Рабочая программа по географии в 6 классе (УОД)
рабочая программа по географии (6 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_b.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

Программа составлена на 68 учебных часов для изучения географии в 6 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

В 6 классе обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Тема  краеведческой работы стала концентром всего курса географии. Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Цели и задачи обучения географии

Цель:  всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.
  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
  • Помочь усвоить правила поведения в природе.                                

     Воспитательные:

  • Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
  •  Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

     Корреционно-развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Обучающиеся  должны знать:

  • что изучает география;
  • горизонт, линию и стороны горизонта;
  • основные формы земной поверхности;  
  • виды водоемов, их различия;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • правила поведения в природе;  
  • отличие плана от рисунка;
  • основные направления на плане, географической карте;
  • условные цвета и знаки географической карты;
  • распределение суши и воды на Земле;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; 
  • Значение  запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос , имена первых космонавтов;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
  • материки и океаны земного шара их расположение на глобусе и карте полушарий; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
  • основные типы климатов;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;  
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • читать планы местности;
  • ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
  • читать условные цвета и знаки географической карты;
  • составлять описания объектов с опорой на карту и картины;

показать на карте объекты, обозначать их на контурной карте.

Учебно-методические средства обучения

  1. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География.  М.: Просвещение, 2008.
  2. Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс. М.: Роскартография, 2003.
  3. Т.М.Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. М.:Просвещение, 2001.
  4. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География». М.: Просвещение, 2008.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Введение

Введение. Что изучает география.

Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Смена времён года

Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Смена дня и ночи

Явления природы. Штормы, ураганы, гром, молния, гроза, ветер.

Явления природы. Смерч.

Географические сведения о своей местности и труде населения

Ориентирование на местности

Горизонт. Линия горизонта

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование по местным признакам природы.

Формы поверхности Земли

Равнины, холмы.

Овраги, их образование.

Горы, различие по высоте.

Землетрясения. Извержения вулканов. Полуостров Камчатка.

Вода на Земле

Вода в природе.

Родник, его образование

Колодец, водопровод.

Части реки. Равнинные и горные реки. Равнинные реки.

Части реки. Равнинные и горные реки. Горные реки.

Как люди используют реки.

Озёра. Водохранилища. Пруды.

Озёра России.

Болота, их осушение.

Океаны и моря.

Острова и полуострова.

Водоёмы нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

План и карта

Рисунок и план предмета.

План и масштаб.

План класса.

План школьного участка. Условные знаки плана местности.

План и географическая карта.

Условные цвета физической карты

Условные знаки физической карты.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар

Краткие сведения о Земле, солнце, луне.

Планеты солнечной системы

Планеты солнечной системы

Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус-модель Земного шара.

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка.

Материки на глобусе и карте полушарий. Северная Америка, Южная Америка.

Материки на глобусе и карте полушарий. Антарктида, Австралия.

Первое кругосветное путешествие. Магеллан.

Первое русское кругосветное путешествие. И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский.

Значение солнца для жизни на земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России

Географическое положение России на карте.

Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Реки: Волга с Окой и Камой.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки: Лена и Амур.

Озёра России. Озеро Байкал.

Наш край на карте России

Повторение начального курса физической географии

Урок-викторина «Юный географ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...