Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории и хозяйство.
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Королева Татьяна Владимировна

Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории  и хозяйство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Королева Т. В. , учитель

 географии 1 категории.

География 9 класс

Тема: Урал: освоение территории и хозяйство

Цель: 

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
  • Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического  района от  географических особенностей территории.

Задачи

  • Обеспечить усвоение знаний обучающимися о специализации хозяйства Урала, истории его становления.
  • Помочь учащимся осознать причины, обусловившие развитие на Урале металлургии, машиностроения, атомной энергетики.
  • Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Урал другими экономическими районами, находить сходства и различия.
  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования дополнительных  материалов, формулировать выводы, объяснять факты, выявляемые в ходе исследования;
  • Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Уральский район: особенности ЭГП, этапы освоения, особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Планируемы результаты

Личностные

  • основы социально-критического мышления;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования природных ресурсов на Урале;
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные

Умение

  • устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
  • объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:  таблицы, контурные карты.
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостаточность информации для формулирования выводов, находить пути восполнения этих пробелов;
  • соблюдать нормы информационной культуры;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;

        Регулятивные: 

Умение:

  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • прогнозировать будущие события и развитие процесса;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Коммуникативные 

Умение:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

Знание:

  • Уральский район: особенности ЭГП;
  • этапы освоения;
  • особенности территориальной структуры хозяйства;
  • специализация района;
  • география важнейших отраслей хозяйства.
  • проблемы района

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание причин, обусловивших особенности специализации Уральского района;
  • осознание причин и последствий закрытия градообразующих предприятий на Урале;

В сфере географической деятельности:

Умение:

  • осуществлять сравнение Уральского района с другими районами страны;
  • анализировать факторы, определяющие географические различия в специализации районов;
  • использовать знания о природных ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • оценивать ситуацию на рынке продукции металлообработки и машиностроения и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет.

Ресурсы

Учебник географии, атлас по географии для 9 класса.

 Интернет-ресуры: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_экономический_район#Отрасли_специализации

информация по субъектам, входящим в  Уральский экономический район:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область 

Межпредметные связи

История:

Ускоренное строительство социализма: модернизация промышленности

Советский тыл в Отечественной войне: наука, промышленность, культура - фронту!

Химия:

Свойства алюминия

Применение алюминия и его сплавов

Свойства железа

Применение железа и его сплавов

Металлургия

Расчёты массы металлов, полученных из руд, содержащих примеси

Обобщение темы "Химия металлов"

Расчеты массы полученного вещества, если известно содержание примесей в исходном веществе

Формы работы 

В паре (П).

Индивидуальная (И).

Групповая (Г).

Фронтальная (Ф).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  • Актуализировать имеющиеся:

- знания об  Уральских горах, Уральском экономическом районе, их местоположении, природных богатствах;

 - умения работать с картами атласа, электронными источниками информации.

Учитель:

раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

  1. Какие черты географического положения характерны для Уральского экономического района? ЭГП района, транспортно-географическое положение района.
  2. Какие полезные ископаемые  добываются на Урале?
  3. Какие субъекты РФ входят в состав Уральского экономического района?
  4. В чем различие: Уральский экономический район  и  Уральский Федеральный округ  с точки зрения входящих в эти понятия регионов России? Какие субъекты РФ входят и в  Уральский экономический район и в состав Уральского Федерального округа?
  5. По карте Федеративное устройство России определите: в какие Федеральные округа входят субъекты Уральского экономического района.
  6. Есть ли на Урале города-миллионеры?
  7. Какое население: городское или сельское преобладает в Уральском экономическом районе? Почему?
  8. Объясните термин:  градообразующее предприятие?

II этап Учебно-познавательная деятельность

Цель

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
  • Организовать деятельность учащихся с текстом учебника  по нахождению нужной информации для ответа на поставленные вопросы Изучение нового материала

План изучения нового материала на доске:

  1. Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
  2. Как был преодолен кризис уральской металлургии?
  3. Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какова роль Урала в создании атомного щита России?
  5. Какова современная специализация хозяйства Урала?
  6. Каковы проблемы Уральского экономического района?

Учитель:

        Мы с вами уже много знаем об Урале и Уральском экономическом районе. В плане нашего урока есть ряд вопросов, на которые нам нужно сегодня найти ответы: Играем в игру «Что? Где? Когда?»

Сейчас мы с вами поделимся на 4 команды знатоков, по числу вопросов, вытянем по жетону с номером команды и номером вопроса и каждая команда через 2 минуты даст нам правильный ответ на свой вопрос. А в результате – все мы узнаем очень много нового и интересного. (Жеребьевка под музыку)

Подсказка: Ответы на все эти вопросы есть в учебнике: п. 45 стр. 169-172.

  1. Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
  2. Как был преодолен кризис уральской металлургии?
  3. Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какова роль Урала в создании атомного щита России?

        

Гонг, время  пошло.

        Каждая команда по истечении времени озвучивает свой   вопрос и дает на него ответ (по очереди).

III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования различных материалов об особенностях экономического развития субъектов РФ, входящих в Уральский экономический район.
  • Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического  района от  географических особенностей территории.
  • Организовать деятельность учащихся с интернет-ресурсами, другими источниками информации  по выявлению и определению специализации Уральского экономического района; сравнению его с другими  экономическими районами России.

Учитель:

Возникает вопрос: при богатстве недр, преобладании городского населения, при выгодном экономико-географическом положении, при богатой истории на чём же в современных условиях специализируется Уральский экономический район? Каково хозяйство Урала и какова его специализация?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте для начала вспомним: что такое специализация? ()

Задание 1

Сейчас вы, разделившись на 6 групп,  (Г) проведёте собственное исследование по специализации каждого субъекта РФ, входящего в состав Уральского экономического района: у вас есть необходимые источники информации: учебник, карты атласа,  дополнительная литература, есть ссылки на источники интернет ресурсов.  В процессе изучения этих источников вы заполняете в общей таблице столбец вашего субъекта РФ у себя и 1 человек от группы, вы его определите, заполнит такой же столбец в таблице на доске, аргументируя все написанное. Так у нас заполнится вся таблица. И вы перенесете все данные каждый в свою таблицу.  

 Задание понятно? Если что-то не понятно, спрашивайте, уточняйте. На выполнение  группового задания – 5 минут.

Специализация Уральского экономического района:

информация по субъектам, входящим в  Уральский экономический район:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область 

Пермский край, Пермь

Свердловс-кая область, Екатеринбург

Челябинс-кая обл., Челябинск

Оренбургская обл., Оренбург

Курганс-кая обл., Курган

Республ. Удмуртия,

Ижевск

Республ. Башкортостан, Уфа

Нефтяная промышленность,

 

Нефтяная промышленность

  

Нефтяная промышленность

химическая промышленность

 Химическая промышленность

Химическая промышленность

Химическая промышленность

химическая промышленность,

нефтехимия

нефтехимия

нефтехимия

чёрная металлургия

чёрная металлургия Обогащение и железной руды

 чёрная металлургия

Черная металлургия

Черная металлургия

чёрная металлургия

  цветная металлургия

цветная металлургия 

цветная металлургия 

Цветная металлургия

Передельная металлургия

Передельная металлургия

Передельная металлургия

 машиностроение 

машиностроение

Машиностроение

машиностроение

машиностроение

машиностроениеметаллообработка

 машиностроение и металлообработка

лесопромышленный комплекс

деревообрабатывающая промышленность

деревообрабатывающая промышленность 

  Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность

Легкая промышленность

Легкая промышленность

обогащение урана 

Атомная промышленность

Снежинск  Озёрск 

Трёхгорный 

Добыча урана

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство

туризм

Туризм

Туризм

Туризм

Задание 2

Обсудите в  группе и   сделайте выводы о том, на каких отраслях специализируется хозяйство изучаемого вами субъекта РФ, выделите при этом самые значимые 3-4 отрасли. Запишите полученный результат, сделав вывод.

Вывод по субъекту РФ: (назвать 3-5 отрасли специализации)

Пермский край специализируется на: нефтяной промышленности, химической промышленности, лесопромышленном комплексе, металлургии, машиностроении

Свердловская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, обогащении урана.

Челябинская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, атомной промышленности, пищевой промышленности.

Оренбургская область специализируется на: нефтяной промышленности, нефтехимии, металлургии, машиностроении, сельское хозяйство (дает сырье для пищевой  и легкой промышленности) 

Курганская область специализируется на: добыче урана, металлургии, машиностроении, химической промышленности и сельском хозяйстве. 

Республика Удмуртия специализируется на: металлургии, машиностроении, лесозаготовках и деревообрабатывающей промышленности. 

Республика Башкортостан специализируется на: добыче и переработке нефти, машиностроении, деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. 

Задание 3: (И)

Нанесите на контурную карту центры субъектов РФ, входящих в состав Уральского экономического района, покажите специализацию каждого из 6 субъектов РФ.

Задание 4: (Ф) Обсудить  с классом и сделать выводы о специализации всего Уральского экономического  района, определив самые важные и значимые отрасли, получившийся ответ сформулировать в виде вывода. Вывод записать в тетрадь.

Вывод об отраслях специализации Уральского экономического района: Уральский экономический район специализируется   на

металлургии (черной, цветной, передельной), машиностроении,  добыче и переработке нефти, химической промышленности, заготовке и переработке древесины, сельском хозяйстве, поставляющем сырье для пищевой и легкой промышленности, добыче и обогащении урана, атомной промышленности. В последнее время в районе активно развивается туризм.

Исследование завершено, выводы сделаны! А правильные ли они?

                

        Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши выводы, я приглашаю вас на  фотоэкскурсию по  Свердловской, Челябинской областям и Пермскому краю (фото июль 2007 года автор фото Королева Т.В.) Пока мы путешествуем, вы вспомните

  что такое: металлургическая база,  обогащение, комбинат,  передельная металлургия.

Блиц опрос после просмотра фото:  что такое: металлургическая база,  обогащение, комбинат,  передельная металлургия.

Как вы думаете: при такой нагрузке на район существуют ли здесь какие-либо  проблемы? Может быть вы увидели эти проблемы во время нашего фото путешествия? Давайте попробуем их назвать….

1.Загрязнение воздуха, почвы выбросами металлургии и химической промышленности ____________________________________________________

2. Не хватает  воды, в том числе и питьевой _______________________________

3.Отчуждение земель под терриконами, карьерами _____________________

4. Радиоактивное загрязнение воды и почвы___________________

5._____________________________________________________

6. ____________________________________________________

Этап IV. Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы «Урал: освоение территории и хозяйство».

У каждого есть карточка с заданием: продолжи предложение:

  • Соликамск – это________________________________________
  • Нижний Тагил – это_____________________________________
  • Златоуст – это__________________________________________
  • Пермь – это___________________________________________
  • Ижевск – это___________________________________________
  • Курган – это___________________________________________
  • Челябинск – это________________________________________
  • Екатеринбург – это_____________________________________

        2 варианта проведения:

  1. Устный фронтальный опрос, вопрос всему классу - ответ по поднятой руке (при недостатке времени)
  2. Обучающиеся дописывают предложения, учитель предлагает обменяться карточками с соседом по парте. Затем по просьбе учителя все желающие озвучивают предложения и все вместе решают правильное или не правильное получилось суждение. Если правильно, карандашом ставим «+».

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности.

(И) у каждого карточка

Задание (самооценка). Ответьте на вопросы:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе работы с материалами учебника;

б) с работой в интернет-ресурсах;

в) требующими определения причинно-следственных связей;

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

______________________________________________________________

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

а) к товарищу

б) к учителю

в) нашел иной выход (укажи какой)

_______________________________________________________________

Учитель:

Ребята, как вы считаете, кто сегодня работал весь урок на «отлично»?

Кто из вас работал на «хорошо»?

Кто из вас считает, что сегодня он заработал оценку «3»?

Если вы согласны с мнением класса, то можете выставить данную оценку себе в дневник, а дневник подать мне на подпись.

Домашнее задание:

Повторить материалы темы по учебнику.

 §45 «Урал: освоение территории и хозяйство». Ответить на вопросы к параграфу 1-5.

Для желающих повысить сегодняшний результат или получить ещё одну оценку «5» предлагаю выполнить задание 7 или 8 по выбору.

Литература и сайты

1. География 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Алексеев А.И. и др – 7-е изд. Перераб. – М. Просвещение, 2019 239 с.: ил. Карт. – Полярная звезда.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа.

3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы:

 

Интернет-ресуры: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_экономический_район#Отрасли_специализации

информация по субъектам, входящим в  Уральский экономический район:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область

https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область 



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/home/Mail.Ru%20рекомендует/Урок%20географии%20в%209%20классе/   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"

Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....

Урок географии в 9 классе "Урал: освоение территории и хозяйство"

Изучение экономического развития районов России предполагает повторение ранее изученного материала и включения его в подготовку к ГИА. Поэтому на уроках географии в 3 четверти мною используетс...

Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»

        -познакомить с природой,    геологическим строением и рельефом  Урала.          -расширить знания о возрожденных горах, асимм...

Урал: население и города. Урал: освоение территории и хозяйство.

Разработка дистанционного урока. 9 класс. по теме "Урал население и города.. Урал освоение территории и хозяйство"...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...