Технологическая карта урока № 9 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Численность населения России. Особенности демографических кризисов в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 9

Раздел: Россияне

Тема: «Численность населения»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- установить численность населения России;

- раскрыть особенности демографических кризисов;

- выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX веке.

Развивающие цели: 

- раскрыть причинно-следственные связи, влияющие на изменение численности населения;

- формировать у учащихся умения строить и анализировать графики.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте;

- формирование знаний о демографических кризисах и их причинах.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) создавать простейшие модели (графики) на основе статистических данных;

2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами;

3) использовать учебную информацию для достижения результата;

4) работать в группе;

5) анализировать графики и делать самостоятельные выводы.

Личностные: 

- осознание факта, что человек – высшая ценность на Земле.

Основное содержание: 

- численность населения, естественный прирост, темпы роста численности населения, демографический кризис, демографические потери, демографические проблемы и их решение.

Деятельность обучающихся:

- определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных;

- определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным;

- наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды»;

- анализировать график рождаемости и смертности населения России в XX в.;

- строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным;

- прогнозировать темпы роста населения России и её определённых территорий на основе статистических данных.

Ценностный компонент урока: 

- человек – высшая ценность на Земле.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас, график «Темпы роста численности населения России и демографические кризисы в разные периоды», карта «Изменение численности населения России».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель задаёт вопрос: Кто создаёт материальные и духовные блага?

Правильно, т. е. человек является высшей ценностью на Земле, так как всё создаётся именно для него и с помощью него.

Учащиеся отвечают: «Люди»

3.Содержатель-ный этап.

Учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Как вы думаете, какова численность населения в мире в настоящее время? (7 645 047 613 человек)
  2. Какова численность населения в России? (на 1 января 2018 г. по данным Росстата – 146 880 432 человека)

На каком месте по численности населения находится Россия?

  1. Всегда ли была такая численность населения?
  2. Как узнать какова численность населения в том или ином районе?

Впервые перепись населения прошла в России в 1897 году благодаря П. П. Семёнову-Тян-Шанскому.

Перепись населения – это процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих в некоторый момент времени каждого жителя страны, с целью получения сведений об общей численности и составе населения, его размещении на территории государства.

Переписи проводятся по единой специальной программе. В переписном листе указываются пол, возраст, образование, гражданство, национальность и т. д.

Последняя перепись населения проходила в 2010 году.

Следующая перепись населения будет проходить в 2020 году.

Изменение численности населения зависит от естественного движения населения, т. е. воспроизводства населения.

Что является главными показателями естественного движения населения? (с. 28)

Выпишите из учебника определение понятия «естественный прирост населения».

Число родившихся, умерших и естественный прирост определяется на 1 тыс. жителей, поэтому измеряется в промилле.

Проанализируйте рис. 14 (с. 29) и определите, каков был естественный прирост в 2012 году: положительный или отрицательный.

Задание:

С января 2018 года по настоящее время число родившихся в Саратовской области составило 12 855 человек, умерших — 20 471 человек. 

Определите естественный прирост населения в Саратовской области.

Как вы думаете, каковы причины такой низкой рождаемости?

Что необходимо для улучшения демографической ситуации в России?

Кроме естественного движения населения существует механическое движение. Какими показателями характеризуется механическое движение населения?

Существует понятие «миграционный прирост населения».

Миграционный прирост населения – это разница между числом прибывших в страну и числом выбывших из неё.

Он также бывает положительный и отрицательный.

Задание:

Число прибывших в Саратовскую область в 2017 году составляет 66547 человек, а число выбывших – 72707 человек. Определите Миграционный прирост населения в Саратовской области за 2017 год.

Далее учитель организует работу с текстом учебника (с. 29-30).

Выпишите определение понятия «демографический кризис» и 4 кризиса с указанием причины.

Учащиеся высказывают свои предположения:

Более 7 млрд. человек.

Учащиеся записывают в тетрадь.

На 9-м. (Китай, Индия, США, Индонезия, Пакистан, Бразилия, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония). Учащиеся записывают эти страны в тетрадь.

Нет.

Проводить перепись населения или брать данные в ЗАГСах.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Рождаемость и смертность.

Естественный прирост населения – разница между общим числом родившихся и умерших людей за год на какой-либо территории.

Отрицательный, так как смертность превышает рождаемость.

Еп=Р-С

Еп=12855-20471=-7616, т. е. для Саратовской области характерна естественная убыль населения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Снижение смертности, стимулирование рождаемости (пособия, материнский капитал, земельный участок, предоставление льгот), повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни, улучшение экологической ситуации.

Число прибывших в страну и число выбывших из неё.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Мп=Прибывшие-Выбывшие

Мп=66547-72707=-6160, т. е. для Саратовской области характерна миграционная убыль населения.

Демографический кризис – резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью).

  1. 1914 – 1922 – Первая мировая война, революция и Гражданская война, сопровождавшиеся хозяйственной разрухой, голодом и эмиграцией.
  2. 1933 – 1934 – насильственная коллективизация («раскулачивание») и упадок сельского хозяйства (засуха)
  3. 1941 – 1945 – Великая Отечественная война
  4. 1990 – 2000 – распад СССР.

4.Закрепление знаний

Задание: Построить график изменения численности населения в посёлке Приволжский. (см. Приложение) Учитель объясняет, как выполнить данное задание.

Учащиеся выполняют задание.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 7, вопросы 1 – 5 на с. 31 (устно)

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Приложение

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________

Изменение численности населения в посёлке Приволжский (Энгельсский район)

Год

2002

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность населения в посёлке Приволжском

15168

23041

34364

34367

34364

34427

34427

34239

34142

34029

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...