеанской литосферной плиты под континентальную Евразийскую.)

Столкновение двух материковых литосферных плит приводит к смятию пород в складки и образованию высоких молодых гор. Так, на стыке Индо-Австралийской и Евразиатской литосферных плит возникли высочайшие в мире горы Гималаи (ученики рассматривают рис. 5 в учебнике).

Платформы и складчатые пояса. В основании материков лежат относительно устойчивые участки земной коры — платформы (рассматривают рис. 6 в учебнике).

Платформа — крупный, относительно устойчивый участок земной коры, состоящий из кристаллического фундамента и осадочного чехла (ученики записывают новое понятие в тетрадь).

Платформы имеют двухъярусное строение. Древнее основание платформы, сложенное магматическими и метаморфическими породами, называют кристаллическим фундаментом. Верхний ярус платформы состоит из более молодых осадочных горных пород — это осадочный чехол. Платформы характеризуются равнинным рельефом, отсутствием вулканической деятельности, слабой сейсмичностью. В пределах платформ выделяют плиты и щиты.

Платформенная плита — крупная часть платформы, перекрытая осадочным чехлом.

Щит — выступ платформы, на котором кристаллический фундамент выходит на поверхность (ученики записывают новое понятие в тетрадь).

В рельефе платформенным плитам соответствуют низменные равнины, а щитам — возвышенные равнины. Например, в основании Восточно-Европейской платформы выделяют Русскую плиту, Балтийский и Украинский щиты. (Сопоставьте карты «Строение земной коры» и «Физическую карту», приведите свои примеры.)

По времени образования кристаллического фундамента платформы делятся на древние и молодые. У древних платформ возраст фундамента превышает 1 млрд лет. На планете 10 древних платформ, в том числе Восточно-Европейская, Аравийская, Индостанская, Сибирская, Африканская и другие. (Приведите свои примеры по карте.) К древним платформам примыкают молодые (их называют плитами): Западно-Сибирская, Туранская. Фундамент их образован на более поздних стадиях развития земной коры и сложен в основном осадочными и вулканическими породами.

В местах столкновения литосферных плит образуются глобальные складчатые пояса.

Складчатый пояс — линейно вытянутый складчатый участок земной коры с высокой тектонической активностью (ученики записывают новое понятие в тетрадь).

Крупнейшие из них — древний Урало-Монгольский, молодые Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский складчатые пояса. Тихоокеанский пояс опоясывает Тихий океан, в него входят горы Анды, Кордильеры, вулканические дуги островов (Алеутских, Курильских, Японских, Филиппинских), Антарктические Анды.

Альпийско-Гималайский пояс протягивается через всю Евразию и включает горы Пиренеи, Альпы, Кавказ, Гималаи, горы Малайского архипелага. Здесь продолжаются активные горообразовательные процессы, сопровождающиеся землетрясениями и извержениями вулканов.

Отдельные крупные части складчатых поясов образуют складчатые области (например, Урал, Алтай).

4.Закрепление и обобщение: (фронтальный опрос)

- Из каких древних гигантских континентов образовались современные материки?

-Что такое литосферная плита? Приведите примеры.

- В чём заключается теория литосферных плит?

- Как называются относительно устойчивые и тектонически спокойные

участки земной коры?

- Какие части платформ называют плитами, а какие — щитами?

- Какие тектонические структуры образуются на границах литосферных плит?

- Почему в пределах Тихоокеанского вулканического кольца расположено около 80 % всех действующих вулканов Земли?

5. Домашнее задание: параграф 1, найти на карте в атласе крупнейшие литосферные плиты и глобальные складчатые пояса и подписать их на контурной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ "Скалярное произведение" теория + ссылка на ЭФИР

Материалы активно используются в дистанционном обучении.Прикрепляю ссылку на эфир по данной теме,проводимый для группы 1 курса  специальности "Компьютерные сети" https://vk.com/wal...

ПЛАН-КОНСПЕКТ "Основы тригонометрии" теория + практика + ссылка на ЭФИР

Дистанционное обучение моих студентовнапрямую сопряжено с обучением в онлайнс помощью прямых видео-эфиров.Ссылки на проведенные эфиры по теме ТРИГОНОМЕТРИЯдля группы 1 курса специальности "Компью...