Путешествие по Лавразии (5 класс) ФГОС ООС
план-конспект урока по географии (5 класс)

Алова Олеся Владимировна

Формирование первичных представлений  об особенностях природы Евразии, развитие умения выделять главное при работе с текстом,формирование умения управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к урокам географии, формирование умения работать с картой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока к § 21

Предмет

География

Класс

5

УМК

Русское слово. Домогацких………………

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Путешествие по Евразии

Цель урока

Формирование первичных представлений о Евразии на основе знакомства с текстовым материалом  учебника и картографической информацией, умения самостоятельно находить нужную информацию.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Формирование первичных представлений  об особенностях природы Евразии, развитие умения выделять главное при работе с текстом,формирование умения управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к урокам географии, формирование умения работать с картой.

Методы обучения

Информационно- репродуктивный, исследовательский, географическое конструирование

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, групповая

Средства обучения

Учебник. Контурная карта, атлас, компьютер, экран, проектор, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, желает плодотворной работы.

Повторение пройденного материала индивидуальный и  фронтальный опрос «Мировой океан и его значение»

Отвечают приветствием

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силу и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения

Умение настраиваться на занятия

2. Постановка цели и задач урока

Я хочу вам предложить тему урока, которую назвала «ПАЛЕОКОНТИНЕНТ»

Вам известно, о чем мы сегодня будем говорить?

Умение планировать  работу. Слушание учителя и товарищей,построение понятных для собеседника  высказываний

Запись на доске плана содержания урока(фиксирование на доске представление о теме),белые флаеры-напишите вопросы к теме урока

Умение правильно оформить свои мысли, область первичных представлений на доске

3. Актуализация знаний

Спасибо вам ребята за общие вопросы, новы не знаете общего вопроса(сколько здесь получилось разных вопроса? Эти вопросы помогут нам полностью найти ответ? НЕТ

А когда, вы стоите в тупике, где вы не можете найти ответ. К кому или чему вы обращаетесь? К интернету(я тоже там ищу информацию). Википедия Палеоконтине́нт (от греч. πᾰλαιός — древний, и лат. continens — объемлющий, непрерывный), или древний материк – в геологии, сопоставимый с материком по размеру и строению массив суши, существовавший на Земле в геологическом прошлом

Актуализируют географические знания, полученные в курсе начальной школы.

Мы получили ответ на свой вопрос?

Компетенция обучающихся в области географии

Сотрудничают с учителем  своего поведения  и поведения товарищей и сверстниками. Выражают свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Слушание учителя и сверстников.Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи. Регулирование своего поведения и поведения товарищей

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что  еще подлежит усвоению, осознание  качества и уровня  усвоения.

4. Первичное усвоение новых знаний

И так ребята давайте себя представим учеными. Какими источниками информации могли бы пользоваться ученые-географы для изучения материка и ккие вопросы ставили ученые для изучения?

1)ГП

2)Рельеф

3)Природа

4)Население.

Все что вы назвали давайте попробуем объединить в группы:

1)Географическое положение

2)Рельеф и формы рельефа материка

3)Природа материка

4)Население.

У каждой группы 5 минут, с помощью информации которая представлена у вас в папках. Изучите и докажите что Палеоконтинет-это материк, который начал образовываться в докембрийскую эпоху.Если вы не придете к итоговому результату, мне нужно чтобы вы посидев, подумав представили од своих рассуждений.

Ставят задачи урока.

Формирование  исследовательских действий, исследовательской культуры,  умения систематизировать и делать выводы

Обьединяют усилия на решение поставленной задачи. Обсуждают выводы.

Согласование усилий  по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Самоконтроль и взаимоконтроль

Умение слушать и наблюдать в соответствии с целевой установкой. Планирование  и корректировка своих действий.

5. Первичная проверка понимания

И так наши ученые географы сделали вывод, но нам понадобилось меньше времени.

На зеленых флаерах давайте напишем вопросы, к теме Евразия.

Сравнивают  увиденное и услышанное с составленным с планом. Определяют, что  осталось неизвестным.

Анализ содержания презентации. Выделение существенной  информации, осознанное построение речевых высказываний в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов, во фронтальном режиме. Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации. Принимают решение и реализуют его.

Понимать на слух вопросы и ответы товарищей.Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контролируют правильность ответов обучающихся. Вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и продукта

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Чтобы представление о Евразии стало наиболее полным- выполните задания . Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке полученных знаний и способов деятельности посредством их применения  на практике.

Распознают и воспроизводят изученный материал. Добывают недостающие сведения.

Самостоятельная работа с картой и атласом, умение сравнивать.

Умение  работать в паре, помочь своему товарищу.

Формирование чувства взаимопомощи, ответственности

Самоконтроль понимания  вопросов и умение применять знания на практике

Принятие и сохранение учебной цели  и задачи. Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

Запиште домашнее задание с  экрана в дневник или тетрадь. Формулирует домашнее задание,проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания.

Слушают учителя, записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушание учителя.

Осознают качество и уровень усвоения.

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции.

8. Итог урока

Подведем итог урока. Достигли   ли мы своей цели, поставленной в начале урока? Что вам запомнилось? Формулирует вопросы и подводит итоги учебного занятия.

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме.

Формулируют собственное мнение и позицию

Проводят контроль, самоконтроль

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

9. Рефлексия

Проводит рефлексию.

Рефлексируют

Умение делать выводы

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Проводят саморегуляцию  эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция

Сообщение 1                                                       Турфирма «Европа»                                                                     Приложение 1

Природа Европы

Европа - часть света, западная часть материка Евразия.  В Восточной Европе находится обширная Восточно-Европейская (Русская) равнина. Для Центральной Европы и полуостровов Северной и Южной Европы характерны низкогорья и среднегорья. Наиболее значительные горные системы: Альпы, Карпаты, Пиренеи, Скандинавские, Апеннинские и горы Балканского полуострова На юге Европы возможны сильные землетрясения. Гора Монблан высотой 4807 метра, которую можно назвать самой высокой из настоящих Европейских вершин, находится в западной части Альп на границе Италии и Франции.

Большинство рек в Европы в среднем и нижнем течениях широкие и полноводные. Основные реки: Волга (крупнейшая в Европе),  Дунай,  Рейн, и др. Эти реки судоходны,  некоторые соединены каналами; многие используются в целях гидроэнергетики. На Волге, Дону, Днепре, ряде горных рек созданы водохранилища.

Озерами особенно богат север Европы.  Здесь находятся несколько тысяч озер. Большинство их невелики, но и есть и крупные. Крупные озера: на равнинах - Ладожское, Онежское. Большинство озер относится к пресным проточным водоемам. На юго-востоке в сухой зоне имеются бессточные солоноватые и сильно минерализованные озера - Эльтон Баскунчак.

   В Европе находятся крупные месторождения нефти и природного газа (низовья Волги и Южный Урал, предгорья Кавказа, Каспийское море и шельф Северного моря), угля (Печорский, Подмосковный, Верхнесилезский, Рурский бассейн и др.), железной руды (Курская магнитная аномалия, Украина, Лотарингия, Кольский полуостров, север Скандинавского полуострова), а также бокситов, руд цветных металлов, каменных и калийных солей и др.

Сообщение 2                                         Турфирма «Сказочная Азия»                                         Приложение 2

Природа Азии

Азия – самая большая часть света. Рельеф Азии очень разнообразен: здесь простираются огромные по площади равнины, высочайшие горы и нагорья мира. На нем находятся одни из самых больших равнин и горных систем мира: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Тибетское нагорье. Реки Азии очень разнообразны . Это и быстрые горные речки , и величавые реки низменностей, несущие свои воды океанам. Реки пустынь теряются в песках их русла наполняются водой только в период дождей. Это крупные реки Инд и Ганг, впадающие в Индийский океан; Амур, Янзцы и Хуанхе впадающие в Тихий океан, Обь, Енисей и Лена  впадающие в Северный Ледовитый океан. Озера Азии — это озера, которые находятся на территории части света Азия. Многие озера Азии удивительны сами по себе, к примеру озеро Байкал является крупнейшим озером мира по объему пресной воды. У всех рек мира на то, что бы наполнить это озеро водою ушел бы целый год. Его глубина составляет 1642 м.  Каспийское море — самое большое озеро по площади на земле, благодаря чему его называют морем. Его площадь составляет 396 тыс. квадр. км.

В Евразии находятся самые высокие горы на Земле – Гималаи, с высочайшей вершиной мира – горой Эверест или Джомолунгма высота 8848 м.

 Оймякон – знаменитое на весь мир маленькое якутское село, которое считается самым холодным населенным пунктом планеты. Это поистине необычное место, которое становится все более популярным у туристов со всех уголков мира.Ещё быведьзимой температура опускается до  - 71 град. Это значит что нигде в Евраазии не бывает холоднее чем здесь.

В Индии в городе Черапунджи находится самое в  самое дождливое место на планете. Среднее количество осадков в этой местности – 12 метров  в год,  то есть ежедневно около трех сантиметров.
Богата Азия и полезными ископаемыми. У берегов Северного моря на Аравийском полуострове добывают нефть и газ. Очень много месторождений каменного угля . В АЗИИ ведется добыча железных руд и других металлов- марганца, олова, золота, серебра, урана, а также драгоценных камней.

.

        Сообщение 3                                                      Турфирма «Панда»                                                              Приложение 3

Животный мир Евразии — уникален. В широколиственных лесах фауна очень разнообразна. Типичные представители тайги: медведь, рысь, росомаха, белка. Также в лесах Евразии можно встретить таких птиц, как глухари, рябчики, тетерева. Основными представителями лесной фауны Европы являются: бурый медведь, благородный олень, лесной хорек, косуля, зубр, заяц, лисица и др. Бурый медведь встречается в горах, особенно часто в Карпатах и европейской части России. Мир птиц, лесов Евразии очень богат. Распространены певчие птицы: пеночки, дрозды, иволги. Характерным представителем фауны Азии является черный гималайский медведь. Также здесь обитает бамбуковый медведь — большая панда. Самый опасный хищник Азии — тигр. Встречаются также леопард, куница харза, дальневосточный лесной кот, пятнистый олень, безрогий водяной олень и др. Среди пресмыкающихся очень много змей и ящериц. В Центральной Азии преобладают копытные и грызуны. А для Индии характерно обилие обезьян. Активная деятельность человека привела к угрозе исчезновения многих видов животных, а также изменению среды их обитания. И ситуация на сегодняшний день практически не улучшается.

Растительный мир Евразии также разнообразен. Значительную территорию материка занимают хвойные, широколиственные, экваториальные и переменно-влажные леса. Здесь произрастают деревья, кустарники и травянистая растительность на открытых участках. Среди типичных представителей растительного мира Евразии сибирский кедр, дуб, бук, баньян, бамбук, тюльпанное дерево и самый большой и зловонный цветок в мире – рафлезия. Обширные степные пространства покрыты злаковыми травами и ковылем. Следует отметить, что большая часть степей Евразии находится под посевами сельскохозяйственных культур и природная растительность сохранилась на довольно ограниченном пространстве степей.

Вопросы на викторину «мировой океан и его   значение»                         Приложение 4

1. Что такое мировой океан

2. Сколько океанов на Земле

3. Какой океан самый большой по площади

4. Какой океан называют самым узким океаном

5. Какой океан третий по размерам, и как еще его называют

6. Какой океан самый маленький и самый суровый

7. Частями Мирового океана являются

8. . Узкое водное пространство, соединяющее части Мирового океана, называется

9. Как называется часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу

10.Что такое море

11. . Наиболее заселены в Мировом океане глубины

12.Как человек пользуется богатством океана

13. Что такое планктон и кто им питается

14. Что такое ламинария

15. Какие полезные ископаемые добывают со дна океана

Маршрутный лист учащегося 5 Г класса                                                                Дата                                                                      Приложение 5

Фамилия, имя _________________________   _______________

Тема урока __Путешествие по Евразии__

Главный вопрос: почему природа материка так разнообразна?                                     

Задание № 1   Викторина «Мировой океан и его значение для человечества и природы»

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

                               

                                                                                                                                       

Задание № 2

Прочитайте текст учебника с. 107 третий абзац и нанесите на контурную карту границу между Европой и Азией, предварительно дополнив предложения.

Баллы

___________________ самый большой материк нашей планеты. Его площадь около _________________. Материк полностью расположен в ________________ полушарии. Евразия - единственный материк, берега которого омывают все ____  океана. На юго-западе материк соединяется с Африкой _____________________  ________________________. Граница проходит по _______________________  горам.

Реке ______________.  Равнинам  Северного _____________________.        От 1-до7баллов

Задание № 3.                                       Рекордсмены Евразии.

Характеристика

Название объекта

Числовое значение

Самые высокие горы

Самая большая по площади равнина

Самое большое по площади озеро

Самое холодное место

Самое влажное место

Самое большое по площади государство

Самое многонаселенное государство

Задание № 3.                                                                                                                                   От1до 6 баллов

Баллы

6

Верно, не верно. Верно "+", не верно "-

Баллы

6

1.            4.

2.            5.

3.                     6.                                                                                                                              От 1 до 6 баллов

Считаем баллы и ставим себе оценку.

21 -30 баллов -5

15-20 баллов -4

10-14 баллов  3                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Программа кружка внеурочной деятельности «Путешествие по стране Информатики» (1-2 класс), ФГОС НОО

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязе...

Путешествие к острову НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ФГОС

Презентация подойдет для проведения первого урока в 5 классе....

"Откуда мы знаем, как жили наши предки." Урок-путешествии по истории 5 класс с самоанализом. ФГОС.

Материалы образовательного события в номинации "Неделя пятиклассника"! Фрагмент урока истории можно посмотреть здесь:  https://youtu.be/FhO-lrkfPlA...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...