Самоанализ урока географии с применением средств электронного обучения
статья по географии (6 класс)

Валеева Гузель Фахрисламовна

Самоаназиз (структурный) урока географии в 6 классе с примененим средств электронного обучения  содержит разделы, характеризующие цели, задачи, методы, способы деятельности и технологии. Также в самоанализе приводится характеристика форм организации познавательной деятельности, оценка результптов урока учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeevagf_samoanaliz.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии с применением средств электронного обучения

          1.Урок проходил в 6В классе, в котором учится 25 детей, на уроке присутствовали все. В классе 4 отличника, 15 ударников, неуспевающих нет. Ребята организованы, подготовлены к уроку, имеют атласы, контурные карты, письменные принадлежности; на занятии активны, оперируют терминами.

2. В 5 классе ученики получили первичные знания об изображении земной поверхности на планах и картах. Согласно календарно-тематическому планированию это третий урок  в  разделе «Изображение земной поверхности».

На предыдущем уроке «Условные знаки» обучающиеся ознакомились с условными знаками. На последующем уроке «Способы ориентирования на местности» продолжится изучение плана местности. Таким образом, настоящий урок является логическим продолжением предыдущего урока и работает на последующий.

Тип урока - Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

3. Темой урока является «План местности. Масштаб». Эта тема соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса, не представляет трудности и сложности для усвоения знаний и умений, тем более ребята уже получили первичные знания по теме еще в 5 классе.

Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса, обеспечивает работу в зоне ближайшего развития обучающихся.

4. На уроке решались следующие образовательные задачи.

Образовательные: обобщение и систематизация знаний школьников о плане местности: закрепление навыков работы с планами и географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач; ознакомление с видами масштаба.

Воспитательные: организация самостоятельной учебной деятельности при заполнении маршрутных листов; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность; формирование интереса к поисковой деятельности; формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.

Развивающие: расширение кругозора, формирование целостного представления о мире; повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни; развитие монологической и диалогической речи. Выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач.

На уроке была обеспечена их комплексность  и взаимосвязь.

Цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляется несколько целей урока. Цель урока: формировать знания о масштабе, научиться работать с масштабом, ученики формулируют самостоятельно и записывают в маршрутные листы.

Типообразующим (центральным) этапом урока является обобщение и систематизация знаний: обеспечение усвоения знаний теме «План местности»: установление внутрипредметных и межпредметных связей на уровне систематичности и системности знаний, формирование научной картины мира.

5. Отбор содержания, форм и методов обучения проведен в соответствии с целью урока. Соразмерность этапов урока выдержана.

Первый этап урока – Организационно-мотивационный. Дети приветствуют учителя. Ученица 7 класса демонстрирует на проекторе исследовательский проект «Комплексные интерактивные карты Республики Башкортостан», возможности использования для поиска необходимой информации. Проявляется преемственность в обучении, используется индивидуальный подход к ученице, которая углубленно занимается не только по предмету, но и внеурочной деятельностью (является призером НПК и олимпиад).

Второй этап – Актуализация знаний и выявление затруднений (формулирование учебных проблем). Ребята совершают мысленный «Полет на воздушном шаре». Формулируют учебную проблему. Используется индивидуальный подход.

Третий этап урока – Организация коммуникативного взаимодействия. Учитель привлекает внимание детей к заданиям на маршрутных листах. Дети формулируют самостоятельно тему урока, цель урока и план урока, записывают в маршрутные листы. Учитель активизирует уже имеющиеся у учеников знания по темам «План местности» и «Условные знаки» с использованием тестов сайта «ЯКЛАСС». Выполнение дифференцированных заданий.

Четвёртый этап – усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися изучаемого материала. Это достигается поиском способов решения исследовательских заданий на картах и решения задач на перевод видов масштаба. Усвоение новых знаний о видах масштаба (Теория) и первичное закрепление (Практика) осуществляется путем использования тренировочных заданий сайта «ЯКЛАСС» и индивидуальных заданий в маршрутных листах. Взаимопроверка.

Пятый этап - рефлексия. Учитель просит назвать цель, которую ставили перед началом урока, была ли цель достигнута. Что делали для достижения данной цели. Инструктаж по выполнению домашнего задания, которое ученики будут выполнять в личном кабинете на сайте «ЯКЛАСС».

Отбор содержания учебного материала проведен согласно поставленным целям и результатам обучения с учетом индивидуализации и дифференциации в обучении. Связи между этапами логичны.

 Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

6. На первом этапе урока «Организационно-мотивационном» демонстрируется объяснительно-иллюстративный и проектный методы в рамках исследовательского проекта «Комплексные интерактивные карты РБ».

На втором этапе «Актуализация знаний и выявление затруднений» используются методы: эвристический (полет на воображаемом воздушном шаре): игровые технологии; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

На третьем этапе урока  «Организация коммуникативного взаимодействия» использовались технология сотрудничества; поисковый, исследовательский методы, диалоговая технология.

На четвёртом этапе «Усвоение новых знаний и способов действий» используются методы: репродуктивный (решение задания по образцу, работа с учебником); диалоговые технологии. Усвоение теоретических знаний о видах масштаба и их первичное закрепление происходит с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Пятый этап «Рефлексия» использовалась технология оценивания учебных успехов.

Физкультминутка – здоровьесберегающий подход.

7. На уроке наблюдалось оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально использовалась работа детей в парах. На уроке происходит постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителем и учениками. Ритмичность урока: чередуется материал разной степени трудности, разнообразные виды учебной деятельности.

     8.  Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Формируются навыки самоконтроля и самооценки.  Учитель организует рефлексию, при этом ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов  деятельности. Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. Планируемые результаты урока с позиций его цели считаю достигнутыми. Рационально было распределено время, отведенное на все этапы урока. Все этапы урока логично связаны друг с другом.

В ходе урока были достигнуты личностные результаты. Такие, как: развитие навыков коллективной работы (при повторении понятий); овладение компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий (выполнение исследовательских проектов учениками); самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений (выполнение домашнего задания); в нахождении информации в предложенных источниках (работа с учебником, картами); формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами (решение исследовательских заданий); развитие умений давать самооценку деятельности и подводить итоги работы (рефлексия и взаимопроверка); развитие зрительного, моторного, вербального восприятия (усвоение теоретического материала при работе с сайтом «ЯКЛАСС».

Метапредметные результаты:

Регулятивные: развитие познавательного интереса обучающихся и их творческих способностей; развитие ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни; развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся осваивают несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и др.).

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества. Учащиеся выполняют несколько коммуникативных УУД (планирование сотрудничества, выражение мыслей).

Познавательные: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках. Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД (моделирование, логические действия, смысловое чтение и др.).

Вышеперечисленные результаты формировались на всех этапах урока.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся учителем на всех этапах урока в форме устного поощрения, подбадривания, ненавязчивого исправления ошибок. Регулирование и коррекция знаний учащихся проводилась на всех этапах урока.

Считаю, что заявленная цель урока достигнута. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помогло каждому ребенку получить знания, которые пригодятся ему в жизни.

9. Наиболее удачными моментами урока я считаю: использование информационно-коммуникативных технологий, а именно возможностей сайта «ЯКЛАСС»; применение наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Урок географии с применением технологии личностно-ориентированного обучения.

Разработка урока из курса географии 9 класса с применением методов личностно-оринтированное обучения.Тема урока:    Народы России. Культура, религия и быт....

Методическая разработка «Применение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ДОП»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА «Применение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации ДОП» ЦЕЛЬознакомление участников мастер-...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...