Технологическая карта урока № 2 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Выявить влияние географического положения России на природу и жизнедеятельность ее населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 2

Раздел: Россия в мире

Тема: «Учимся с «Полярной звездой».

Цели урока:

Образовательные цели: 

- выявить влияние географического положения России на природу и жизнедеятельность её населения;

Развивающие цели: 

- продолжить формирование умений анализировать различные источники географической информации.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о влиянии северного положения России на жизнь и деятельность её населения.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) работать с разными источниками географической информации – текстом, картами;

2) самостоятельно решать учебные задачи;

3) создавать схемы и таблицы для решения учебных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации;

4) строить логическое рассуждение и делать выводы;

5) осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками;

6) работать в группе.

Личностные: 

- определение своей личностной позиции в решении проблемы.

Основное содержание: 

- северное положение России,

- удалённость территории России от незамерзающих морей,

- влияние географического положения России на жизнь и хозяйственную деятельность её населения.

Деятельность обучающихся:

- выявлять влияние географического положения России на климат и жизнь россиян;

- сравнивать географическое положение своего района с более северными и более южными районами-соседями;

- оценивать выгоды географического положения России с учётом её северного положения;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Ценностный компонент урока: 

- Россия – северная страна.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, рис. 3 «Россия на мировой «карте холода», рис. 4 «Удалённость территории России от незамерзающих морей».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Проверка домашнего задания

Учитель раздаёт некоторым учащимся карточки с заданиями, а остальных опрашивает устно по вопросам:

  1. Покажите на политико-административной карте границы России и пограничные государства.
  2. Докажите, что Россия – самое большое государство в мире.
  3. Назовите особенности географического положения России.
  4. Как вы считаете, большая территория России – это положительная или отрицательная особенность её географического положения?

Учащиеся отвечают на вопросы.

3.Содержатель-ный этап.

Учитель формулирует задачу – найти ответ на проблемный вопрос: есть ли страны холоднее, чем Россия?

Многие учёные, изучавшие климатические особенности России, утверждают, что это самая северная страна. Так ли это? Давайте выясним.

«У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считают лежащей на берегу этого океана», - писал Д. И. Менделеев.

Основоположник отечественной климатологии А. И Воейков утверждал: «Наша суровая зима и короткое лето невыгодны для народного хозяйства; они мешают нам возделывать растения тёплых стран и заставляют  каждого хозяина держать более животных и орудий, чем в Западной Европе, более тратить на устройство домов, отопление и тёплую одежду… Как ни обширна Россия, но тёплых климатов у нас немного».

Наш современник географ Ю. Н. Гладкий утверждает: «Колоссальные издержки России в сравнении с подавляющим большинством высокоразвитых государств связаны, в частности, с необходимостью бороться с холодом: с повышенным расходом энергии на обогрев зданий в производственной и коммунально-бытовой сферах, увеличением объёма используемых конструкционных материалов, производством тёплой одежды, обуви и т. п. Дополнительных средств требуют строительство и поддержание в надлежащем порядке дорожно-транспортной сети, разрушаемой грунтовыми водами, укрепление инженерных сооружений, страдающих от обильных снегопадов, обледенения и деформаций металла, вызываемых перепадом температур. Немалые убытки государство терпит в связи с ликвидацией ежегодных последствий ледостава и ледохода, паводковых наводнений, снежных лавин».

Давайте выясним, в каких климатических поясах находится наша страна.

Какие ещё страны мира имеют схожее географическое положение? В чём состоит различие географического положения этих стран в сравнении с Россией?

Причём, в этих странах, на тех же широтах проживает гораздо меньшее количество людей, чем в нашей стране.

Учитель дополняет: Чем дальше от Атлантического океана, тем более континентальным и холодным становится климат (Сибирь).

Какие выгоды географического положения России вы можете особо отметить, несмотря на её северное положение?

Учащиеся слушают учителя и выдвигают свои предположения.

По картам (рис. 49 на с. 97) обучающиеся называют климатические пояса, в которых расположена Россия.

Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся анализируют рисунки 3 и 4 учебника.

Схожее географическое положение имеют Канада, часть США, Дания (о. Гренландия), страны Скандинавского полуострова.

Различие состоит в том, что эти страны в меньшей степени омываются водами Северного Ледовитого океана, а также менее удалены от незамерзающих морей.

Учащиеся высказывают свои предположения.

4.Закрепление знаний

Учитель организует работу по вопросам на с. 9.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 2, написать эссе на тему «Плюсы и минусы географического положения России»

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Приложение

Индивидуальные карточки:

К-1

  1. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?
  1. Белоруссия        2) Норвегия        3) Финляндия        4) Швеция
  1. По акватории какого моря проходит государственная граница России?
  1. Карское     2) Балтийское     3) Белое     4) море Лаптевых
  1. Какое утверждение о крайних точках России является верным?
  1. Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.
  2. Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.
  3. Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.
  4. Крайняя западная точка имеет западную долготу.

К-2

  1. На границе с какой из перечисленных стран находится крайняя западная точка России?
  1. Финляндия     2) Норвегия       3) Польша      4) Грузия
  1. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую небольшую по протяжённости сухопутную границу?
  1. Северная Корея      2) Польша     3) Казахстан     4) Белоруссия
  1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
  1. На юго-западе Россия граничит с Норвегией и Финляндией.
  2. На юго-востоке Россия граничит с Украиной.
  3. Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.
  4. Площадь территории страны превышает 21 млн км2.

К-3

  1. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?
  1. Украина    2) Белоруссия    3) Казахстан    4) Финляндия
  1. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?
  1. Остров Ратманова    2) остров Рудольфа  3) остров Врангеля  4) остров Св. Лаврентия
  1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
  1. Крайняя западная точка находится в Ленинградской области.
  2. Крайняя восточная точка имеет восточную долготу.
  3. Крайняя восточная материковая точка находится на Чукотском полуострове.
  4. Крайняя южная точка находится на границе с Грузией.

К-4

  1. С какой из перечисленных стран Россия имеет как морскую, так и сухопутную границу?
  1. Китай       2) США     3) Монголия     4) Украина
  1. Крайняя северная точка России расположена на территории
  1. Республики Саха (Якутия)                 3) Краснодарского края
  2. Республики Алтай                               4) Красноярского края
  1. Какое утверждение о крайних точках России является верным?
  1. Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.
  2. Крайняя северная точка находится на острове Рудольфа.
  3. Крайняя западная точка имеет западную долготу.
  4. Крайняя южная точка России находится на границе с Грузией.

Ответы:

К-1: 1. 4)     2. 2)    3. 1)

К-2: 1. 3)     2. 1)    3. 3)

К-3: 1. 3)     2. 1)    3. 3)

К-4. 1. 4)     2. 4)    3. 2)

К-1

  1. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?
  1. Белоруссия        2) Норвегия        3) Финляндия        4) Швеция
  1. По акватории какого моря проходит государственная граница России?
  1. Карское     2) Балтийское     3) Белое     4) море Лаптевых
  1. Какое утверждение о крайних точках России является верным?
  1. Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.
  2. Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.
  3. Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.
  4. Крайняя западная точка имеет западную долготу.

_____________________________________________________________________________

К-2

  1. На границе с какой из перечисленных стран находится крайняя западная точка России?
  1. Финляндия     2) Норвегия       3) Польша      4) Грузия
  1. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую небольшую по протяжённости сухопутную границу?
  1. Северная Корея      2) Польша     3) Казахстан     4) Белоруссия
  1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
  1. На юго-западе Россия граничит с Норвегией и Финляндией.
  2. На юго-востоке Россия граничит с Украиной.
  3. Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.
  4. Площадь территории страны превышает 21 млн км2.

_____________________________________________________________________________

К-3

  1. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?
  1. Украина    2) Белоруссия    3) Казахстан    4) Финляндия
  1. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?
  1. Остров Ратманова    2) остров Рудольфа  3) остров Врангеля  4) остров Св. Лаврентия
  1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
  1. Крайняя западная точка находится в Ленинградской области.
  2. Крайняя восточная точка имеет восточную долготу.
  3. Крайняя восточная материковая точка находится на Чукотском полуострове.
  4. Крайняя южная точка находится на границе с Грузией.

_____________________________________________________________________________

К-4

  1. С какой из перечисленных стран Россия имеет как морскую, так и сухопутную границу?
  1. Китай       2) США     3) Монголия     4) Украина
  1. Крайняя северная точка России расположена на территории
  1. Республики Саха (Якутия)                 3) Краснодарского края
  2. Республики Алтай                               4) Красноярского края
  1. Какое утверждение о крайних точках России является верным?
  1. Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.
  2. Крайняя северная точка находится на острове Рудольфа.
  3. Крайняя западная точка имеет западную долготу.
  4. Крайняя южная точка России находится на границе с Грузией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...