Системно-деятельностный подход при обучении географии
материал по географии

Жидова Светлана Федоровна

Системно-деятельностный подход занимает важное место при обучении по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно- деятельностный подход при обучении географии Автор: учитель географии ГБОУ СОШ с. Кармало-Аделяково м.р . Сергиевский Самарской области Жидова Светлана Федоровна

Слайд 2

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход который, в числе прочего, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 3

Дидактические принципы СДП: Принцип деятельности — добывая знания самостоятельно, ученик осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей. Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире. Принцип минимакса — школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования как на максимуме, так и на социально безопасном минимуме. Принцип психологической комфортности — снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, и реализацию идей диалоговой педагогики сотрудничества. Принцип вариативности — формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 4

Важное место при реализации системно-деятельностного подхода отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 5

Универсальные учебные действия В широком смысле - умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком (психологическом) смысле - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний , формирование умений, включая организацию этого процесса. Могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности. Они применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.

Слайд 6

Функции УУД обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 7

Классификация УУД 1.Личностные 2.Предметные 3. Метапредметные Регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция ) Познавательные - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность ( умение слушать и вступать в диалог; учет позиции других людей, планирование учебного сотрудничества , постановка вопросов , строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, разрешение конфликтов , управление поведением партнера, умение выражать свои мысли , владение монологической и диалогической формами речи )

Слайд 8

Личностные УУД Личностное самоопределение , Смыслообразование , Нравственно-этическое оценивание Ценностно-смысловая ориентация Позволяют сделать учение осмысленным, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Слайд 9

Предметные УУД • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Слайд 10

Познавательные УУД общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Слайд 11

Регулятивные УУД Целеполагание Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно; Планирование Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий; Прогнозирование Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд 12

Коммуникативные УУД умения взаимодействовать с людьми (вступать в диалог и вести его), работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т. п.

Слайд 13

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ или заданий. Таким образом, практические работы и задания в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

Слайд 14

Приемы формирования УУД на уроках географии ( в т.ч. посредством практических заданий и в ходе практических работ)

Слайд 15

Работа с текстом учебника найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); поставь вопросы к данному абзацу; составь суждение по тексту параграфа…; выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию); заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы создай таблицу (сверни информацию) по…; составь план изучения темы…( алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем); составь набор понятий темы…; составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»; зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов; составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Слайд 16

Анализ учебного текста Прочитайте текст параграфа. Ответьте на два основных вопроса: - О чем говорится в тексте? - Что говорится в тексте об этом? Выделите основные мысли текста. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: - 1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); - 2уровень -знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); - 3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Слайд 17

Работа с диаграммами Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме. Знакомимся с условными обозначениями. Выполняем различные задания: ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Слайд 18

Работа с графиками Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления Объяснить причины изменения процесса. Учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Слайд 19

Работа с понятиями Назвать понятие, дать его определение. Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. Определить термин своими словами. Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Слайд 20

Сравнение Определить объекты сравнения. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. Найти общие черты. Найти черты отличия. Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Например: Сравните географию железнодорожного и автомобильного транспорта России. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

Слайд 21

Установление причинно-следственных связей Выясни главную причину явления. Укажи следствие, вытекающее из причины. Проанализируй причину и следствие в отдельности. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее. Например: Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети? Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.

Слайд 22

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....

Системно - деятельностный подход в обучении географии.

Системно - деятельностный  подход в обучении географии....

Системно-деятельностный подход к обучению школьников в системе ФГОС второго поколения по географии.

Реализуя на практике ФГОС второго поколения, я столкнулась  с трудностями, обусловленными низкой мотивацией отдельных учащихся на предмет "открытия"  новых знаний,  активности в учебной...

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

Системно-деятельностный подход через использование ИКТ на уроках географии

Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов нового поколения необходимо использование ИКТ технологии. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразят деяте...

системно-деятельностный подход в обучении географии

статья из опыта работы по системно -деятельностному подходу в обучении....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...