Формы проведения внеклассной работы по географии
статья по географии

Курчаткина Марина Васильевна

Материал содержит информацию о том как занятия внеклассной работой могут помочь усвоить знания по предмету география

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_provedeniya_vneklassnoy_raboty_po_geografii.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формы проведения внеклассной работы по географии

(учитель географии МАОУ «Лицей № 36», г.Саратов)

            Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии является  олимпиада. Школьная олимпиада по географии - это массовый вид соревнований учащихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин цель проведения которых - вовлечение большего числа учеников во внеурочную работу по данному предмету, повышение интереса к географическим знаниям.

Для подготовки к олимпиадам необходимо выпускать стенные газеты с занимательным материалом, публиковать специальные тренировочные вопросы и упражнения, проводить викторины, игры по предмету, со старшеклассниками – географические конференции, приглашать в школу ученых-географов, лекторов. Важным моментом в подготовке олимпиад является составление вопросов и заданий. Основным положением при составлении вопросов является связь с программным материалом по географии. Для выполнения олимпиадных заданий учащиеся используют только те теоретические положения, практические умения, которые определены программной по географии, что позволяет избежать перегрузки школьников. Исходя из специфики предмета, обязательным условием является включение вопросов краеведческого природоохранного характера.

  Наиболее распространенная форма внеурочной работы являются  географические встречи. Они могут проводиться и как самостоятельные мероприятия, и как составная часть школьной недели географии. Чаще всего тематика географических встреч » связана, с какими — либо юбилейными датами родного города. Общие методические рекомендации по подготовке географических встреч можно сформулировать таким образом:

-определение тематики;

-подбор необходимой литературы по теме;

-подбор и подготовка оформления;

-написание сценария,

 Проведение устных журналов по географии призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широкой информации. Устный журнал включает в себя элементы занимательности, наглядности. Устные журналы по географии делятся на 2 типа:

-тематические, если они раскрывают одну тему;

- обзорные, если в них затрагиваются различные вопросы.

Обычно устный журнал имеет название «За страницами учебника географии», «Краевед» и т.д. Выпуск одного устного журнала состоит из 5 - 6 страниц. Разнообразие тематики дает возможность раскрыть различные аспекты географической науки. Проведение устного журнала требует от учащихся большой работы. Следует выделить ответственного за каждую страничку, помочь подобрать необходимую литературу, оформить ее в виде сообщения, сценки, монтажа, найти выразительные, яркие иллюстрации. Обычно устный журнал проводит ведущий, который открывает каждую страницу небольшими выступлениями или музыкальной вставкой. Устные журналы - эффективная форма внеурочной работы, способствующая популяризации географии.

         Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеурочной работы, т.к. они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т.д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников. Викторина это, прежде всего, игра, которая перестает быть игрой, если она лишается занимательности. В последнее время мы с учениками участвуем в интернет-викторинах. https://dropi.ru/posts/viktorina-po-geografii-proverte-svoi-bazovye-znaniya

Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже ни одной книги, а большого числа литературных источников.

К конференции готовят доклады, стенды, аудиовизуальные средства, выставку географической литературы, призы за лучший доклад. Подготовка географической конференции осуществляется в течение 2-3 недель. Докладчиком может быть каждый школьник, выразивший желание принять активное участие в конференции. Учитель географии назначает дни консультаций для докладчиков, помогает им отобрать и логически построить географический материал, рекомендует использовать наглядные пособия и т.д. Содержание конференций может быть различно и зависит в первую очередь от подготовленности и возраста учащихся. Если цель читательских конференций в VI - VII классах - приобщить школьников к чтению географической литературы, то в старших - глубокое изучение отдельных географических проблем и профориентация учащихся. Как показывает опыт, старшеклассников особенно интересуют конференции, тематика которых отражает современные экономико-политические события в нашей стране и за рубежом, подводит итоги краеведческой работы школьников, касается проблем взаимодействия человека и природы.

Географические вечера - наиболее массовые мероприятия внеклассной работы. Для географических вечеров характерно сочетание многих форм внеклассной работы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины, КВН, показ кинофильмов географического содержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовки географического вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым. Для вечеров можно выбрать темы посвященные экономико-географическим достижениям, культуре и быту населения отдельных республик нашей страны и других социалистических стран, краеведческим темам, выдающимся путешественникам - исследователям, капиталистическим странам, занимательной географии, КВН. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов: музыки, рисование, литературы, истории и д. р.

Географическая игра является одной из увлекательных форм внеклассной работы. В игре можно выявить индивидуальные особенности учащихся, пронаблюдать, насколько каждый из них способен преодолевать трудности, насколько эрудирован, к чему имеет склонности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

Творческая лаборатория как форма проведения внеклассной работы по литературе

Развитие в последнее время гуманистической педагогики предполагает не только подход к каждому ученику как к личности, но и реализацию личностью своих внутренних способностей. Это значит, что нео...

загадки и шарады для проведения внеклассных мероприятий по географии

Данный материал сократит время для подготовки учителя к внеклассному мероприятию по географии...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Доклад по теме: "Федеральный государственный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: этап становления и соотнесения аспектов ключевых компетенций, методов и форм проведения внеклассных мероприятий при внедрении ФГОС". Борисова А.А

Модернизация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране вышла на новый этап: завершилось общественное обсуждение проекта Концепции Федерального государственного станда...