Рабочая программа 5-6 класс
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Терехина Елена Алексеевна

Рабочая программа 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_5-6_klass_2019-20g._-_kopiya.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на заседании школьного методического                                                                           Приказ №

объединения учителей иностранных языков                                                                    от «   »сентября 2019 г.

рук. МО                                                                                                                                 Директор МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

_________________Солдатова Е.В.

«30 » августа      2019 г.                                                                                                     _____________________ Тимошенко Н.А.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

________________Матюшенко Е.Е.

«30   »августа     2019 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.В. Пушкова»

Рабочая программа по географии

для учащихся 5-6 – а, б, в классов

2019/2020 учебный год

                             составитель: Терехина Елена Алексеевна

учитель географии


  1. Пояснительная  записка

Главная цель курса — развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

.

  1. Общая  характеристика    учебного  курса

В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 5-6  классов образует первый  блок базового содержания дисциплины «География» основной школы.  Блок «География Земли» традиционно разделён на две части — «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны».

Рабочая программа разработана на основе:

  1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
  2. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
  3. Рабочей программы. География. 5 – 9 классы / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Учебника: География. Землеведение. 5 - 6 классы/ О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2015.

Общее количество часов – 34, в том числе резервных уроков – 3 час. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.

  1. Место  учебного  курса  в  учебном   плане

Блок носит название «География Земли», который изучается в течение трёх лет, в 5 и 6 классах - 68 ч (1 ч в неделю в каждом классе) и в 7 классе - 68 ч (2 ч в неделю). В блок «География Земли» входит четыре раздела: «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население Земли» и «Материки, океаны и страны».

  1. Результаты  освоения   курса  « География  5-6 класс »

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального);

Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор), понимать людей другой культуры;

Усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса по средством знакомства с историко-культурными регионами мира;

На основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

Формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;

Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);

Изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

Обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых-человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;

Предметные результаты обучения

Выпускник научится:

  •  выбирать  источники  географической  информации (картографические,  статистические,  текстовые,  видео-  и  фотоизображения,

компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  •   ориентироваться  в  источниках  географической  информации (картографические,  статистические,  текстовые,  видео-  и  фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять  и  сравнивать  качественные  и  количественные  показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в  пространстве  по  географическим  картам  разного  содержания  и  другим источникам;  выявлять  недостающую,  взаимодополняющую  и/или противоречивую  географическую  информацию,  представленную  в  одном  или нескольких источниках;
  •   представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического  описания)  географическую  информацию,  необходимую  для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать  различные  источники  географической  информации

(картографические,  статистические,  текстовые,  видео-  и  фотоизображения, компьютерные  базы  данных)  для  решения  различных  учебных  и  практико-ориентированных  задач:  выявление  географических  зависимостей  и закономерностей  на  основе  результатов  наблюдений,  на  основе  анализа, обобщения  и  интерпретации  географической  информации  объяснение географических  явлений  и  процессов  (их  свойств,  условий  протекания  и географических  различий);  расчет  количественных  показателей, характеризующих  географические  объекты,  явления  и  процессы;  составление простейших  географических  прогнозов;  принятие  решений,  основанных  на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  •   проводить  с  помощью  приборов  измерения  температуры, влажности  воздуха,  атмосферного  давления,  силы  и  направления  ветра,

абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  •   различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  •   использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  •   оценивать  характер  взаимодействия  деятельности  человека  и компонентов  природы  в  разных  географических  условиях  с  точки  зрения концепции устойчивого развития;
  •   различать  (распознавать,  приводить  примеры)  изученные демографические  процессы  и  явления,  характеризующие  динамику

численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  •   использовать  знания  о  населении  и  взаимосвязях  между изученными  демографическими  процессами  и  явлениями  для  решения

различных учебных и практико-ориентированных задач;

  •   описывать  по  карте  положение  и  взаиморасположение географических объектов;
  •   различать  географические  процессы  и  явления,  определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  •   устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,  материальной  и  духовной  культуры  регионов  и  отдельных  стран; адаптации человека к разным природным условиям;
  •   объяснять  особенности  компонентов  природы  отдельных территорий;
  •   приводить  примеры  взаимодействия  природы  и  общества  в пределах отдельных территорий;
  •   уметь  ориентироваться  при  помощи  компаса,  определять  стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  •   описывать погоду своей местности;
  •  объяснять расовые отличия разных народов мира;
  •   давать характеристику рельефа своей местности;  
  •  уметь  выделять  в  записках  путешественников  географические особенности территории
  •   приводить  примеры  современных исследований.

Выпускник получит возможность научиться:

  •   создавать  простейшие  географические  карты  различного содержания;
  •   моделировать географические объекты и явления;
  •   работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  •   подготавливать  сообщения  (презентации)  о  выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  •   ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  •   использовать  знания  о  географических  явлениях  в  повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  •   приводить  примеры,  показывающие  роль  географической  науки  в решении  социально-экономических  и  геоэкологических  проблем  человечества; примеры  практического  использования  географических  знаний  в  различных областях деятельности;
  •   воспринимать  и  критически  оценивать  информацию географического  содержания  в  научно-популярной  литературе  и  средствах

массовой информации;

  •   составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях  и  закономерностях  событий,  процессов,  объектов,  происходящих  в географической оболочке;
  •   сопоставлять  существующие  в  науке  точки  зрения  о  причинах происходящих глобальных изменений климата;
  •   наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  •  давать  характеристику  климата  своей  области  (края, республики);

Тематическое планирование – 5 класс

(34 часа в год)

Распределение часов по разделам

№ раздела, темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

В том числе на практические работы

1.

Раздел I. Как устроен наш мир

10

1

Тема 1. Земля во Вселенной

6

Тема 2. Облик Земли

4

1

2.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности

8

1

Тема 3. Изображение Земли.

2

Тема 4.История открытия и освоения Земли.

6

1

3.

Раздел III. Как устроена наша планета

16

3

Тема 5. Литосфера.

5

1

Тема 6. Гидросфера.

3

  1. Тема 7. Атмосфера.

3

1

Тема 8. Биосфера.

2

1

Тема 9. Природа и человек.

3

Всего часов34

Тематическое планирование – 6 класс

(34 часа в год)

Распределение часов по разделам

№ раздела, темы

Наименование раздела и темы

Количество

часов

В том числе на практические работы

1.

Раздел IV. Земля во Вселенной

3

1

2.

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

5

2

3.

Раздел VI. Природа Земли

18

2

Тема 10. Планета воды.

2

Тема 11. Внутреннее строение Земли.

3

  1. Тема 12. Рельеф суши.

3

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли.

6

2

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли.

4

4.

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни

8

Тема 15. Живая планета

2

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности

3

Тема 17. Природа и человек

3

Всего часов                                                                                             34

Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Дата

 Тема урока

Тип урока

Практические работы

коррекция

Раздел I. Как устроен наш мир – 10 часов.

Тема 1. Земля во Вселенной – 6 часов.

1.

Введение.

Сентябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

2.

Представление об устройстве мира.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

3.

Звёзды  и Галактики

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

4.

Солнечная система

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

5.

Луна-спутник Земли.

Октябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

6.

Земля-планета Солнечной системы.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 2.Облик Земли-4 часа

7.

Облик земного шара.

3 неделя

практикум

Практическая работа №1.

8.

Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

9.

Параллели и меридианы. Градусная сеть.

Ноябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

10

Урок-практикум.

Глобус как источник географической информации.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

Раздел II.Развитие географических знаний о земной поверхности- 8 часов

Тема 3.Изображение Земли- 2 часа.

11

Способы изображения земной поверхности.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

12

История географической карты.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 4.История открытия и освоения Земли-6 часов.

13

Географические открытия древности.

Декабрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

14

Географические открытия Средневековья

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

15

Великие географические открытия.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

16.

В поисках Южной Земли

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

17.

Исследование океана и внутренних частей материков.

Январь

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

18.

Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации.

3 неделя

практикум

Практическая работа №2

Раздел III.Как устроена наша планета.

Тема 5.Литосфера-5 часов.

19.

Внутреннее строение Земли

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

20.

Горные породы и их значение для человека

Февраль

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

21

Урок-практикум.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

22.

Рельеф и его значение для человека

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

23.

Основные формы рельефа

4 неделя

практикум

Практическая работа №3

Тема6.Гидросфера-3 часа.

24

Мировой круговорот воды.

Март

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

25.

Мировой океан и его части

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

26.

Гидросфера-кровеносная система Ознакомление с новым материалом Земли

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема7.Атмосфера-3 часа.

27

Атмосфера Земли и её значение для человека.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

28

Погода

Апрель

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

29.

Урок -практикум.

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

2 неделя

практикум

Практическая работа №4

Тема 8.Биосфера-2 часа.

30.

Биосфера - живая оболочка Земли

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

31.

Урок - практикум.

Экскурсия  в природу.

4 неделя

практикум

Практическая работа №5

Тема 9.Природа и человек-3 часа.

32.

Воздействие человека на природу.

Май

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

33.

Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета». Ознакомление с новым материалом

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

34.

Обобщающий урок за курс «Землеведения» в 5 классе.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Практические работы

коррекция

Раздел IV. Земля во Вселенной–3 часа.

1

Вращение Земли и его следствия.

Сентябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

2

Географические координаты.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

3

Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу.

3 неделя

практикум

Практическая работа № 1

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение –5 часов.

4

План местности.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

5

Ориентирование по плану и на местности.

Октябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

6

Урок-практикум. Составление плана местности.

2 неделя

практикум

Практическая работа № 2

7

Многообразие карт.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

8

Урок-практикум. Работа с картой.

4 неделя

практикум

Практическая работа № 3

Раздел VI. Природа Земли – 18 часов.

Тема 10. Планеты воды – 2 часа.

9

Свойства вод Мирового океана.

Ноябрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

10

Движение вод в Мировом океане.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 11. Внутреннее строение Земли – 3 часа.

11

Движение литосферных плит.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

12

Землетрясения: причины и последствия.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

13

Вулканы.

Декабрь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 12. Рельеф суши – 3 часа.

14

Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

15

Горы.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

16

Равнины.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 13. Атмосфера и климаты Земли – 6 часов.

17

Температура воздуха.

Январь

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

18

Атмосферное давление. Ветер.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

19

Облака и атмосферные осадки.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

20

Погода и климат.

4 неделя

практикум

Практическая работа № 4

21

Урок-практикум. Работа с климатическими картами.

Февраль

1 неделя

практикум

Практическая работа № 5

22

Наблюдение за погодой.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли – 4 часа.

23

Реки в природе и на географических картах.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

24

Озёра.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

25

Подземные воды, болота, ледники.

Март

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

26

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

2 неделя

Проверки и коррекции знаний и умений

Тестовая работа №1

Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни – 8 часов.

Тема 15. Живая планета –2 часа.

27

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

28

Почва как особое природное тело.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности – 3 часа.

29

Понятие о географической оболочке.

Апрель

1 неделя

Ознакомление с новым материалом

30

Природные комплексы как части географической оболочки.

2 неделя

Ознакомление с новым материалом

31

Природные зоны Земли.

3 неделя

Ознакомление с новым материалом

Тема 17. Природа и человек – 3 часа.

32

Стихийные бедствия и человек.

4 неделя

Ознакомление с новым материалом

33

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

Май

1 неделя

Проверки и коррекции знаний и умений

Тестовая работа №2

34

Урок повторения по курсу «География. Землеведение».

2 неделя

Повторения и обобщения


  1. Материально-техническое,  учебно-методическое   и  информационное  обеспечение   образовательного  процесса

п/п

1

Тематические  карты.

3 экз.

Ф

2

Коллекция горных  пород.

15 экз.

Ф

3

Глобус  физический

1экз.

Ф

4

Глобус  практический

1экз.

Ф

Компьютерные  информационные  коммуникативные  средства

1

Компьютерные  программы  по  темам  курса

1экз.

Ф

2

Видеоэнциклопедия  для  народного образования  -4  части

1экз.

Д

3

Электронное  приложение   « Сферы »5-6 класс

1экз.

Д

4

Интерактивные  карты  по  географии

1экз.

Д

Технические  средства  обучения

1

Компьютер  мультимедийный  (интерактивная  доска  с  выходом  в  Интернет)

1экз.

Ф

2

Мультимедиа   проектор, проекционный  экран

1экз.

Ф

3

Видеомагнитафон

1экз.

Ф

4

Телевизор

1экз.

Ф

5

Классная  доска   с  набором  магнитов

1экз.

Ф

6

Компьютер

1экз.

Ф

Экранно-звуковые  пособия

1.

Аудиозаписи  в  соответствии  с  программой  обучения

1экз.

Ф

2

Видеофильмы, соответствующие  тематике  программы

1экз.

Ф

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...