Внутренние воды. Реки
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Королева Татьяна Владимировна

Урок географии. Внутренние воды. Реки

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема:  "Внутренние воды. Реки"

Королева Татьяна Владимировна – учитель географии

МКОУ «Варгашинская средняя школа №1» филиал Лихачёвская СОШ 

Учебно-воспитательные цели урока:

  1. Объяснить понятия: река, долина, пойма, русло, исток, приток,  устье, речная система, речной бассейн, водораздел, порог, водопад.
  2. Объяснить что такое питание реки, режим реки, характер течения реки.
  3. Научить определять по карте: устье, исток, притоки реки (левые и правые), речные бассейны, речные системы, водоразделы, реки горные и равнинные.
  4. Научить описывать географическое положение реки
  5. Познакомить с крупными реками мира и России.
  6. Развивать умения и навыки работы с книгой, с картами атласа, преобразовывать текстовую информацию в схемы.
  7. Формировать эстетические и нравственные отношения к природе, чувства ответственности и личной сопричастности к ней.

Оборудование: физическая карта полушарий и России, рисунок “Строение речной системы”, презентация к уроку “Реки”, проектор.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2008.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Древние мудрецы говорили: «Можно бесконечно долго смотреть на 3 вещи: на то, как горит огонь, как бежит вода и как работают другие…» сегодня мы с вами проверим сразу 2 из этих утверждений:

  1. Каждый из вас будет внимательно наблюдать как на уроке работают другие и стараться работать лучше всех
  2. И все вместе мы будем говорить о воде, о водных потоках о том откуда и куда бежит вода.

Тема урока: «Реки» (в тетради, число, тема)

Сегодня мы будем говорить о реках и я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного о них.

  1. Изучение нового материала

Актуализация знаний:  Но для начала ответьте мне:

Мы с вами живём на суше, но нас окружают водные источники. Без воды мы не можем прожить и дня. Почему? Для чего нам нужна вода? (……)

А где можно встретить воду на суше?_____________________

Озёра, болота, реки, подземные воды, искусственные водоёмы всё это воды, которые встречаются на суше – поэтому они называются: Внутренние воды.

Как можно с помощью схемы показать: что такое Внутренние воды? (Слайд)

Итак: реки относятся к внутренним водам.

Объяснение нового материала.

Кто видел реку? -----------

Что же такое  - река? (объяснение детей) 

 (давайте найдём определение в учебнике и прочитаем его) – Слайд

Русло – это часть реки. А какие ещё части есть у реки? Слайд.

Объясняю что такое: русло, пойма, надпойменные террасы, склон, речная долина.

Что такое речная долина? (объясняют от обратного)

Вот мы с вами и узнали: из каких частей состоит река и её долина. Но мы рассмотрели реку, как бы разрезав её поперёк в одном месте. Разрезали, посмотрели, изучили…

А какие части реки можно увидеть, если совершить прогулку вдоль реки? С чего начинается река? Где её начало? В каком направлении и как быстро она течёт? Как изменяется река по пути своего течения? Где заканчивается река? Вот сколько вопросов ждут нас впереди! Нужно на них ответить. ..

Слайд.

Место, где река берёт своё начало – это ИСТОК. Истоком реки может быть родник, болото, озеро, ледник высоко в  горах.

Так по-разному начинаются реки. А оканчиваются реки всегда одинаково: они куда-то впадают и отдают свои воды большему по размеру водному объекту. Это может быть другая река, озеро, море или даже океан. Место, куда впадает река называют – УСТЬЕ.

Пока река течёт от истока до устья на всём  пути в неё впадают ручьи или маленькие речки то с правой стороны по её течению, то с левой – это её притоки. Для того, чтобы правильно определить какие притоки правые, а какие – левые нужно повернуться лицом к  устью, т.е. встать по течению реки: теперь всё просто: справа – правые притоки, слева – левые.

Назвать: какую реку мы с вами сейчас изучаем? Откройте атласы, найдите физическую карту России. Сравните местность на карте атласа и на слайде. Что это за река  изображена на слайде?

Найдите на карте атласа:

- исток Волги -  Валдайская возвышенность какие ещё реки берут начало здесь? Днепр, Западная Двина.

- Устье Волги – Каспийское море - Устье каких ещё рек? Терек и Урал.

- правые притоки Волги - Ока

- левые притоки Волги – Кама

В одной песне поётся: «мы теперь 2 берега у одной реки…» Как вы думаете у одной и той же реки берега левый и правый одинаковые или разные? Разные. А почему?

Так вот: вы знаете, что наша планета Земля вращается  вокруг своей оси. И вращается она с запада на восток. За ней устремляются и воды океана, и ветры.. на них действует сила … Кареолиса.  Эта же сила действует и на воды рек. Воды наших рек, рек северного полушария,  всегда смещаются вправо. При этом они постоянно подмывают правые свои берега и потихоньку отступают от левых берегов. Поэтому у рек Северного полушария правые берега всегда обрывистые, а левые – пологие.

«Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Так со временем изменяются берега рек и сами реки. Вот почему нельзя в одну и ту же реку зайти дважды!

Главная большая река с её многочисленными притоками – это речная система; Название речной системе даётся по главной реке: система реки Волги

Местность, с которой главная река со своими притоками собирает воду – это бассейн реки. (читать в учебнике) бассейн какой реки мы видим на слайде?----- Бассейн реки Волги.

Граница между бассейнами соседних рек – это Водораздел. Водораздел проходит по самым высоким точкам местности: по горам, плоскогорьям, возвышенностям. Что является водоразделом реки Волги?  Уральские горы, Приволжская возвышенность, Валдайская возвышенность.

 Отгадайте загадку: бежит, бежит – не выбежит; течёт, течёт – не вытечет… Что это? -------- река

А действительно где река берёт столько воды, что никак она не вытечет? Что придаёт реке силу? Чем река питается? ------------- (дождь, снег, ледники, подземные воды.)  Река -  живая! Для того, чтобы ей жить – ей нужно питаться! Питание у рек разное в зависимости от того, где эти реки расположены на Земном шаре, в каком климате. На экваторе дожди идут каждый день, поэтому питание у рек – дождевое, есть и другие виды питания … слайд ----------- читаем схему.

Какое питание будет у рек, которые текут в пустынях? –подземное. Почему?

А какое питание у горных рек? Почему?

А там, где выпадает много снега? –

А у наших речек какое будет питание? Смешанное!

_---Схему в тетрадь!

Кроме того, что каждая река питается, у неё есть ещё и свой режим. Как у вас режим дня, так и у реки – режим года.  Что такое режим реки?  

Читаем Слайд

Режим реки – изменение уровня воды и  её температуры.

Половодье – ежегодный продолжительный подъём уровня воды в реке (весной, когда тает снег)

Паводок – кратковременный подъём воды в реке (осенью, от дождей)   Не путать!

Межень – наименьший уровень воды в реке

Минутка отдыха:

Капля с каплей повстречались,

Подружились и обнялись.

Поиграли, покружились,

 А  потом и в пляс пустились:

Каблучками топали

И в ладоши хлопали!

А потом уж приседали:

Сели-встали, сели-встали!

Вздумали к ручью бежать

И друг друга догонять!

Прибежали, улыбнулись

И в ручей тот окунулись!

А ручей к реке бежал

И с собою нас позвал!

Характер течения реки – это направление и скорость течения реки. Он зависит от рельефа местности, по которой течёт река.

Рельеф местности – это что? Это горы и равнины.

Характер течения рек

Вывод, есть пороги или водопады, пример рек: Волга, Терек.

Слайд

Равнинные реки – текут по равнинам, как они текут?  Сейчас мы посмотрим фильм из фотографий  о Волге, а потом вы сделаете вывод: как текут равнинные реки. Договорились? И ещё обратите внимание:  есть ли сходство между течением реки и звучанием песни? Если есть – то в чём оно? (Кино-Волга)

Как текут равнинные реки?

Слайд

Пороги - ЭТО       ВЫСТУПЫ  ТРУДНОРАЗМЫВАЕМЫХ ТВЁРДЫХ  ГОРНЫХ  ПОРОД

Вывод: равнинные реки  текут спокойно, плавно, в широких долинах, судоходны, иногда встречаются пороги.

Слайд

Горные реки – текут в горах, как они текут? мы узнаем из фильма! (фильм – горные реки)

На горных реках часто встречаются водопады. Что такое водопады?

слайд

Водопад – падение реки с высокого уступа

Слайд: Водопад Анхель – самый высокий водопад мира (Южная Америка) – 1054м.

Слайд: Ниагарский водопад  «съедает» ежегодно 0,7-0,9 м скалы, с которой падает (высота 51м., ширина =1237м)

Слайд: Водопад Виктория в Африке – один из крупнейших в мире (высота 120м., ширина 1800м)

Вывод: течение быстрое, долины узкие, есть водопады, пороги, реки не судоходны.

  1. Закрепление изученного:

Самостоятельная работа по карточкам:

Задание 1: Описать географическое  положение рек.

Задание 2: Ответить на вопросы.

  1. Домашнее задание: п. 30. Заполнить таблицу: географическое положение рек.

По желанию: составить Кроссворд по теме «Реки»

  1. Итог урока: 

Давайте подведём итог урока: вы все работали в меру своих сил и наблюдали как работали ваши одноклассники. Ответьте мне на вопрос кто из ваших одноклассников по вашему мнению работал сегодня:

 Просто замечательно? На «5» -

Очень хорошо? На «4» -

Большое спасибо всем. Ребята, вы сегодня были просто молодцы и умницы! Перед тем, как уйдёте из класса все кто желает оценить наш урок – может подойти к доске и поставить оценку уроку и  по привычной нам 5-ти бальной шкале или нарисовать на доске своё настроение. Урок окончен. Можете идти.

Тема: «Реки»

ФИО ____________________________________________6 «Б» класс

Задание: Описать географическое положение рек.

Таблица: Географическое положение рек

Название реки

На каком материке

Устье, его координаты

Исток, его координаты

Направление течения

1

Волга

2

Амазонка

3

Нил

4

Урал

5

Обь

6

Тобол

7

Амур

8

Миссисипи

9

Конго

10

Муррей

Ответить на вопросы:  выбери вариант и поставь знак V.

       1           2           3             4              5            6            7               8             9          10

а

б

  1. Водный поток, текущий в выработанном углублении – русле: а)течение;   б) река.
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море:

а)устье;   б) исток.

  1. Самый высокий в мире водопад: а) Виктория; б, Анхель.
  2. Часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки – это: а)пойма, б) берег.
  3. Территория, с которой река и её притоки собирают воду:

а) речная система, б) речной бассейн.

  1. Где расположен Ниагарский водопад?   а) Америка, б) Европа
  2. Какие берега у рек Северного полушария обрывистые?

 а) левые, б) правые

Соедини все галочки между собой. Что получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."

Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....

Урок по географии по теме "Внутренние воды. Реки России"

Урок по теме "Внутренние воды. Реки России" с использованием технологической карты конструирования урока 8 класс....

Урок по географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Реки"

Е.М.Домогацких. Урок в 6 классе. Тема - "Внутренние воды. Реки"цель урока: а) ОбразовательнаяСформировать  понятие  о  реке, её  частях, речной  системе.б) РазвивающаяРаз...

Конспект урока 5класс.Внутренние воды. Реки

Урок проводился в 5 классе. Форма проведения - урок загадка....

Адаптированное задание по географии. Диктант "Внутренние воды. Река"

Задание по географии  с адапированым текстом для учащихся с нарушением слуха, способствует в игровой форме "диктанта-шифровки", запоминанию терминов и определений при изучении тем...

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...