Рабочая программа география 6 класс ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс)

Гнучева Светлана Александровна

Программа  География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»; 2012 г.

Учебник - А.А. Летягин География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 

Количество часов

Тема урока

Содержание

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Возможные формы контроля

Практические работы

   № урока

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)

1

1

География как наука. Что она изучает?

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя 

Строить модель гномона.

Измерять высоту Солнца над горизонтом.

Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта»

Фронтальный опрос

2

1

Начало географического

познания Земли

Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию

Работа с учебником, атласом, выступление учащихся

Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работать со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

Оценивать прогноз погоды на лето, составленный по народным приметам в 5 классе

Фронтальный опрос

3

1

География в Средние века (Европа)

Географические достижения в Китае и на арабском Востоке

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся

Изучать устройство компаса.

Создавать модель компаса.

Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

Фронтальный опрос Входная диагностическая работа

4

1

География в Средние века (Азия)

Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся

Работать с топонимическим словарём.

Создавать игру «Материки и части света»

Фронтальный опрос

5

1

Великие географические открытия

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности — памятника природы.

Проводить, обрабатывать результаты и подводить итоги школьной экспедиции

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся

Фронтальный опрос

6

1

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Изучать изображения Земли из космоса.

Работать по освоению «языка» космических снимков 

Группировать карты учебника и атласа по разным признакам (охвату территории, масштабу, содержанию).

Различать географические описания и характеристики, приводить примеры

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся

Фронтальный опрос

Изображение земной поверхности (12 ч)

План местности (6 ч)

7

1

Изображения земной поверхности

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и выступление учащихся 

Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника «Поленово».

Определять изображения, дающие наиболее полную и точную информацию о местности

Фронтальный, индивидуальный опрос

8

1

Ориентирование на местности

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами

Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.

Моделирование.

Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определять среднюю длину своего шага.

Проводить ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке 

Фронтальный, индивидуальный опрос

9

1

Топографический план и топографическая карта

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака

Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся

Составление календаря природы

 Создавать игру «Топографическое домино».

Проводить чемпионат по топографическому домино

Фенологические наблюдения за состоянием погоды.

Пр.р.№1  «Определение на местности направлений и расстояний»

10

1

Как составляют топографические планы и карты.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Работа с учебником, текстом, атласом, выступление учащихся.

Моделирование.

Проводить полярную съёмку пришкольного участка.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

Пр.р.№2  «Составление простейшего плана местности»

11

1

Изображение  рельефа на топографических планах и картах.

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой.

Определять зависимость густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

Читать топографическую карту своей местности, определять относительные высоты отдельных форм рельефа

Работа с тестом.

Фронтальный, индивидуальный опрос

12

1

Виды планов и их использование.

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Создавать серию схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

Разрабатывать план реконструкции пришкольного участка и выбирать места для установки около школы солнечных часов

Итоговый контроль  №1 по теме «План местности»

Глобус и географическая карта - модели земной поверхности (6 ч)

13

1

Глобус -модель Земли

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Работать со школьным глобусом: определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов, определять расстояния между объектами, протяжённость Африки с севера на юг

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.

Индивидуальный и фронтальный опрос

14

1

Географические координаты. Географическая широта.

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Изготавливать широтную линейку для школьного глобуса.

Определять по глобусу с помощью широтной линейки широту Северного и Южного тропиков, Северного и Южного полярных кругов.

Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

Моделирование.

Работа с текстом учебника, слушание ответов на вопросы учащихся

Определение географических координат

15

1

Географические координаты. Географическая долгота.

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Изготавливать масштабную линейку для школьного глобуса.

Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготавливать кольцевую подставку для школьного глобуса.

Ориентировать глобус в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север - юг».

Создавать рельефную карту Африки в технике бумагопластики

Работа с, коллекцией горных пород. Практикум.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

16

1

Определение расстояний и высот по глобусу

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Изучать правила работы с контурными картами.

Обозначать положение географического объекта на контурной карте, показывать направления на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

17

1

Географическая карта

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации

Создавать игру «Картографическое домино».

Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино.

Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.

Индивидуальный и фронтальный опрос

18

1

Географические карты и навигация в жизни человека

Создавать игру «Картографическое домино».

Изготавливать самодельный эклиметр.

Определять географические координаты школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проводить чемпионат по картографическому домино. Измерять высоту Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями)

Работа с учебником, текстом, атласом.

ВидеоГрафия.

Практикум

Индивидуальный и фронтальный опрос

Геосферы Земли (15 ч)

Литосфера (5 ч)

19

1

Минералы

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник

Работа с учебником, текстом, атласом, видео материалами. Слушание одноклассников 

Работать с коллекцией минералов и горных пород.

Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Записывать результаты изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта»

Индивидуальный и фронтальный опрос

20

1

Выветривание и перемещение горных пород.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность

Работа с тестом, картографическим материалом.

Заочно знакомиться с известняковыми пещерами.

Готовить и проводить опыт по выращиванию сталактита и сталагмита.

Наблюдать первые результаты опыта

Письменный опрос

21

1

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира

Работа с тестом, картографическим материалом.

Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описывать Кавказские горы с использованием плана, разработанного на уроке

Индивидуальный и фронтальный опрос

22

1

Равнины и плоскогорья суши.

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира

Описывать географическое положение Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составлять план описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описывать Западно-Сибирскую равнину с использованием плана, разработанного на уроке

Работа с тестом, картографическим материалом.

Индивидуальный и фронтальный опрос

23

1

Рельеф дна Мирового океана.

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф

Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Строить упрощённый профиль дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода

Итоговый контроль №2 по теме «Литосфера»

Атмосфера – (6ч)

24

1

Как нагревается атмосферный воздух.

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха

Работа с текстом учебника, атласом.

Постановка опыта, наблюдение

Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели.

Определять суточную амплитуду температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнивать значения амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснять отмеченные различия

Индивидуальный и фронтальный опрос

Пр.р.№3  «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды»

25

1

Атмосферное давление

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды

Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом.

Измерять атмосферное давление на разных этажах здания.

Определять высоты по разности атмосферного давления

Работа с текстом учебника, атласом, дневником наблюдений.

Моделирование метеоприборов.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

26

1

Движение воздуха

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны

Определять преобладающие направления ветра в различных российских городах.

Разрабатывать маршруты кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Изготавливать воздушный шар

Работа с текстом учебника, дневником наблюдений.

Презентация «Различные виды атмосферных явлений»

Индивидуальный и фронтальный опрос

27

1

Вода в атмосфере.

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков.

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными.

Индивидуальный и фронтальный опрос

28

1

Вода в атмосфере. Виды осадков.

Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года

Проводить опыт, показывающий, как образуется туман.

Описывать результаты опыта в «Дневнике географа-следопыта».

Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснять причины выявленных особенностей годового распределения осадков

Индивидуальный и фронтальный опрос

29

1

Климат

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели

Уметь обобщать материал по теме.

Использовать  картографический материал

Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Индивидуальный и фронтальный опрос

Пр.р.№4

«Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды. Обобщение данных календаря погоды»

30

1

Обобщающий урок «Атмосфера Земли»

Уметь обобщать материал по теме. Использовать  картографический материал

Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Гидросфера – (2ч)

31

1

Воды Мирового океана

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения

Работа с текстом учебника, дневником наблюдений.

ВидеоГеография 

Составлять карту «Глобальный океанический конвейер».

Находить примеры влияния нарушений в работе конвейера на климат Земли.

Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описывать Индийский океан с использованием плана, разработанного на уроке

Индивидуальный и фронтальный опрос

Пр. р. № 5 Наблюдение за объектами гидросферы, Обозначение и надписывание  на к/к геогр. объектов – океанов, морей, проливов, рек, озер, о-вов, п-овов.

32

1

Воды суши

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота

Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами

Работа с текстом учебника, атласом.

Составление маршрута морского путешествия

Фронтальный опрос (игра «Знатоки морских названий)

Пр.р. №6 «Описание по плану реки своей местности».

Биосфера и почвенный покров (1 ч)

33

1

Биологический круговорот.

Почва

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах

Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке.

Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта»

Работа с текстом учебника, атласом

Видео География

Фронтальный опрос.

Пр.р. №7 «Описание природной зоны по плану»

Географическая оболочка Земли (1 ч)

34

1

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях

Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков.

Фиксировать выводы о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта»

 Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями

Фронтальный опрос

35

1

Резерв

Защита индивидуального проекта для «Портфеля достижений»

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей предметов обществоведческого цикла

МБОУ г. Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

от «28»августа 2019г. №____

___________        / Гнучева С.А. /

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________        /______________/

ФИО

«___» _________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...