Квест "Спасём зелёного друга"
методическая разработка по географии (8 класс)

Методическая разработка предназначена для закрепления материала по теме Природные зоны. Лесные зоны России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_spasyom_zelyonogo_druga.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Квест «Спасём зелёного друга»

Иванова С.Н., учитель биологии , географии

МАОУ «СОШ №42»,г. Улан-Удэ

Цели урока

Деятельностная цель - формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия в процессе обобщения и систематизации материала.

Предметно-дидактическая цель - обобщить и систематизировать знания по теме.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные - добывать и преобразовывать информацию для получения результата, договариваться с товарищами и понимать их позицию, показывать навыки владения познавательными общеучебными действиями.

 Предметные - определить уровень усвоения материала по теме, обобщить и систематизировать знания.

Личностные-формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Методы обучения: поисковые

Форма: квест

Когда входишь в лес и видишь перед собой мощные деревья - сосны, ели, лиственницы, растущие по сто и более лет, то кажется, что никто и ничто не может погубить таких великанов, но к сожалению это не так. Лес гибнет. И вам предстоит его спасти. Посмотрите на доску, на ватмане нарисован участок, где когда-то был лес (участок свой у каждой команды), а сейчас остались одни пни. Урок проводится в виде игры. Вам предстоит совершить путешествие по станциям. За каждый правильный ответ команда получит фишку в виде ёлочки. Эти ёлочки вы должны прикрепить к ватману по завершению прохождений всех станций, победит та команда, которая высадит больше ёлочек и восстановит свой участок леса после вырубки и пожара

Станция №1. «Таинственный лес»

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности:  роща, окутанная туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя. А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой,  и  возможно, под влиянием  впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами

Легенда о ели.

Давным-давно, в одном краю очень рано наступила осень. Еще листья с деревьев не опали, а уже пришли сильные холода. Все птица поспешили улететь в тёплые края. Лишь одна маленькая птичка, с раненым крылом, улететь не успела, и осталась одна в поле на пронизывающем ветру. Прижалась она к кустику полыни, дрожит и горюет. А за полем был виден дремучий лес. И решила птичка полететь в этот лес, и попросить деревья её приютить на зиму. Но никто из деревьев не пустил к себе птичку. Бедная птичка замерзая, совсем отчаялась. Но тут её заметила зелёная ель. Пожалела она птичку, позвала к себе, и нашла ей самую тёплую ветку, чтобы та смогла зимой переждать зимние холода. Рядом с елью росла сосна, и она обещала заслонять птичку от холодных ветров. А так же откликнулся можжевельник, обещал кормить птичку ягодами всю зиму. Так птичка зажила счастливой жизнью. А вскоре разыгралась буря, и ледяной ветер трепал ветки деревьев, и под дождём осыпались листья. Понравилось это Ветру, как игра, и он захотел так и все деревья раздеть. И спросил он у Царя Холода, у Мороза - у всех ли деревьев можно срывать листву.

Царь Холода ответил: "Со всех деревьев срывай листву. Оставь только те, которые приютили у себя маленькую птичку". Ветер послушался, и не тронул эти деревья. И с тех пор ель, сосна и можжевельник всегда в зелёном наряде.

Легенда о мудром Кедре и красивой Лиственнице

Жили как-то рядом Кедр и Лиственница. Все Лиственницей любовались и восхищались- и люди и животные и птицы. И возгордилась она: дескать, я на свете всех милей! И хвасталась своей красотой, пока не пришли к ней голодные медвежата. Они просили накормить их и спасти от голода. Но Лиственница не смогла этого сделать, а Кедр молча подарил им свои орешки, чем спас медвежат от голода. Лиственница поняла, что не только красота важна в жизни. Ей стало совестно и от стыда у неё иголки пожелтели и осыпались. С тех пор она сбрасывает свою хвою каждый год, теряя на некоторое время былую красоту...

Легенда о пихте

В Средиземноморье существует легенда, что именно из пихты был построен знаменитый троянский конь. В данном случае имеется в виду кефаллинийская пихта, которую также называют пихтой Аполлона. На древних фресках также часто встречается венок из пихтовых веток, перевитых плющом. Ученые относят этот символический «букет» к культу богини Гекаты. Считалось, что помещенные в дом ветки пихты защищают от колдовских чар.

Какое значение имеет сбрасывание иголок у лиственницы?

Почему именно хвойные деревья широко распространены в Сибири?

Загадки леса

Весной цвету,

Летом шишки приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белёны, шапочки зелёны.
(Берёзы )

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(Мох)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту

В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(Сосна)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
(Гриб)

Листочки с глянцем,

Ягодки с румянцем

А сами кусточки

Не выше кочки.  (Брусника)

Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает.
(белка)

Не рычу, не грозен с виду,
Но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка
Защитят меня иголки.
(еж)

Поохотиться не прочь,
Зорко вглядываясь в ночь,
Ну а если крикнет: «Ух!»
То захватывает дух!
(филин)

Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Улетит в дупло.
(сова)

Косолапый великан,

Чтобы не попасть в капкан,

Спит всю зиму напролет,

Лапу сладостно сосет. (Медведь)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает? (Лиса)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла... (бурундук).

Под соснами, под елками

Ползет клубок с иголками. (Еж)

Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка —

И на завтрак, и в обед. (Сорока)

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

Всю ночь летает —

Мышей добывает,

А станет светло —

Летит спать в дупло. (Сова)

Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа —

Целый день долбить стволы. (Дятел)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

Хоть летает, но не птица,

Тонкой талией гордится.

Собирает сладкий мед,

Но вот в улье не живет. (Оса)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

Заметался огонек,

Но не долго он горел —

Вместе с ветром улетел. (Мотылек)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Бежит по ладошке быстро и ловко

В точечках черных...

(божья коровка).

Нет ноги ни одной,

Только хвост с головой. (Змея)

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

Станция №2. «Поэтическая страничка»

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Перечислите поэтов и писателей, писавших о лесе.

Ответ: Бунин А.И. Суриков И, Бианки В.И. Соколов- Микитов, И. С. Тургенев, Жуковский В.А., Пушкин А.С., Тютчев Ф.И, Фет А.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С. и другие.

Прочтите стихотворения о лесе.

Станция №.3 «Лесная акварель»

«Надеюсь, придет время, когда вся русская природа живая и одухотворённая. Взглянет с холстов русских художников.»

И. И. Шишкин

 На картинах, каких художников мы увидели красоту леса.

Ответ:  И. Шишкин, А.Куинджи, И.Остроухов, И.Левитан, В.Поленов, Г.Мясоедов, А.Герасимов, А.Саврасов, В.Никонов и многие другие живописцы

Назовите картины художников.

Станция №4. «В народе говорят»

Объясни своими словами смысл высказываний.

  1. Много леса-не губи,  мало леса - береги, нет леса - посади.
  2. Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
  3. Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча-пустыню.
  4. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
  5. Березовица не грош, а лесу на рубль изведёшь.

Станция №5. «Жители наших лесов»

Назовите:

  1. Самое долговечное дерево. (Лиственница)
  2. Самое высокое дерево. (Кедр)
  3. Самое распространённое дерево. (Сосна)
  4. Какое хвойное дерево считается «литописцем погоды». (Ель)
  5. Это дерево своеобразный «северный папирус». (Береза)
  6. Самое распространённое лиственное дерево пионер. (Береза)
  7. Самое морозоустойчивое, пугливое, говорливое дерево. (Осина)
  8. Самое гибкое дерево, лесная балерина. (Рябина)
  9. Какие растения Бурятии являются памятниками доледниковой эпохи?

Ответ: Папоротник-ужовник, сытевидная осока, холмовая фиалка.

  10. Какие растения произрастают в лесах Бурятии?

Ответ: Кедр, пихта, ель, лиственница, кедровый стланик.

   11.Какие цветковые растения произрастают в лесах Бурятии?

Ответ: Лилия кудреватая, козелец лучистый, осока стоповидная, лук победный, башмачок капельный, перловник поникающий, перловник поникающий, купальница азиатская, касатик русский

   12.Какие животные обитают в лесах Бурятии?

Ответ: Соболь, белка, колонок, горностай, волки, медведи, изюбрь, косуля, кабарга, северный олень, кабан, глухарь, рябчик, тетерев, куропатка.

Станция №6. «Фабрика кислорода»

 Роль леса в жизни человека сложно переоценить.

Расскажите о роли леса в синтезе кислорода.

Ответ:

Без лесных массивов сама жизнь на планете Земля была бы невозможной. Деревья, кустарники и травы благодаря своим зеленым листьям способны к фотосинтезу – поглощению из атмосферы углекислого газа и выделению кислорода, без них людям стало бы нечем дышать. Среди живых организмов только зеленые представители флоры способны синтезировать кислород, обогащать им атмосферу.

Решите задачи:

  1. Известно, что зелёные насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50 кв. км.Леса в воздухе находится около 50т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50 кв. км безлесного пространства?
  2. Сколько куб. м воздуха очистит лес площадью 50 га за 10 лет. Если известно, что 1 га лесного массива за год очистит от углекислого газа и пыли 18 млн. куб. м воздуха?

Станция №7. «Лесная мастерская»

Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами.

Где используется древесина в хозяйстве?

Ответ: материалы для строительства, бумагу, древесное топливо, мебель, музыкальные инструменты, спички, лыжи, тару, шпалы.

Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.

Станция №8. «Лесная аптека»

Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.

Назовите лекарственные растения лесов и покажите их целебные свойства.

Станция №9. «Всё в природе взаимосвязано»

Покажите на конкретных примерах влияние леса на разные компоненты природы.

Ответ:

  1. Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
  2. Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
  3. В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животнымстановится негде жить.

Станция № 10. «Тревожная»

Из-за каких причин сокращаются леса?

Ответ: Вредные насекомые, пожары, вырубка леса

  1. Перечислите насекомых- вредителей леса.
  2. Составьте памятку «Поведение человека в лесу».
  3. Как правильно развести костёр в лесу.
  4.  Как происходит восстановление кедрово-пихтового леса на месте опустошительного пожара.
  5. Сколько лет необходимо для восстановления берёзового леса, смешанного сосново-лиственного леса, соснового леса, сосново-кедрового леса, кедрово-пихтового леса

Подведение итогов. Сегодня вам удалось спасти  лес. Конечно, за 40 минут лес не восстановить, в природе этот процесс происходит  очень медленно, сотни лет.

Лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.

Список используемой литературы

  1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.- Москва Изд-во Просвещение,1996.
  2. Эрдынеева М.О., Б.А. Чернов Б.А. География Бурятии.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,1994.
  3.  http://vsegda.moy.su/publ/mify_legendy_skazanija/legendy_o_derevjakh/8-1-0-179
  4. http://fb.ru/article/370459/chto-daet-nam-les-osnovnyie-bogatstva-lesnyih-massivov
  5. http://www.kirskaz.ru/zagadki/zagadka_47.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия "Найди себе зелёного друга".

Экскурсия проводится в дендрарии при школе.Учащиеся описывают явления природы в осеннем дендрарии, сравнивают состояние растений,  в разное время года и выявляют причины их различий....

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Классный час «В гостях у зелёного друга»

1.Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой.2.Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формирова...

Свет зелёной лампы (По рассказу А.Грина "Зелёная лампа")

"Зелёная лампа! - один из моих любимых рассказов, который помогает взглянуть на жизнь по-другому: с надеждой, с верой в мечту. А если мне произведение нравится, значит, моим ученикам тоже понравится. ...

Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ « Лес – наш зелёный друг»

Занятие  « Лес – наш зелёный друг» обобщает представление детей с ОВЗ о лесе, о животных леса.  Развивает познавательный интерес, воспитывает культуру правильного поведения...