Технологическая карта урока № 5 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Как ориентироваться по карте России? Сформировать понятия "географический район, районирование, административно-территориальное деление".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 5

Раздел: Россия в мире

Тема: «Как ориентироваться по карте России»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- сформировать понятия «географический район», «районирование», «административно-территориальное деление».

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте;

- формирование знаний о видах районирования территории России.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России;

2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России;

3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.

Личностные: 

- осознание практической значимости ориентирования по картам России.

Основное содержание: 

- ориентироваться по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.

Деятельность обучающихся:

- ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком;

- выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ;

- определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ;

- определять по карте состав и границы федеральных округов;

- наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры;

- обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры;

- сопоставлять информацию из разных источников.

Ценностный компонент урока: 

- значимость географической карты как общечеловеческой ценности.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель мотивирует учащихся.

На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта – альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.

На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации.

Карта – важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.

Сегодня  на уроке мы должны решить задачу: как следует ориентироваться по карте России?

Учащиеся слушают учителя.

3.Содержатель-ный этап.

Учитель организует работу с текстом учебника на с. 14 – 15 и с физической картой России (с. 4-5 атласа).

Выписать из текста учебника:

  1. Самые крупные равнины России
  2. Самые высокие горы
  3. Самые крупные реки России
  4. Самые крупные полуострова
  5. Самые крупные острова
  6. Города-миллионеры
  7. Самая длинная ж\д магистраль

Что называется районированием?

Географический район (с. 16) – часть территории, отличающаяся особенностями исторического развития, природы, населения и хозяйства.

Рассмотрим природное районирование.

Используя рис. 7 на с. 15, назовите природные районы, выделяющиеся на территории нашей страны.

Учитель организует работу с рис. 8 на с. 16 (эта информация понадобится на следующий учебный год и легче будет ориентироваться по карте).

Как вы думаете, почему в азиатской части России больше природных, а в европейской – больше экономических районов?

Ещё одним видом районирования является административно-территориальное деление.

Вспомните официально название нашей страны.

В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение».

Федерация – это форма государственного устройства, при котором государство состоит из системы федеративных (составляющих) единиц и субъектов федерации, обладающих определёнными политическими правами.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация состоит из 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 4 автономных округов, 1 автономной области и 3 городов федерального значения.

В РФ 8 федеральных округов (в 2016 году Крымский федеральный округ вошёл в состав Южного ФО).

Учитель организует работу с картой «Федеративное устройство» (с. 6 – 7 в атласе).

Перечислите федеральные округа, выделяющиеся в РФ.

Деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Вопросами географического районирования занимались такие учёные, как Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский и Константин Иванович Арсеньев.

Определите, в состав какого федерального округа входит РФ.

На территории какого экономического района находится Саратовская область?

Выпишите названия республик и их столицы.

Учащиеся записывают в тетрадь:

  1. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье
  2. Кавказ
  3. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур
  4. Камчатка, Таймыр, Кольский, Ямал, Чукотский
  5. Сахалин, Курильские, Новая Земля, Северная Земля, Анжу
  6. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Воронеж, Самара, Ростов-на-Дону, Челябинск, Пермь, Омск, Новосибирск, Уфа, Красноярск, Волгоград
  7. Транссибирская магистраль (от Москвы до Владивостока)

Районирование – деление территории на части.

  1. Русская (Восточно-Европейская) равнина
  2. Крымские горы, Северный Кавказ
  3. Урал
  4. Западная Сибирь
  5. Средняя (Восточная) Сибирь
  6. Горы Южной Сибири
  7. Дальний Восток
  8. Северо-Восточная Сибирь

Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь (см. Приложение).

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся выписывают в тетрадь определение:

Административно-территориальное деление – это разделение территории страны на части, в соответствии с которым строится система государственной власти и местного самоуправления.

Российская Федерация.

  1. Центральный
  2. Северо-Западный
  3. Южный
  4. Северо-Кавказский
  5. Приволжский
  6. Уральский
  7. Сибирский
  8. Дальневосточный

Приволжский.

Поволжский.

  1. Республика Карелия – Петрозаводск
  2. Республика Удмуртия – Ижевск
  3. Республика Марий Эл – Йошкар-Ола
  4. Республика Чувашия – Чебоксары
  5. Республика Мордовия – Саранск
  6. Республика Адыгея – Майкоп
  7. Карачаево-Черкесская Республика – Черкесск
  8. Кабардино-Балкарская Республика – Нальчик
  9. Республика Северная Осетия-Алания – Владикавказ
  10. Республика Ингушетия – Магас
  11. Чеченская Республика – Грозный
  12. Республика Дагестан – Махачкала
  13. Республика Калмыкия – Элиста
  14. Республика Татарстан – Казань
  15. Республика Башкортостан – Уфа
  16. Республика Коми – Сыктывкар
  17. Республика Крым – Симферополь
  18. Республика Алтай – Горно-Алтайск
  19. Республика Хакасия – Абакан
  20. Республика Тыва – Кызыл
  21. Республика Бурятия – Улан-Удэ
  22. Республика Саха (Якутия) –

Якутск

4.Закрепление знаний

Учитель организует работу по вопросам на с. 17.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 4, задание 8 на с. 17 (письменно) – ранжированный ряд не составлять!; выписать в тетрадь названия республик и их столиц (если не успеют в классе)

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Приложение.

Географические районы

Экономические районы

Европейский Север

  1. Северный

Северо-Запад

  1. Северо-Западный

Центральная Россия

  1. Центральный
  1. Центрально-Чернозёмный
  1. Волго-Вятский

Поволжье

  1. Поволжский

Европейский Юг

  1. Северо-Кавказский

Урал

  1. Уральский

Западная Сибирь

  1. Западно-Сибирский

Восточная Сибирь

  1. Восточно-Сибирский

Дальний Восток

  1. Дальневосточный

Домашнее задание:

Задание 8 на с. 17.

  1. Самый большой по численности населения – Москва (11 979,5 тыс. человек), самый маленький – Ненецкий АО (42,8 тыс. человек)
  2. Самый большой по площади – Республика Саха (Якутия) – 3103 тыс. км2, самый маленький – Республика Адыгея и Республика Северная Осетия – Алания (по 8 тыс. км2).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...