Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс)

Щукина Ирина Васильевна

Рабочая программа по географии 5 класс в соответствии ФГОС к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и согласована методическим советом

Протокол № ___

от «____» ___________2017г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

______________С.В.Вязовова

Приказ №________  

от «___» ___________ 2017г.

Рабочая программа

по географии

для 5 класса

на 2017-2018  учебный год

                                         

2017

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5—9 классы. М.: Просвещение, 2012), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2013).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс» (М.: Дрофа, 2012).

      Цель начального курса географии

 Систематизация знаний о природе и  человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

      Задачи

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

-показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

-приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

-показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все,  что он сам делает в окружающем его мире.

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

   География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом.                    

   Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной  дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

   Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс» в 5 классе федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Практических работ - 4.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

          Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-Смысловое чтение;

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-Умение осознанно использовать Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

-Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах Земли;

-Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;

-Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

-речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регулирование своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции).

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1.Что изучает география (4 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел 2.Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 1.

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Практическая работа № 2 

Важнейшие географические открытия

Раздел 3. Земля во Вселенной (8ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.  

Практическая работа №3. Ориентирование по компасу

Практическая работа № 4. Построение простейшего плана местности

Раздел 5 . Природа Земли (9ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Природа Тамбовского края (2ч)

Резервное время (1ч)

6.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Название раздела, темы раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Раздел 1.Что изучает география

4 ч

1

2

3

4

Мир, в котором

мы живем.

Науки о природе.

География— наука о Земле.

Методы географических исследований.

знать / понимать

1. предмет изучения географии,

2.основные этапы познания планеты,

3.Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца,

4. времена года  

уметь

1.называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Раздел 2: Как люди открывали Землю

5 ч

5

6

7

8

9

Географические

открытия древности и Средневековья.

Важнейшие географические

открытия.

Открытия русских путешественников.

Практическая работа №1

Практическая работа №2

знать / понимать

1.основные пути получения географической информации в прошлом

2.основные этапы накопления географических знаний

3.имена путешественников и учёных

уметь

1.показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий

Раздел 3: Земля во Вселенной

10

11

12

13

14

15

16

17

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Соседи Солнца.

Планеты-гиганты

и маленький Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры.Метеориты.

Мир звезд.

Уникальная планета— Земля.

Современные исследования

космоса.

знать / понимать

1.основные этапы познания планеты,

2.Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца,

3. времена года  

уметь

1.называть планеты по порядку от Солнца

Раздел  4: Виды изображений поверхности Земли

5 ч

18

19

20

21

22

Стороны горизонта.

Ориентирование.

План местности и географическая карта.

Практическая работа №3

Практическая работа №4

знать / понимать

1.изображение местности на карте

2.термин  «план  местности»

уметь

1.определять стороны горизонта

2.называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки

Раздел 5: Природа Земли

9 ч

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Как возникла Земля.

Внутреннее строение Земли.

Землетрясения и вулканы.

Путешествие по материкам.

Вода на Земле.

Воздушная одежда Земли.

Живая оболочка Земли.

Почва— особое природное тело.

Человек и природа.

знать / понимать

1.строение Земли

2.определение сфер Земли

3.основные формы рельефа

4.что такое гидросфера, её состав

5.понятия:  моря, заливы, проливы, острова, полуострова

6.что такое атмосфера, её строение и роль в жизни Земли

7.численность населения земли, основные расы

8.основные типы населенных пунктов

уметь

1.показывать формы рельефа (горы, равнины и т.п.)

2.определять расположение гор, равнин

3.объяснять причины землетрясений и извержений вулканов

4.называть и показывать реки, озёра, каналы, проливы, заливы и т.д.

32-33

Природа Тамбовского края

знать / понимать

1.географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края

2.связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области

уметь

1.выделять, описывать и  объяснять существенные признаки географических  объектов и явлений;

2.находить особенности в развитии растительного и животного мира Тамбовской области;

3.приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.чтение карт различного содержания;

2.проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями ,  

3.наблюдения за состоянием воздуха , воды и почвы своей местности;

4.проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статестических, геоинформационных

34

Резервное время

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебники и УМК:

  1. Стандарты второго поколения  М.: Просвещение
  2. География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014

Литература для учителя и обучающихся:

1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс

3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

9. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

10. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

Медиаресурсы

Электронное приложение к учебнику

Оборудование по географии

Таблицы:

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Животный мир материков

Календарь наблюдений за погодой

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Набор «Путешественники» (портреты)

Карты мира

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Приборы

Компас ученический

Барометр-анероид учебный

Глобус Земли физический

Глобус Земли политический

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов


                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                      Директор школы:

                                                                                                                                                        _____________ / Вязовова С.В. /

       

                                                                                                                                        «___» _____________ 2019 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географии 5 класс

    на 2019 - 2020 учебный год

Раздел,

тема урока

Кол-

во

часов

Тип урока

Вид

контроля

Планируемые результаты

(по разделам)

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Раздел 1.Что изучает география (4 ч)

1

Мир, в котором мы живем

1

Вводный урок

Развитие личностной рефлексии, толерантности

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

2

Науки о природе

1

Урок общеметодической направленности

Составление схемы наук о природе

Формирование мотивации в изучении наук о природе

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме.

Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество

3

География — наука о Земле

1

Урок общеметодической направленности

Составление схемы географических наук

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования  ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

4

Методы географических исследований

1

Урок «открытия» нового знания

Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Организация наблюдений за погодой.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы

Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч)

5

Географические открытия древности и Средневековья

1

Урок общеметодической направленности

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Формирование целостного мировоззрения

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

6

Важнейшие географические открытия

1

Урок «открытия» нового знания

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

7

Открытия русских путешественников

1

Урок «открытия» нового знания

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие

материков и новых земель

Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

8

Практическая работа № 1

Важнейшие открытия древности и Средневековья.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа

9

Практическая работа № 2

Важнейшие географические открытия

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа

Раздел 3. Земля во Вселенной (8 ч)

10

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Составление опорного конспекта рассказа

Формирование целостного мировоззрения

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные: объяснять представления древних людей о Вселенной

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Научиться читать и понимать текст

12

Соседи Солнца

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Формирование познавательного интереса к предмету изучения

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Научиться составлять характеристику планет по плану

13

Планеты - гиганты и маленький Плутон

1

Комбинированный урок

Составление характеристики планет

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Научиться выделять признаки планет

14

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры

1

Комбинированный урок.

Составление характеристики особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника

15

Мир Звезд

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба

Научиться находить на звездном небе созвездия

16

Уникальная планета – Земля

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Изготовление модели Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Научиться моделировать движение Земли

17

Современные исследования космоса

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Подготовка сообщения и презентаций о космонавтах

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса

Научиться составлять презентацию о космонавтах

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

18

Стороны горизонта

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Экскурсия в природу

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта

Научиться определять стороны горизонта

19

Ориентирование

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи 

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Научиться определять стороны горизонта,  ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

20

План местности и географическая карта.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: сравнивать план местности

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

21

Практическая работа № 3 Ориентирование по компасу

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Научиться пользоваться компасом, определять стороны горизонта, строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

22

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа

Раздел 5. Природа Земли (9 ч)

23

Как возникла Земля

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте

24

Внутреннее строение Земли

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами

25

Землетрясения и вулканы

1

Комбинированный урок

Подготовка сообщения и презентаций о вулканах и землетрясениях

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Научиться обозначать объекты на контурной карте

26

Путешествие по материкам

1

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с картами

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

27

Вода на Земле

1

Комбинированный урок

Работа с картами

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Научиться подписывать реки на контурной карте

28

Воздушная одежда Земли

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды»

Научиться извлекать информацию из дополнительных  источников

29

Живая оболочка Земли

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

30

Почва - особое природное тело

1

Комбинированный урок

Работа с образцами почв

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять, что почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Научиться определять тип почв по  образцам

31

Человек и природа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Природа Тамбовского края(2 ч)

32

Тамбовская область на географической карте

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

Формирование устойчивой мотивации к обучению

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь объяснять географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края,

Проводить связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области

Научиться читать карты различного содержания;

проводить наблюдения за отдельными географическими объектами и явлениями,  

наблюдать за состоянием воздуха , воды и почвы своей местности; проводить самостоятельный поиск географической информации о местности из разных источников: картографических, статестических, геоинформационных

33

Путешествие по карте Тамбовской области.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос Работа с картами

Обобщение знаний (1 ч)

34

Обобщение знаний по всему курсу

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Научиться самодиагностике и самокоррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...