Особенности комплексной методологической оценки ООПТ
статья по географии (8, 9 класс)

Особо охраняемые природные территории являются эталонными с точки зрения сохранности природных ландшафтов. Данные территории помогают оценивать антропогенную нагрузку  на городские, сельские и природоохранные ландшафты посредством мониторинга и анализа исследуемой территории. В работе представлены необходимые критерии оценки для выявления антропогенной нагрузки на природные территории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности комплексной методологической оценки ООПТ

Т. В. Ветчанова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50 имени Бабенко А.А.»

Особо охраняемые природные территории в рамках современных промышленных и технических процессов являются частью природного наследия, которое в себе сосредотачивает первозданность природного мира какой-либо территории. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), являются своеобразным транслятором первозданности живой природы и всех ее составляющих, поэтому данные территории несут в себе еще и сдерживающую функцию технологического развития и антропогенной нагрузки на все природно-территориальные и природно-производственные комплексы. Охраняемые территории, по сути, должны представлять собой территории с минимальной, фоновой антропогенной нагрузкой. Тем не менее, на достаточно многих видах ООПТ разрешено ведение определенных видов деятельности, например таких как: туристско-рекреационная и научно-исследовательская, в связи с этим возникает необходимость мониторинга состояния территории ООПТ.

Современные физико-географические методы исследования территории ООПТ имеют достаточно широкий спектр методов выявления и оценки влияния антропогенной нагрузки на репрезентативность и целостность охраняемых территорий. Стоит отметить, что вместе с этим существует тенденция, которая сводится к тому, что полевая научно-исследовательская работа носит узкий характер. Зачастую исследования направлены на изучение свойств и состояния основных объектов охраны на ООПТ таких как: геологические обнажения, гидрологические памятники природы, уникальный животный и растительный мир территории и т.д. Данные уникальные объекты ООПТ и их исследование не всегда могут отражать реальное состояние охраняемой территории в целом, особенно в тех регионах, которые имеют промышленную и добывающую специализацию. Следовательно, можно говорить о том, что в полевых исследовательских работах на ООПТ используются в основном стандартные методы: геоботанические, зоологические, гидрологические и т.д., которые позволяют оценить лишь состояние отдельных компонентов живой и не живой природы. Между тем природные комплексы ООПТ, независимо от их ранга и статуса испытывают на себе антропогенное воздействие. Поэтому необходимо выявить общие критерии, которые позволяли бы полноценно провести оценку состояния всей территории ООПТ.

Целесообразно начать комплексную оценку территории с методов физико-географических исследований: полевого наблюдения и сбора необходимых образцов, картирования изучаемой территории, и исторического метода, который позволит изучить имеющуюся информацию о трансформации природной среды, затем провести сравнительный анализ полученных данных с разных объектов наблюдения и выявить интегральные средние показатели о нарушенности территории ООПТ. К вышеуказанным методам исследования стоит добавить методов комплексной оценки ООПТ, который основан на оценке нарушенности исследуемой территории. Анализ можно провести путем сложения всех нарушенных площадей и сопоставления полученных данных со шкалой оценки (Табл. 1). Для этого так же необходимо выявить процентное соотношение площадей нарушенных территорий к первозданным.

Таблица 1.

Процентное соотношение уровня нарушенных территорий

Процент земель нарушенных хозяйственной деятельностью, %

Уровень нарушенности территории

0 – 5

уровень не значительный – территория не пострадала от хозяйственной деятельности населения, вмешательство населения в экосистему минимальное.

6 – 10

уровень низкий – вмешательство населения в экосистему ощутимо, но не привело к сильным изменениям, территория нарушена исключительно вблизи крупных населенных пунктов.

11 – 25

уровень средний – вмешательство населения в окружающую среду является достаточно высоким, но последствия деятельности человека по-прежнему обратимы, при условии снижения нагрузки на территорию.

26 – 50

уровень высокий – ведение хозяйственной и рекреационной деятельности привело к серьезным последствиям, нарушениям всех составляющих экосистемы (растительный и почвенный покров, животное население)

более 50

уровень критический – происходит разрушение экологической системы, хозяйственная и рекреационная деятельность населения привела к катастрофическим последствиям, обратимость которых зависит от восстановительных мероприятий.

Наличие этих данных позволит определить, насколько сильное влияние оказывает население на природную среду и насколько негативным и сильным является это воздействие, что актуально на современном этапе развития системы «общество-природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методологические и практические особенности преподавания иностранного языка в рамках метапредметного подхода"

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?   Ответ на него дает великий русский...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Особенности комплексных работ на межпредметной основе

Перечень умений, проверяемых в рамках регионального мониторинга...

Особенности формирования и оценки базовых учебных действий

В статье говорится об особенностях, трудностях формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников. Разработаны критерии оценивания, т.е. те. возможные БУД, которые необходимо и возм...

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....

Особенности заданий для оценки математической грамотности

Особенности заданий для оценки математической грамотности...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...