география 9 (12.05.20)
презентация к уроку по географии (9 класс)

география

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_krasnoyarskogo_kraya.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Население Красноярского края

Слайд 2

К расноярск - самый молодой город- миллионник Российской Федерации. Юбилейный житель родился 10 апреля 2012 года. На начало 2015 года население города Красноярска составило чуть более 1052000 человек. Впервые за многие десятилетия с 2009 года наблюдается положительная динамика рождаемости, то есть, количество родившихся больше, чем умерших за определенный период. Однако основу стремительного роста населения краевого центра все же составляют трудовые мигранты.

Слайд 3

К расноярск - редкий пример, когда древний сибирский острог, заложенный первопроходцами-казаками и купцами в 1628 году, переродился в современный мегаполис. Другим поселениям, основанным в 16-17 веках - Тобольск, Мангазея , Охотск, Верхотурье, Нарым, Тара и другим - суждено было либо исчезнуть, либо вести тихую провинциальную жизнь. В прочем, крупным промышленным центром город стал не сразу. На протяжении двух веков со дня основания население Красноярска не превышало 3000 человек. Лишь к середине 19 века оно возросло до 6000, когда поселение стало административным центром Енисейской губернии, образованной в 1822 году. С 1830-х местность, ее природные богатства стали активно осваиваться крупными промышленниками. В 1833 был возведен Знаменский стекольный завод, а в 1853 - фаянсовая фабрика. Организация пароходства по Енисею, строительство железной дороги (1895), разработки золотых приисков привлекли тысячи мигрантов из других российских губерний. К началу 20 века население Красноярска превысило 30000 жителей.

Слайд 4

К концу эпохи Советского Союза Красноярск стал одним из крупнейших сибирских центров, уступая только Новосибирску и Омску. Рождение миллионного жителя ожидалось к 1990-му году. Однако и наступившая экономическая депрессия привели к резкому оттоку жителей. Такого массового исхода город еще не знал: за пять лет население Красноярска сократилось на 40000 (до 869000 в 1995 году). П остепенное налаживание экономики, открытие новых месторождений полезных ископаемых, социально-демографические проекты позволили повысить численность: население Красноярска достигло отметки в 900000 в 2002 году. Через 10 лет, весной 2012 года, был зарегистрирован миллионный житель. Динамика численности по годам 1856 год - 6400 человек. 1897 г. - 26700 ч. 1923 г. - 60400 ч. 1939 г. - 186100 ч. 1956 г. - 328000 ч. 1967 г. - 576000 ч. 1979 г. - 796300 ч. 1989 г. - 912600 ч. 1996 г. - 871000 ч. 2002 г. - 909300 ч. 2009 г. - 947800 ч. 2015 г. - 1052200 ч.

Слайд 5

Национальный состав Красноярского края О тличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. И сторически сложилось, что Красноярский край стал многонациональным регионом. Численность населения региона, на 1 января 2017 года, составляет 2 875 790 человек. Н а территории края проживают представители более 150 национальностей: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, молдаване, эстонцы, латыши и др. Н аряду с представителями многих наций в регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера – долгане, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы .

Слайд 6

Национальный состав Численность, чел. % от общего Русские 2 638 281 88,95% Украинцы 68 662 2,31% Татары 44 382 1,50% Немцы 36 850 1,24% Азербайджанцы 19 477 0,66% Белорусы 18 149 0,61% Чуваши 16 859 0,57% Лица, не указавшие национальность 15 822 0,53% Армяне 10 807 0,36% Мордва 7 526 0,25% Долганы 5 805 0,20% Марийцы 5 104 0,17% Эвенки 4 632 0,16% Хакасы 4 489 0,15% Эстонцы 4 104 0,14% Киргизы 3 876 0,13% Башкиры 3 876 0,13% Молдаване 3 803 0,13% Латыши 3 747 0,13% Таджики 3 507 0,12% Удмурты 3 250 0,11% Ненцы 3 188 0,11% Узбеки 2 778 0,09% Казахи 2 613 0,09% Поляки 2 519 0,08% Национальный состав Красноярского края

Слайд 7

В ы уже не раз слышали, что по сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы , тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Хакасии). С ейчас поговорим именно о коренных жителях (10 этносов). Это долганы, нганасаны, чулымцы , кеты, эвенки, юги , ненцы, энцы , селькупы и хакасы.

Слайд 8

Долганы Долганы , образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Долгое время их называли « саха » и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы – известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности – например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература. У долган имеются свои характерные обычаи и традиции. Например, глава семьи у них не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться ее непозволительно .

Слайд 9

Нганасаны Так же как и долганы, нганасаны живут на Таймыре, правда, в северной и центральной его частях. Их значительно меньше – приблизительно 850 человек (всего!). Народность эта возникла в восемнадцатом веке, а предками нганасан являются тунгусы и самодийцы . Сами себя нганасаны называют очень забавно и емко – « ня », что в переводе на русский означает «товарищ». Данные «товарищи» считаются самым северным евразийским народом. Нганасаны говорят на нганасанском языке (125 человек) и на русском (остальные). Их традиционные занятия – пушная охота, рыболовство и домашнее оленеводство. Женщины выделывают шкуры, шьют национальные костюмы (как раз из оленьих шкур и собачьего меха) и обувь. Впрочем, если раньше было принято носить только национальную одежду, сейчас нганасаны могут надевать и европейскую. Очень распространен местный фольклор – частушки, предания, сказки и так далее. Среди нганасанских традиций самая сильная – святость семьи и верности. При этом нганасане являются, пожалуй, одним из немногих малых народов, где не возбраняются совместная жизнь до свадьбы и даже внебрачные дети. Таких малышей воспитывают как родных родители девушки. Есть у нганасан и обычай хоронить усопших не в земле, а на дереве либо на специальном помосте. Вместе с ним «хоронят» и все его имущество – как личное, так и произведенное им для других.

Слайд 10

НГАНАСАНЫ

Слайд 11

Чулымцы К малочисленным народам Красноярского края относятся чулымцы , ближайшие «родственники» хакасов, живущие возле реки Чулым – на северо-западе края. Этот этнос на грани вымирания – чулымцев насчитывается всего лишь около ста с небольшим человек. Еще некоторое количество их проживает в Томской области. Произошли в результате смешения тюрков, селькупов и кетов после пятнадцатого века. У чулымцев и хакасов схож язык, поэтому до 2002 года первых записывали как вторых. При этом из сотни принадлежащих к этому этносу на родном наречии говорит едва ли половина. Чулымцы занимаются рыболовством и охотой, земледелием, разводят скот. При этом основным видом деятельности всегда была и остается рыбная ловля. Именно поэтому чулымцы , как правило, живут и жили на берегах рек .

Слайд 12

Кеты Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности – кетам (иногда их называют кето ). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки . Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов , появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы. У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском – из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода. В отличие от, например, чулымцев , чье обычное жилище – чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.

Слайд 13

КЕТЫ

Слайд 14

Эвенки Нетрудно догадаться по названию, что именно в Эвенкии проживает следующая группа малочисленных народов Красноярья – эвенки. Впрочем, их место обитания не ограничивается одним только районом – встречаются эвенки и на Таймыре, и в Туруханском и Енисейском районах. Также много эвенков проживает на других площадях – даже в Китае. Эвенки – потомки тунгусов, раньше (до тридцатых годов прошлого столетия) носили это же имя. На территории Красноярского края их осталось нынче чуть более четырех тысяч человек. Родной язык эвенков – тунгусский, но носителей его, так же как и в других племенах, совсем немного. Произошел этот этнос от смешения восточно-сибирских аборигенов и пришлых тунгусов. Эвенки – следопыты и охотники. Причем охотятся они, как правило, в одиночку – группами выходят только на очень уж крупного зверя, которого надо гнать. Издавна эвенки также занимались и разведением овец с лошадьми, и оленеводством; олени – их вид транспорта. Кроме того, распространены у народа рыбная ловля, изготовление лодок, различных вещей из дерева, обработка бересты (последнее характерно для женской части населения).

Слайд 15

ЭВЕНКИ

Слайд 16

Юги Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек – все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности. Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов .

Слайд 17

Ненцы На северо-западе Таймыра проживает еще один коренной народ Красноярья – ненцы. Прежнее их название – самоеды. Ненцев насчитывается не более трех тысяч. У них есть свой язык, а также устный эпос. Занимаются оленеводством, охота и рыболовство – лишь в качестве хобби. Самым святым и дорогим для ненцев являются олени. Отмечая Новый год, они приносят этих животных в жертву. Это является одним из ритуальных обрядов задабривания богов. Также принято большое внимание уделять детям – по поверьям ненцев, если обидеть ребенка, добрые духи покинут дом.

Слайд 18

Энцы Ближайшая родня нганасан и ненцев – энцы , которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности. Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами . Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев – пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище. Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов – нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных – допустимо только лишь ради добычи пропитания. -

Слайд 19

Селькупы Еще один народ, произошедший от самодийских племен. Расселены на юго-западе от Таймыра. Помимо Красноярского края, обитают еще в Томской и Тюменской областях, всего в России насчитывается их чуть более четырех тысяч. В Красноярье их проживает около трехсот. Раньше селькупов называли остяко-самоедами, термин «селькуп» вошел в обиход лишь в тридцатых годах минувшего века. Занимаются селькупы охотой и рыболовством. Нынче они обращены в православие, а в древности практиковали шаманизм и анимизм. Распространены были воздушные захоронения. У этого народа существует один очень необычный праздник – День лося, который с жертвоприношениями традиционно отмечается в августе. Этот день делит год на теплый и холодный периоды.

Слайд 20

Хакасы Как следует из названия, хакасы живут в основном в Республике Хакасия, соседствующей с Красноярским краем. Однако в Красноярье они тоже имеются – около четырех тысяч человек, населяют в основном граничащие с Хакасией районы. Раньше их называли минусинскими татарами. Произошли от тюрков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....